S7 Group объявила о создании в России нового низкотарифного авиаперевозчика, который может начать полеты в июле следующего года S7 Group объявила о создании в России нового низкотарифного авиаперевозчика, который может начать полеты в июле следующего года Фото: «БИЗНЕС Online»

В маршрутную сеть лоукостера от S7 вошла Казань

S7 Group объявила о создании в России нового низкотарифного авиаперевозчика. Глава совета директоров S7 Airlines Татьяна Филева сообщила журналистам, что лоукостер может начать полеты в июле следующего года. Продажи билетов стартуют с апреля. «В июле следующего года мы предполагаем, что первый самолет уже взлетит в расписании», — цитирует Филеву ТАСС.

Авиапарк лоукостера будет представлен самолетами Airbus 320 neo на 186 кресел. Планируется, что это будет отдельная от S7 авиакомпания с другой бизнес-моделью и маршрутной сетью, при этом сохранится общий акционер. Возглавит новую компанию замгендиректора S7 Group по стратегии Григорий Давыдов

Для запуска новой авиакомпании потребуются инвестиции в размере 2,5–3 млрд рублей, это будут полностью собственные вложения S7 Airlines. По прогнозу компании, проект должен окупиться за четыре года. Дискаунтер станет осуществлять перевозки между российскими регионами, а также в страны СНГ, рассказала журналистам Филева.

Сейчас S7 Group ведет переговоры с аэропортами для составления финальной маршрутной сети лоукостера. В нее могут войти Казань, Новосибирск и Челябинск. «Я не могу сказать, что это наша финальная маршрутная сеть, мы сейчас вступаем в переговоры с каждым портом, и, исходя из того, какой город нам даст лучшие ставки, мы финализируем маршрутную сеть и обязательно о ней расскажем», — добавила спикер.

О том, что S7 Group рассматривает возможность создания нового лоукостера, сообщалось еще в начале мая. Тогда об этих планах РБК рассказала PR-директор S7 Ирина Колесникова. Она пояснила, что итоговое решение будет принято после проведения «комплексной оценки целесообразности» подобного шага. Параллельно авиакомпания вела переговоры с иностранными авиапроизводителями Airbus и Boeing. «S7 Group будет готова рассмотреть создание новой авиакомпании только в случае ее высокой бизнес-эффективности», — заявила тогда Колесникова. 

Накануне «Коммерсант» сообщил об аналогичных планах Red Wings. В парк создаваемого Red Wings локукостера будут входить исключительно SSJ (Sukhoi Superjet) Накануне «Коммерсантъ» сообщил об аналогичных планах Red Wings. В парк создаваемого Red Wings лоукостера будут входить исключительно SSJ (Sukhoi Superjet) Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Конкурент «Победы» и Red Wings

В России рынок низкобюджетных авиаперевозок действительно развит слабо — сейчас в стране действует лишь один лоукостер «Победа», компания входит в группу «Аэрофлот». Она была основана после того, как в начале 2013 года Счетная палата РФ порекомендовала «Аэрофлоту» развивать бюджетные авиаперевозки. На рынках развитых стран на долю лоукостеров приходится от трети до половины всех внутренних воздушных линий, активная экспансия наблюдается и в сфере международных перевозок. Так, в абсолютном исчислении объемы низкобюджетных полетов выросли за 2003–2016 годы в более чем 6 раз.

S7 не единственная российская авиакомпания, которая задумалась о выходе на рынок бюджетных пассажирских перевозок. Накануне «Коммерсантъ» сообщил об аналогичных планах Red Wings. В парк создаваемого Red Wings лоукостера будут входить исключительно SSJ (Sukhoi Superjet). Авиакомпания базируется в московском аэропорту Домодедово, руководство перевозчика направило письма в администрации Пермского края, Свердловской и Челябинской областей с просьбой поддержать заявку компании на субсидирование региональных рейсов. 

В январе 2021 года об инициативе по созданию в России нового лоукостера ТАСС заявлял глава минтраса Виталий Савельев. Министр рассказал об активных переговорах на эту тему с президентом Сбербанка Германом Грефом. Предполагалось, что финансовая организация может выступить в качестве инвестора проекта. Савельев пояснил тогда, что появление еще двух лоукостеров — в средней полосе России, а также на Дальнем Востоке — могло бы полностью покрыть спрос на низкобюджетные перевозки на внутрироссийских направлениях.

Об интересе российских авиакомпаний к рынку низкобюджетных перевозок ранее говорил и глава Росавиации Александр Нерадько. «У многих авиакомпаний есть стремление создавать свои лоукост-подразделения. Нынешний период [пандемии] также характеризуется тем, что многие авиакомпании понизили стоимость авиаперевозок», — заявил он во время пленарного заседания конференции «Транспортная неделя – 2020» в ноябре прошлого года.

Эксперты отмечают, что одной ценой конкурировать сейчас уже сложно. Точность в расписании, льготные условия провоза багажа и внимательное отношение к пассажирам будут превалирующими факторами в конкуренции Эксперты отмечают, что одной ценой конкурировать сейчас уже сложно. Точность в расписании, льготные условия провоза багажа и внимательное отношение к пассажирам будут превалирующими факторами в конкуренции Фото: pixabay.com

Как S7 будет отвоевывать пассажиров? 

Азат Хаким приветствует появление нового лоукостера. «Конкуренция всегда во благо. Учитывая масштабы России, „Аэрофлот“ и „Победа“ все охватить не могут, особенно региональные перевозки. А сейчас внутренние перевозки растут усиленно», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online».

По словам главы «Тулпара», многое изменилось из-за пандемии. Количество международных рейсов сокращается, а внутренние перевозки растут. «С какими условиями S7 должна заходить на этот рынок? Одной ценой конкурировать сейчас уже сложно. Точность в расписании, льготные условия провоза багажа и внимательное отношение к пассажирам будут превалирующими факторами в конкуренции», — отметил эксперт.

Хаким напомнил, что сейчас многие люди, отдыхавшие прежде за рубежом, переориентировались на внутренний туризм. «Это очень приличный кусок в перевозках. Так что, я думаю, создание нового лоукостера весьма своевременно», — добавил он.  

Как заметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, европейские лоукостеры и «Победа» в России пережили пандемию лучше, чем традиционные авиакомпании. «Сегодня у потребителя, особенно у регионального, есть запрос на низкую цену. Понятно, что все базовые плюсы авиакомпаний должны оставаться — удобное расписание, полеты с высокой частотой, очень важна регулярность вылета по расписанию. Но все это должно быть за меньшие деньги, чем сейчас, и напрямую, без пересадки», — добавил собеседник.

Действующему лоукостеру «Победа» можно пока не опасаться потери рынка, считает Пантелеев. «На первоначальном этапе бизнес-модель лоукостера S7 не предполагает прямые полеты из Москвы в Санкт-Петербург. Об этом заявила сегодня Филева на пресс-конференции. Поэтому напрямую на одной и той же линии компаниям пока конкурировать не придется. Косвенная конкуренция, конечно, возможна. Но если не будет каких-то совсем уж неблагоприятных событий, связанных с очередной волной пандемии, рынок станет расти. А на растущем рынке окажется достаточно места для этих двух проектов, а также для других амбициозных проектов, которые уже заявлены», — подытожил эксперт.