Попытки ввести микромобильный транспорт в столице РТ в стойло регламентов успехом пока не увенчались — на торги исполкома Казани по организации законных стоянок электросамокатов не заявилась ни одна компания. Да, прокатчики делают шаги навстречу исполкому и ГИБДД: Urent в 5 раз сократил число виртуальных парковок, что лишило их 30% поездок, а Whoosh снизил количество стоянок с 1 тыс. до 500. Но нарушителей меньше не становится — ежедневно инспекторы штрафуют 40 любителей прокатиться по дороге, а сотрудники мэрии изымают самокаты на незаконных стоянках. «Это искусственное создание монополии», — отзываются о конкурсе бойкотировавшие его операторы.
Сегодня исполком Казани подвел итоги конкурса на аренду 122 парковок. Как сообщили нашему изданию в пресс-службе мэрии, на него не заявилась ни одна кикшеринговая компания
Операторы кикшеринга бойкотировали тендер на аренду стоянок для самокатов
Сегодня исполком Казани подвел итоги конкурса на аренду 122 парковок. Как сообщили нашему изданию в пресс-службе мэрии, на него не заявилась ни одна кикшеринговая компания. Напомним, прием заявок стартовал 2 июля. Начальная стоимость торгов — 927 тыс. рублей, площадь каждой парковки — 5,2 кв. м, а срок размещения — три месяца.
При этом в исполкоме еще раз подчеркнули заинтересованность в развитии транспорта малой мобильности, в частности электросамокатов — они снижают нагрузку на улично-дорожную сеть и удобны в использовании. «Однако остается нерешенным вопрос безопасности как для самих пользователей электросамокатов, так и для пешеходов, — заметили в пресс-службе мэрии. — Статистика, предоставленная ГИБДД, свидетельствует, что с началом летнего сезона пользователи электросамокатов попадали в ДТП различной степени тяжести. В одних случаях они сбивали пешеходов, в других — сами являлись пострадавшими при столкновении с автомобилем. Вопрос передвижения электросамокатов, как и другого транспорта малой мобильности, требует регулирования на федеральном уровне. Например, для определения нового статуса пользователей электросамокатов необходимо внести изменение в правила дорожного движения РФ».
Однако пока изменения в ПДД не внесли, запрещать удобные, но опасные средства передвижения в исполкоме считают неправильным. «Поэтому муниципалитет совместно с ГИБДД разработал и предложил свои меры, которые, на наш взгляд, позволят повысить безопасность пешеходов и пользователей. Среди них — ограничение скорости, зон для поездок (например, из-за большого пешеходного потока нельзя ездить в парке „Кырлай“ или возле ТЦ), спешивание при проезде по зебре, определение мест для стоянки электросамокатов», — указали в мэрии.
Меры, о которых идет речь, есть в соглашении между мэрией и кикшеринговыми компаниями. В нем как раз и прописано превращение 1 тыс. виртуальных парковок в 122, оборудованные разметкой и вывесками. Документ также запрещает выезжать на самокате на дорогу и предписывает двигаться по всем тротуарам со скоростью 10 км/ч. Операторы кикшеринга выполняют эти требования лишь частично. В Казани создан ряд зон, движение по которым замедлено, — ул. Баумана, Кремлевская и др., но на других пешеходных территориях, например набережной Казанки, электросамокаты лавируют между фланирующими туристами на скорости 25 км/ч. Число парковок также сократилось, но до запланированного в соглашении показателя еще далеко.
«Нарушений со стороны клиентов кикшеринговых компаний меньше не становится, — подтверждает собеседник из правоохранительных кругов. — Ежедневно инспекторы ГИБДД выявляют около 40 правонарушений по статье 12.29 КоАП РФ („Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом“, штраф — 500 рублей). Чаще всего это касается случаев, когда на электросамокате выезжают на проезжую часть, а по дорогам на них двигаться запрещено». По словам источника издания, чаще всего нарушители оказываются за рулем прокатных самокатов. «Встречаются и частные, но это исключения из правил», — добавил он.
Продолжаются рейды и по линии исполкома. В понедельник было изъято пять самокатов и составлено четыре протокола за нарушения правил расположения прокатных точек (ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ, «Нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов»). Максимальное наказание для юрлица за хранение складируемого имущества за границами предусмотренных парковок — штраф в 500 тыс. рублей. На сегодня назначены новые рейды.
В исполкоме еще раз подчеркнули заинтересованность в развитии транспорта малой мобильности, в частности электросамокатов — они снижают нагрузку на улично-дорожную сеть и удобны в использовании
«Самокатам нужна тысяча парковок. Развлечением нам быть не хочется»
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» операторы кикшеринга не удивились тому, что торги по парковкам сорваны. «122 парковки — это настолько плохо, что мы даже не рассматривали такой вариант работы, — сообщили нашему изданию в компании Whoosh. — Для работы по транспортному сценарию в Казани самокатам нужна тысяча парковок. Развлечением нам быть не хочется».
Сейчас компания в Казани использует порядка 500 парковок для самокатов. «За каждый рейд у нас увозят 2–4 самоката, мы оспариваем эти решения и возвращаем самокаты в рамках закона, — добавили в пресс-службе. — Мы тщательно следим за тем, чтобы максимально аккуратно стоять в городе, как следили и до этого. Например, есть команда специальных сотрудников в городе, которые перемещаются между парковками и разгружают загруженные, просто ставят аккуратнее самокаты. Они работают с весны этого года».
Второй оператор кикшеринга в Казани — компания Urent — сократил число парковок сразу до 200. «Это частично наши парковки, которые мы ставим вместе с партнерами, например ретейловыми сетями, такими как «Бахетле» и другими, и частично виртуальные парковки в местах, где самокаты никому не мешают в городе», — объяснили в пресс-службе компании. Руководство Urent также бойкотировало тендер на парковочные места. «Его смысл — выбрать одного пользователя на 122 парковки в городе, такие условия проведения тендера убивают конкуренцию», — заметили в пресс-службе. В Urent полагают, что это приведет к росту стоимости поездок на шеринговых самокатах и ухудшению сервиса. «Нет смысла работать лучше, когда ты единственный игрок в городе, — добавили в компании. — По сути, это искусственное создание монополии, которое, вероятно, привлечет внимание антимонопольных органов и в любом случае убьет пользовательский сценарий „последней мили“».
Резкое сокращение числа парковочных мест уже привело к падению количества поездок в Казани на 30%. «В основном это поездки „последней мили“. Пользователям просто стало менее удобно использовать самокаты как транспорт из-за ограничения количества парковок», — добавили в Urent. При этом в компании заметили, что эвакуация самокатов с парковочных мест их не коснулась.
Источник издания, знакомый с ситуацией, указывает на то, что финансовый поток, который получают операторы этого рынка, позволяет им работать вопреки всем штрафам. «Уровень рентабельности этого бизнеса такой, что они продолжают работать, несмотря на угрозы уйти, но движений в сторону правового поля пока, увы, не наблюдается», — констатировал он.
Однако отмена торгов не означает, что самокаты продолжат парковать на не предназначенных для этого тротуарах. В мэрии решили сменить тактику. В ближайшее время будут внесены изменения в постановление кабинета министров Татарстана №416, которое регулирует размещение на государственной или муниципальной земле нестационарных торговых объектов или рекламных конструкций. Поправки к постановлению позволят заключать договоры на размещение электросамокатов на муниципальных земельных участках. Последние будут разыгрываться с торгов.
«Мы надеемся, что компании кикшеринга поставят во главу угла не увеличение поездок, а значит, своей прибыли, а безопасность их пользователей и пешеходов, — добавили в мэрии. — Готовы рассмотреть их встречные предложения».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 286