Остров-град Свияжск за последние годы стал практически культовым местом для отечественных театральных деятелей. И все благодаря лаборатории «Свияжск АРТель Остров-град Свияжск за последние годы стал практически культовым местом для отечественных театральных деятелей. И все благодаря лаборатории «Свияжск АРТель»

Юра Борисов знает

Остров-град Свияжск за последние годы стал практически культовым местом для отечественных театральных деятелей. И все благодаря лаборатории «Свияжск АРТель», куда столичные режиссеры и критики приезжают теперь не только по приглашению организаторов из фонда «Живой город», но и просто как туристы. Конечно, находится и немало скептиков, которые считают все это таким междусобойчиком, когда театральные профи приезжают в Татарстан, проводят здесь хорошо время, а потом показывают друг другу и нескольким десяткам зрителей свой сырой продукт, после чего обмениваются хвалебными отзывами.

Но и «артельщикам» есть что возразить на это. Во-первых, список режиссеров, делавших эскизы в Свияжске, заставляет уважать: Штефан Кэги (всемирно известная театральная группа Rimini Protokoll), Михаил Бычков, Роман Феодори, Дмитрий Волкострелов, Алексей Крикливый и т. д. Во-вторых, некоторые из лабораторных проектов продолжают жить, например, прошлогоднее «Умаление мира» Марины Давыдовой вошло в репертуар площадки MOÑ. А из «Ходжи Насреддина» Тимура Бекмамбетова и вовсе получился кукольный спектакль в московском Театре Наций. Ну а в-третьих, важная вещь в эпоху новых медиа. Главный российский актер прямо сейчас Юра Борисов (в недавних Каннах показали сразу два фильма с его участием, и то же самое произойдет скоро на Венецианском кинофестивале) у Юрия Дудя, отвечая на вопрос о том, какой театр он предпочитает, вспомнил о том, как актриса Роза Хайруллина гуляла с коровами и читала им «Слово о полку Игореве». Понятное дело, что это происходило на «Свияжск АРТели», слава о которой, если верить Борисову, вышла за рамки местной тусовки.

Театральная лаборатория «Свияжск АРТель» традиционно проходит на острове Свияжск и является ярким примером направления site specific. Для участия в проекте на остров приезжают театральные профессионалы из России и Европы.

Суть театральной лаборатории заключается в создании эскиза спектакля в сжатые сроки, в данном случае за неделю. Неотъемлемой частью эскизов «Свияжск АРТели» становятся конкретные объекты острова Свияжск. Эскизы спектаклей разворачиваются как на открытой местности, так и внутри архитектурных объектов.

Нынешняя лаборатория отличалась от предыдущих, отражая заданную организаторами тему — «Театр художника». Соответственно, «Живой город» и бессменный куратор и театральный гуру Олег Лоевский позвали на остров-град не режиссеров, как это происходит обычно, а преимущественно художников.

В основную программу вошло три эскиза. Наиболее художественными занималась Мария Алигожина, победительница open-call (конкурса проектов, в котором мог принять участие любой желающий), известная по работам с contemporary jewelry (украшения и одновременно художественные высказывания через найденные на улице предметы); и творческое объединение «Театр взаимных действий» — это ведущий российский театральный художник Ксения Перетрухина, а также Алексей Лобанов, Шифра Каждан и Александра Мун. А максимально приближенный к привычному театральному языку эскиз сделали режиссер Данил Чащин (номинант «Золотой маски», оставивший по спектаклю в ведущих театрах Москвы) и художник Дмитрий Разумов.

Параллельно двухдневным показам молодые режиссеры и создатели «Театр.Акт» Ангелина Мигранова и Родион Сабиров прошли пешком 70 км от Казани до Свияжска и пронесли сосуд с землей из столицы республики на остров-град, совершив тем самым физически изнурительный перформанс «Взаимопроникновение». За дорожным приключением можно было наблюдать по прямой трансляции или вживую на пути к Свияжску, встретив ребят на автостраде.

Молодые режиссеры и создатели «Театр.Акт» Ангелина Мигранова и Родион Сабиров прошли пешком 70 км от Казани до Свияжска и пронесли сосуд с землей из столицы республики на остров-град, совершив тем самым физически изнурительный перформанс «Взаимопроникновение» Молодые режиссеры и создатели «Театр.Акт» Ангелина Мигранова и Родион Сабиров прошли пешком 70 км от Казани до Свияжска и пронесли сосуд с землей из столицы республики на остров-град, совершив тем самым физически изнурительный перформанс «Взаимопроникновение»

Форточка души

В конце весны этого года Свияжску был передан и отбуксирован ветхий двухэтажный дебаркадер. Как пристань его вряд ли собирались использовать. Вместо этого сооружение превратили в художественное пространство. Камерный хор РТ даже исполнил там «Ах ты, степь широкая» в День России. Именно дебаркадер и стал центром перформанса художницы Алигожиной.

Сначала ее заявка победила в открытом голосовании, а потом, после четких и продуманных манипуляций, превратилась в самостоятельное творческое высказывание. Погулять по дебаркадеру можно было несколько раз в день. Главное, чтобы число людей, находящихся одновременно на пристани, не превышало 10 человек. Поэтому зрителей водили группами по 5–7 человек.

Перформанс включает 5 актов, каждый из которых занимает комнату или каюту дебаркадера Перформанс включает пять актов, каждый из которых занимает комнату или каюту дебаркадера

От суши до плавучего дома зрителей отделял лишь метровый деревянный мостик. С публикой, которая преодолевала его, начинали происходить чудеса. И речь не про удивительный художественный мир, глубину мысли и прочее — это будет потом. С первого же шага подкашиваются ноги. Дело в том, что при транспортировке пристани в Свияжск забыли/потеряли/не доставили необходимые сваи. Поэтому сооружение под крутым углом стремится нырнуть в воду. Так что людям с плохим вестибулярным аппаратом лучше сразу схватиться за бортик и не отпускать его до конца путешествия.

Тут же перед глазами оказывается напутствие: «Пусть комарики тебя не кусают», сделанное из больших красных бумажных букв и развешанное на бельевые веревки, точно в гигантском арочном проеме. Что бы это ни значило, сразу хочется улыбнуться.

Тут же перед глазами оказывается напутствие «пусть комарики тебя не кусают», сделанное из больших красных бумажных букв и развешанное на бельевые веревки точно в гигантском арочном проеме Тут же перед глазами оказывается напутствие: «Пусть комарики тебя не кусают», сделанное из больших красных бумажных букв и развешанное на бельевые веревки, точно в гигантском арочном проеме

Перформанс включает пять актов, каждый из которых занимает комнату или каюту дебаркадера. В одной, например, обитают спасающиеся от летнего зноя и отмахивающиеся от насекомых отдыхающие, в другой живут папулы — те самые вздутые розовые кружочки, появляющиеся на коже после укусов комаров. В третьей, самой маленькой, находится лишь сигнальная мигалка и короткий настенный диалог:

— Знаешь что?

— Что?

— Ни в одном языке мира нет слова, обозначающего момент, когда ты убиваешь на себе комара, напившегося твоей крови.

— Спи.

На первый взгляд может показаться, что «Форточка» — это наивный и странный художественный импульс. Ерунда с кучей хлама и претензией на нечто стоящее. Но стоит подняться на второй этаж, как аллегории сами начнут зарождаться в сознании. Тут на окнах ждут уже более подробные надписи — «13 признаков пробуждения». От чего? От собственной слепоты, выдуманной реальности, эгоизма и злости. Попробуйте заменить «комариков» на негативные части своего характера или других людей. Теперь все не кажется таким наивным и дурацким.

Несколькими точными штрихами Алигожиной удалось приоткрыть форточку в душу каждого поднявшегося на этот кривой дебаркадер. Ведь нет ничего сложнее и опаснее, чем честно заглянуть внутрь себя.

Совсем другой ракурс выбрали участники творческой группы «Театр взаимных действий». Их целью было заглянуть не в себя, а в страницы истории страны. Зрителей посадили на песчаном берегу параллельно воде Совсем другой ракурс выбрали участники творческой группы «Театр взаимных действий». Их целью было заглянуть не в себя, а на страницы истории страны. Зрителей посадили на песчаном берегу параллельно воде

Двое в лодке, не считая святого Христофора

Совсем другой ракурс выбрали участники творческой группы «Театр взаимных действий». Их целью было заглянуть не в себя, а на страницы истории страны. Зрителей посадили на песчаном берегу параллельно воде, включили легкую и ненавязчивую музыку и пустили артистов (они же художники) по реке.

Буквально через минуту с правой стороны показалась медленно плывущая двухместная деревянная лодка, которой управлял человек с головой коня. А в ней стояли двое. Черные костюмы с нарисованными костями, вымазанные белилами лица. Ни одного слова, зато каждый жест — история. Пока странник в белой рубахе и с лошадиной головой тащил по воде лодку, пара — быть может, Адам и Ева, или рядовая семья, или случайные незнакомцы — вспоминала события из истории нашего Отечества.

Вот на телах оказывается узнаваемая форма красноармейцев, а затем — тюремные робы, еще мгновение — и их сменяют военные телогрейки. В руках попеременно оказываются автоматы, мечи, хлеб… Но тут же безмолвные лица бросают его в воду. Целые буханки! Вот так просто! И это в самые голодные для страны годы!

Буквально через минуту с правой стороны, усилиями человека с головой коня медленно плыла двухместная деревянная лодка. А в ней стояли двое. Черные костюмы с нарисованными костями, вымазанные белилами лица Буквально через минуту с правой стороны показалась медленно плывущая двухместная деревянная лодка, которой управлял человек с головой коня. А в ней стояли двое. Черные костюмы с нарисованными костями, вымазанные белилами лица

Но река жизни не может прекратить движение. И одинокий странник, в котором все лучше угадывается образ святого Христофора (в Успенском монастыре Свияжска до сих пор сохранилась фреска со старинным изображением мученика с песьей головой — в других храмах встречаются изображения святого с головой лошади, несмотря на распространенный церковный запрет).

К сожалению, эти догадки приходят гораздо позднее. Перформанс сыгран, зрители разошлись по делам, а вопросы от увиденного требуют ответов. Кто же эти люди? Кто тянет лодку? А какие еще из показанных событий ты не разгадал? Впрочем, у художников была мысль написать специальную памятку для зрителей с использованными историческими моментами. Но почему-то от нее отказались. Хотя в этом случае эффект был бы сильнее. Однако если исходить из мнения, что художник видит скорее образами, а не смыслами, то задача была выполнена. Красота пейзажей, построение зрительского ряда, оформление самого эскиза и даже дети, резвящиеся у берега, погрузили зрителя в созданную атмосферу. Захотелось ли им после этого открыть учебник истории? Возможно. А посмотреть еще раз 15-минутный перформанс? Абсолютно точно.

Эскиз Чащина и Разумова получил название «Рыбацкие байки», которое целиком определило смысл показанного Эскиз Чащина и Разумова получил название «Рыбацкие байки», которое целиком определило смысл показанного

Байки травить — это тебе не рыбу удить

Эскиз Чащина и Разумова получил название «Рыбацкие байки», которое целиком определило смысл показанного. Команда изначально планировала собрать байки, легенды, сказки о Свияжске и его жителях и рассказать их во время рыбалки. Позже ужение рыбы заменили на приготовление ухи в котелке, но костяк остался прежним.

Ближе к закату зрители перебрались на соседний берег реки, удобно устроились на заправленных подушками пандусах и приготовились слушать рыбацкие истории. Пока новоиспеченные моряки буднично помешивали что-то в котелке, подкидывали дровишек в огонь да холодили водочку, режиссер эскиза, будто извиняясь, предупреждал о сыром состоянии заготовки.

Когда к общему столу спустились местные жители и рыбаки из соседних деревень, начался настоящий спектакль Когда к общему столу спустились местные жители и рыбаки из соседних деревень, начался настоящий спектакль

Эскиз, действительно, оказался скорее rare, чем well done. Вероятно, богатый театральный опыт Чащина сыграл с ним злую шутку. Пространство вечернего Свияжска оказалось интереснее «Рыбацких баек», актеры, хоть и старались чеканить заготовленный текст, растеряли внимание зрителя, и даже подсадные гости с реальными рассказами островитян с трудом спасали положение.

«Золотая маска» легитимизирует нас»: «Страшно место» из Свияжска покорило Москву

«Уха, уха! В конце будет уха!» — то и дело повторяли моряки. Ее-то зрители и дожидались, а получасовой спектакль рухнул еще на первых пяти минутах. Благо в один момент на берегу показался настоящий рыбак Павел Тиняев, который накануне  вместе с островитянами спустил на воду косный струг. Эту большую деревянную лодку изготовили специально для премьеры последней части свияжской оперной трилогии Александра Маноцкова (первая «Сны Иакова», напомним, заработала «Золотую маску»), запланированной в сентябре. Именно Тиняев в непринужденной манере рассказал реальные рыбацкие байки. А затем снова передал слово актерам, которые не знали, за чем лучше следить — за дырявым сценарием или убегающей из котелка ухой.

Впрочем, зрителям не позволили уйти с берега недовольными: ухой накормили, стопку налили. А когда к общему столу спустились местные жители и рыбаки из соседних деревень, начался настоящий спектакль. Вот где и про таинства ловли рыбы рассказали, и про русалок в водах Свияги поведали.