1. #Адиляпрокино (с 5 августа)

рекомендую:

«На последнем дыхании» (реж. Жан-Люк Годар, 1960)

Полнометражный дебют Жан-Люка Годара стал манифестом французской новой волны и одним из ключевых произведений киноискусства. Режиссер буквально переписал правила кино за счет рваного монтажа, слома «четвертой стены», аллюзий на нуар и многочисленных отсылок и цитат. Но фильм не просто учебник по новаторскому киноязыку, но и вдохновляющий гимн жизни, юности и свободе. Ручная камера легендарного оператора Рауля Кутара идеально ухватила атмосферу парижских улиц и квартир, где стремительно развивается история любви и предательства. Главные роли сыграли Жан-Поль Бельмондо, которому фильм принес мировую славу, и Джин Сиберг — одна из икон новой волны. Над сценарием работали Франсуа Трюффо и Клод Шаброль. Несмотря на то что Бельмондо и Сиберг не верили в успех фильма, он был стремительным и колоссальным. «На последнем дыхании» пользовался огромной популярностью у зрителей, критики писали ему оды, а Годар удостоился приза за режиссуру на Берлинском кинофестивале. С тех пор картина постоянно входит в разнообразные списки лучших, является одним из краеугольных камней кинообразования и остается влиятельнейшим феноменом культуры вообще. Даже спустя 60 лет фильм поражает своей дерзостью, а увидеть его обязан каждый поклонник кинематографа.

В «Киномаксе» в KazanMall 5 августа в 19:00 в рамках арт-показа я буду представлять и обсуждать этот шедевр. Расскажу историю его создания, основные характерные черты и объясню, почему фильм стал культовым и явился прорывом в искусстве кино. Приходите.

16+

«Отряд самоубийц: Миссия навылет» (реж. Джеймс Ганн)

Команда безрассудных и неисправимых антигероев из вселенной DC возвращается на экраны ради того, чтобы снова столкнуться со своими врагами и поставить их на место. Супергеройский фильм задуман как перезагрузка «Отряда самоубийц» 2016 года. Режиссер Джеймс Гранн решил не продолжать историю первой картины, т. к. как она оказалась достаточно спорной: фильм завоевал премию «Оскар» за лучший грим и прически, но при этом получил целых две номинации на «Золотую малину». Долгое время казалось маловероятным, что студия сделает продолжение оригинальной картины о секретной команде осужденных преступников. Долгожданный сиквел испытал муки производственного процесса, сменив несколько режиссеров и сценаристов. Однако в конечном итоге нас ждет 10-й фильм из расширенной вселенной DC и новая история о персонажах «Отряда самоубийц». Думаю, можно не переживать насчет второй части, ведь на этот раз в режиссерское кресло сел Ганн, подаривший миру всеми любимую франшизу «Стражи галактики».

18+

«Я создан для тебя» (реж. Мария Шрадер)

В основу сюжета легло произведение Эммы Браславски 2020 года. Книга победила на ежегодной литературной премии Deutscher Science Fiction Preis в номинации «Лучший рассказ». Международная премьера романтической комедии об отношениях девушки-ученой и робота состоялась на Берлинском кинофестивале 2021 года и была удостоена «Серебряного медведя». Историй про взаимоотношения человека и робота в кино великое множество — от классики «Метрополиса» Фрица Ланга до Марюса Вайсберга с его сомнительным «(НЕ)идеальным мужчиной». Действительно, тема острая и актуальна будет в искусстве еще долго. Чем же хорош и чем отличается фильм «Я создан для тебя»? А тем, что  подходит к проблеме со всей серьезностью. При этом первую половину картину вы смотрите, как классический ромком с предсказуемыми шутками и нелепыми ситуациями, а вторая часть воспринимается как философский трактат о будущем, в котором главная героиня обрекает весь род людской на стремление к страданию. Такого подхода к данной теме в кино я не припомню, и этим-то фильм и интересен.

16+

«Мулан. Новая легенда» (реж. Лео Ляо)

Легенда о Мулан была популярна в Китае на протяжении 1,5 тыс. лет, и на ее основе созданы пьесы, оперы, фильмы, книги и видеоигры, и все они имеют собственный взгляд на историю девушки, решившей присоединиться к армии в образе мужчины.

Когда первая версия мультфильма «Мулан» (1998) вышла в Китае, она не добилась особого успеха. И в этом не было вины самой картины: дело в том, что незадолго до выпуска студия Disney испортила отношения с китайскими властями, из-за чего «Мулан» вышла в стране лишь в ограниченном прокате. История соперничества продолжалась дальше. Режиссер ремейка анимационного фильма «Мулан», который был выпущен в 2020 году, Ники Каро и ее продюсеры сделали ставку на подлинность, отбирая китайских звезд, тесно сотрудничая с китайскими консультантами и снимая значимые части фильма в КНР. В итоге картина провалилась в прокате. Многие зрители выразили беспокойство по поводу голливудского взгляда на знакомую легенду. Выпуск картины Лео Ляо (дебютант в анимации) должен был показать местному населению, как нужно делать ремейки на классические истории. Даже слоган на плакате подобрали следующий: «Настоящий Китай. Настоящая Мулан». Мне кажется, данная премьера — замечательный повод сходить в кинотеатры и сравнить всех Муланов, которых вы видели, с этим, как утверждают создатели, аутентичным.

6+

 «Хищники» (реж. Пьетро Кастеллитто)

Черная комедия Пьетро Кастеллитто стала хитом Венецианского кинофестиваля 2020 года (приз за лучший сценарий). Действие разворачивается в современном Риме. Солнечным утром судьба сталкивает в Остии представителей двух абсолютно непохожих семейств. Первые — интеллектуалы из богатого квартала, вторые — неонацисты из пригорода. Об их безумном дне нам расскажет эта остроумная картина.

Исполнитель главной роли Массимо Пополицио назвал «Хищников» сплавом трех разных стилей: Бастера Китона, французской семейной пьесы и итальянской комедии в духе «Отвратительные, грязные, злые» Этторе Скола. Лучше него данный фильм и не описать — это одновременно смешное, элегантное и провокационное кино. Рекомендую обратить внимание на «Хищников» непременно!

18+

«Заклинание Джинна» (реж. Давид Шарбонье, Джастин Пауэлл)

Слоган фильма гласит: «Самая древняя сила начинает игру». В исламе Аль-Джин (джинн) — это дух высокого интеллекта, невидимый для обычного человека. При этом существуют как добрые, так и злые джинны, которые не могут влиять на людей. Именно с подобным поверьем работает режиссерский дебют Давида Шарбонье и Джастина Пауэлла («Мальчик за дверью»). И, надо отдать должное, у них получился неплохой олдскульный хоррор: минималистичный, камерный детско-подростковый ужастик, какие выпускали в большом количестве в 80-х и 90-х годах прошлого века. Да и события в фильме, на мой взгляд, неслучайно происходят в конце 80-х. «Заклинание Джинна» — ностальгический фильм-ужасов, в котором сама стилизация под эстетику жанра того времени намного привлекательнее сюжета. А почему бы и нет?

16+

сомнительно:

«Полночь на злаковом поле» (реж. Рэндолл Эмметт)

Посмотреть, как герои Брюса Уиллиса и Меган Фокс расследуют серийные убийства, можно в новом триллере «Полночь на злаковом поле», который основан на реальных преступлениях Роберта Бенджамина Роудса, более известного как «убийца на стоянке грузовиков». Маньяк и насильник орудовал в период с 1975 по 1990 год, оставаясь вне поля зрения властей. По словам самого Роудса, он лишил жизни свыше 50 женщин. В 1994-м он был приговорен к пожизненному заключению без права досрочного освобождения. Режиссерский дебют известного продюсера Рэндолла Эмметта. До этого он работал над созданием таких крупных проектов, как «День курка», «Эверест», «План побега» и «Молчание». Его продюсерская карьера насчитывает более 100 работ в кино и на телевидении. И не нужно было ему уходить с данного поприща в режиссуру. Да, найден интересный сюжет, но фильм безнадежно плох по всем фронтам: диалоги, актерская игра, съемка, структура повествования, динамика. Не советую.

16+


2. 33-й концертный сезон Салавата

С 6 по 15 августа

Фото: «БИЗНЕС Online»

Безусловный певец № 1 татарской эстрады, а с этого года еще и советник министра культуры РТ,  Салават Фатхетдинов запускает свой 33-й концертный сезон! Как обычно, название ему артист дал немного в духе Кандинского — по порядковому номеру — «33-й сезон». Зато (опять же, как всегда) на концертах Салавата пришедших ждут атмосфера праздника, отличное настроение и все-все хиты певца.  

6+

Стоимость билетов: 700–2500 рублей.

ТГАТ им. Камала (ул. Татарстан, 1), начало — в 19:00


3. Jazz в музее-усадьбе Сандецкого. Полина Касьянова, Константин Гевондян и трио Евгения Борца

С 5 августа


Ежегодный летний музыкальный фестиваль после годичного «коронавирусного» перерыва снова приглашает на свои джазовые вечера. Более того, в этом году он вновь возвращается на  привычную площадку — в Государственный музей изобразительных искусств РТ — в усадьбу генерал-губернатора Сандецкого.

Откроют фестиваль певица Полина Касьянова, трубач Константин Гевондян и трио Евгения Борца.

12+

Стоимость билетов: 1990–2290 рублей.

ГСИ РТ — музей-усадьба Сандецкого (ул. Карла Маркса, 64), начало — в 19:00


4. Открытие выставки пиксельных руин повседневности Present in the Past Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой

С 28 июля

Фото: «БИЗНЕС Online»

Тотальная живописная инсталляция Present in the Past Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой — это 9 крупноформатных полотен, дополняющих обломки и звуки отпадающей от стен штукатурки, составляя 72 кв. м фрагментированного распада реальности.

Экспозиция состоит из двух серий работ — RM и 206 Partial Content, которые ранее не выставлялись вместе, хотя один проект вытекает из другого. 206 Partial content («частичное содержание» на языке программирования) отражает размышления художников о мифе СССР. Живописцы принадлежат к поколению, выросшему после развала Союза. Они тщетно пытаются собрать прошлое с помощью интернета и технологий. Обломки найденных в сети и написанных на холсте фотографий похожи на потрескавшуюся штукатурку, которая сыпется со стен их мастерской в полуразрушенном Доме культуры в городе Кинешма Ивановской области, став неотъемлемой частью живописной инсталляции.

Первая и пока единственная выставка серии, RM, открылась за неделю до локдауна в одной из галерей Москвы и на три месяца стала аллюзией на саму себя. Название RM представляет собой сокращение от слов room («комната») и remove («удалить»). Это проект о современной реальности, которая, загружаясь в сеть, мгновенно становится историей. Художники видят комнату как место обитания человека, из которого он периодически вылезает наружу, совершая бегство в иные миры, прежде всего виртуальные. Реальность выстраивается и разрушается, повинуясь своему естественному циклу, и человек ей совершенно ни к чему. Виртуальность кромсает реальность, пространство начинает смещаться, превращается в сетевой шум.

Окружнов и Шарова говорят: «Да и город наш (Кинешма прим. ред.) весь в руинах, разваливается, и мастерская — руина, и вокруг все из кусочков. И так любой город в России, кроме Москвы. Поэтому и бегут все из этих городов. Кто в Москву, а кто в сеть… чтобы не видеть всего этого. У нас был случай: сидели дома с детьми, они в телефоны свои уставились. Мы им говорим: „Выключите, лучше поиграйте или погуляйте“. А они нам: „Так ведь там намного интересней, чем здесь!“»

Процесс конструкции – деконструкции лежит в основе творческого метода художников. Сначала художники создают на компьютере коллаж из фотографий, найденных в интернете. Сетевые фото должны резонировать с их ощущениями и показывать опустевшие места обитания современных людей, подверженные распаду. Затем они переводят коллаж в живопись, наслаивая друг на друга фрагменты и частицы. Один фрагмент сменяется другим, тем самым не давая зрителю дойти до дна изображения. Возникают гибридные образы новой визуальности.

Художники работают вместе с 2012 года и уже заявили о себе, исследуя синтез реального и виртуального в эпоху постинтернета. Окружнов и Шарова — авторы персональных и участники многочисленных групповых выставок в галереях России и Германии, а также международных биеннале и ярмарок современного искусства. Их работы находятся в собраниях Московского музея современного искусства, фонда культуры «Екатерина» (Москва), корпоративной коллекции Газпромбанка (Москва), центра им. Курехина (Санкт-Петербург).

Выставка проводится при поддержке газеты «БИЗНЕС Online». Генеральный информационный партнер — «БИМ-радио».

12+

Стоимость билетов: 150 рублей, для студентов — 100 рублей, для детей до 18 лет и пенсионеров вход свободный.

Галерея современного искусства «БИЗОN» (ТЦ «Родина», ул. Баумана, 44/8, первый этаж). Режим работы: ежедневно с 13:00 до 21:00


5. Показы проекта «КиноСреда». «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

4 августа

История культового фильма Марка Захарова началась с театральной постановки. Драматург Григорий Горин взял за основу сюжеты немецкого писателя Эриха Распе и написал пьесу о бароне Мюнхгаузене «Самый правдивый». Поставленный по ней спектакль назывался «Комическая фантазия…» и шел в театре Советской армии с невероятным успехом! Посмотрев постановку, Захаров решил немедленно перенести на экран историю жизни Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий.

Кстати, «Тот самый Мюнхгаузен» почти не пострадал от цензуры — из него перед премьерным показом вырезали всего две сцены. В сцене с охотником, которому все говорили, что учатся по его книгам, усмотрели намек на «Малую землю» Леонида Брежнева. Книга недавно вышла в печать и была внесена в школьную программу. Вторая правка касалась «Песенки пастушки» в исполнении Любови Полищук. Актриса тогда была в опале на телевидении, и фрагмент с ее участием вырезали. Пела за Полищук певица Жанна Рождественская. Позже «Песенку пастушки» вернули на место. Перед просмотром картины состоится лекция о музыке кино, которую проведет музыковед Эльвира Камалова.

Показ пройдет при поддержке благотворительного фонда «Татнефть».

16+

Вход свободный.

Набережная озера Кабан, начало — в 20:30


6. Стендап-комик Алексей Щербаков

5 августа

Фото: скриншот ютуб

Один из самых популярных (пусть и не самых интеллектуальных) российских стендап-комиков Алексей Щербаков представит в Казани свой большой концерт с незамысловатым названием  «Новое и лучшее».

18+

Стоимость билетов: 2200 рублей.

КСК «УНИКС» (ул. Профессора Нужина, 2/27), начало — в 19:00


7. Открытие выставки Рустема Салихова «Медитация в сером»

5 августа

Фото: art16.ru

Рустем Салихов — один из самых ярких представителей абстракции в России. На выставке представлено 16 живописных и графических работ, созданных в период между 2009 и 2021 годами. Ее центральным произведением является одноименный полиптих 2009-го. Бо́льшая часть работ впервые показана публике.

Живописное пространство абстракции Салихова моделируется в едином ключе — с помощью линий, а не объемов, — но при этом автор предлагает аналитический взгляд на такие понятия, как серия и повтор. В его произведениях событием становится не отсутствие реалистической формы как таковой, а соотношение поверхностей, царапин, субстанций, форматов и цвета, что сближает их с работами художников-минималистов. Вместе с тем узнаваемый в творчестве Салихова жест процарапывания (и тонкая линия от него) утверждает эмоциональное начало в качестве первоэлемента живописи. Художник вспоминает, что любовь к такой линии появилась благодаря увиденной им скульптуре Франческо Мессины, в которой волосы были тонко обозначены мастихином: «От этого контраста — между мощной скульптурой и этими волосами — появляется какая-то звонкость».

Произведения Салихова мерцают между живописью и объектом, приобретая свойства деколлажа, когда растяжки краски и царапины обнажают перед зрителем «нижние» слои. Взгляд то скользит по поверхности, то проникает вглубь, — а иногда встречается с пейзажем, который, едва возникнув, исчезает в сетке из полос.

12+

Вход свободный по регистрации, подробности здесь.

Belova Art Gallery (ул. Кремлевская, 9, вход со двора), начало — в 19:00


8. Юбилейная выставка Олега Кульпина «Кистью и сердцем»

С 5 августа по 26 сентября

Экспозиция посвящена 75-летию одного из ведущих художников Татарстана, мастера пейзажа и натюрморта, творчество которого составляет значительную страницу современного искусства юго-востока республики.

Техника исполнения работ Кульпина академическая, характерная отечественному искусству ХХ века. Некоторые работы создаются автором в стиле импрессионизма, в целом свойственном многим мастерам живописи.

В настоящее время главной темой в творчестве художника являются древнерусские города и памятники архитектуры. Своеобразным продолжением этой темы стал цикл, посвященный Свияжску и рассказывающий о «татарской Швейцарии» — Лениногорске. Окрестности города напоминают Кульпину западноевропейский ландшафт.

Сложную композицию с многочисленными смысловыми связями представляют натюрморты мастера. Кроме того, художник занимается лаковой миниатюрой, в которой он создает станковые произведения — панно — по мотивам сказок Пушкина или Тукая. К столетию Габдуллы Тукая Кульпин написал целую серию работ: «Шурале», «Әкият», «Кичке уен» и другие. В этой серии он старался соединить технику палехской миниатюры с композиционными приемами восточных мастеров. На выставке представлены произведения живописи из собрания автора и ГМИИ РТ

6+

Национальная художественная галерея «Хазинэ» (Казанский кремль, 3-й подъезд), режим работы и стоимость билетов смотрите здесь.   


9. Кинопоказ фильма «Остров проклятых» Мартина Скорсезе

8 августа (в широком прокате с 12 августа)


Специальный показ отреставрированной версии одного из самых загадочных фильмов Мартина Скорсезе «Остров проклятых». Необычная картина повествует о расследовании, которое приводит двух детективов-напарников в психиатрическую лечебницу, расположенную на удаленном острове. Каждому участнику событий есть что скрывать от остальных.

Детективный триллер по одноименному роману Денниса Лихэйна для Скорсезе стал четвертой совместной работой с Леонардо ДиКаприо. Картина после выхода мгновенно вошла в списки самых успешных и кассовых фильмов десятилетия. Режиссер данной лентой реабилитирует жанр, снимая ретрохоррор пополам с нуаром по законам большого кино внутри косной студийной системы. И это делает фильм культовым!

Фильм представит кинокритик и автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина, которая после просмотра расскажет, в чем же феноменальность успеха картины, и проанализирует режиссерский метод Скорсезе при создании «Острова проклятых».

18+

Кинотеатр «Киномакс» (ТЦ KazanMall, ул. Павлюхина, 91), начало — в 19:00


10. TheatreHD. Спектакль «Венецианский купец»

4 августа


Постановка театра «Глобус» (2016 год) одной из самых напряженных пьес Шекспира, которая полна актуальных конфликтов: ксенофобия vs толерантность, религиозные скрепы vs современное общество, формализм закона vs милосердие.  

16+

Стоимость билетов: 450 рублей.

Кинотеатр «Киномакс» (ТЦ «Тандем», проспект Ибрагимова, 56), начало — в 19:00


11. «Морская династия фон Эссенов»

С 30 июля

Фото: Bogdanov-62, wikimedia.org, (CC BY-SA 4.0)

Экспозиция приурочена к 160-летию российского флотоводца, адмирала Николая Оттовича фон Эссена (1860–1915), к 100-летию «Русского исхода» и 325-летию со дня создания Военно-морского флота России.    

Адмирал фон Эссен — прославленный русский моряк с немецкими корнями, командующий русским флотом Балтийского моря. В начале Первой мировой войны он смог защитить столицу от нападения противника, приняв ряд мер, парализовавших флот Германской империи. В 2011 году на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь» был заложен сторожевой корабль «Адмирал Эссен», который сейчас несет службу на Черноморском флоте. В 2020-м память об адмирале фон Эссене увековечена на Аллее героев российского флота в Кронштадте.

Второй герой выставки — лейтенант Раймонд Федорович фон Эссен, молодой и отчаянный морской летчик Императорского Черноморского флота, командир корабельного отряда авиации, который впервые в истории российского военного флота в 1916 году провел авиабомбардировку позиций противника на территории современной Турции.

На первый взгляд герои одной эпохи, а на деле — совершенно разные судьбы. Одному посчастливилось упокоиться на родной земле до великих потрясений. Другому было предначертано скитаться до самой смерти и найти последнее пристанище на кладбище в далеком Нью-Йорке. Их непохожие жизненные пути стали отражением того, с чем столкнулись сотни тысяч их современников в грозном XX веке. Ранее выставка с успехом экспонировалась в Москве в Музее морского флота. В дальнейшем организаторы планируют провести выставку в Санкт-Петербурге и Калининграде.

6+

Музей Е.А. Боратынского (ул. Максима Горького, 25/28), режим работы смотрите здесь.