В рамках ХII международного экономического саммита России и стран ОИС на «Казань Экспо» сегодня состоялось пленарное заседание VII машиностроительного кластерного форума. Участниками форума стали министр экономического развития РФ Максим Решетников, президент РТ Рустам Минниханов

«Впереди нас ждет экономический рост»

В рамках ХII международного экономического саммита России и стран ОИС на «Казань Экспо» сегодня состоялось пленарное заседание VII машиностроительного кластерного форума. Модератором встречи выступила журналист Наталья Семенихина. Участниками форума стали министр экономического развития РФ Максим Решетников, президент РТ Рустам Минниханов, генеральный директор «Kuka Роботикс» Дмитрий Капишников, а также представители иностранных государств, отвечающие за торговлю и внешнее сотрудничество.

«То, что мы снова встречаемся и обсуждаем важные вопросы, — это очень хороший признак восстановления экономики», — начал Решетников с позитивной ноты. Как известно, в прошлом году казанский экономический саммит не состоялся из-за пандемии. Позже и Минниханов в своей речи отметил, что пандемия всем показала, что главная ценность — это человеческое общение.

Очная встреча в Казани, по мнению федерального министра, — это новости «ничуть не худшие, чем последние статистические данные», которые он незамедлительно и озвучил. «В июне российская экономика превысила уровень IV квартала 2019 года. На 0,1 процента зафиксировали к тому пику, который был до пандемии. Темпы восстановления хорошие, рост экономический идет по подавляющему числу сфер», — сообщил Решетников.

Он заявил, что «впереди нас ждет экономический рост», как по уровню инвестиций, так и по экспорту — «везде у нас положительная динамика».

Что касается сотрудничества с исламскими странами, то за пять лет, с 2015 по 2019 год, объем товарооборота вырос почти на 30%. «Понятно, что в прошлом году была пауза, но за пять месяцев этого года рост плюс 18 процентов к уровню 2019-го», — сообщил министр.

Ситуация, как считает Решетников, «вполне внушает оптимизм», и «всё говорит, что мы восстанавливаемся».

КАМАЗ представил на выставке свои достижения

КАМАЗ: электрокары и беспилотники создают, «КАМАЗ-Мастер» сохранят

«Перед нами стоят новые вызовы, связанные с переходом к экономике с низким углеродным следом. Это вносит существенное изменение в структуру нашего экспорта. Обсуждается концепция электротранспорта, прорабатывается инициатива, связанная с водородной энергетикой», — заявил Решетников.

«Неужели „КАМАЗы“ тоже станут электрокарами?» — наивно спросила Семенихина. Решетников дал понять, что «это тоже обсуждается» и «за этим будущее». Как известно, завод работает над созданием целого ряда электромобилей. Позже первый замгендиректора КАМАЗа Юрий Герасимов добавил, что в периметре завода уже вовсю двигаются беспилотные «КАМАЗы», чем сорвал аплодисменты зала.

На автогиганте разрабатываются беспилотные «КАМАЗы»

Его доклад был посвящен роботизации и автоматизации производства машин. Всего на КАМАЗе работает 228 роботов, которые помогают повышать эффективность производства и держать стабильное качество. Самую грязную и трудную работу (сварка, покраска, литье) делают роботы. «Что это нам дает? Улучшение условий труда, привлекательность труда. Не секрет, что сегодня, чтобы привлечь персонал, нужны привлекательные условия труда», — подчеркнул спикер. Количество роботов необходимо увеличивать в разы, уверен топ-менеджер автогиганта.

Цифровизация производства также дает ощутимый эффект — сокращение сроков технологической подготовки производства (ТПП) в 1,5 раза и снижение затрат на ТПП на 15% за счет внедрения 3D-моделирования. «Мы добились уменьшения „детских болезней“ при внедрении нового продукта», — отметил докладчик. Герасимов считает, что затраты благодаря 3D-моделированию будут еще больше снижаться.

«Надеюсь, сохраните пилотов „Париж-Дакар“ (имелись в виду пилоты команды „КАМАЗ-Мастер“прим. ред.), не переведете все на беспилотники?» — пошутила Семенихина. Топ-менеджер заверил, что такого не произойдет. «Нет, там эмоции нужны!» — ответил он.

 Самую грязную и трудную работу выполняют роботы

«Предприятия увидели уязвимость человека перед болезнью»

Тему роботизации бодро подхватил генеральный директор «Kuka Роботикс» Дмитрий Капишников. Он отметил, что в эпоху коронавируса рынок роботов заметно вырос, кроме того, изменилась сама структура роботизации. «Предприятия увидели уязвимость человека перед болезнью», — пояснил Капишников возросшую популярность роботов. В период пандемии рабочая сила болела, также произошел отток мигрантов из-за закрытия границ, все это приводило к перебоям производства. При вынужденном сокращении производства перед живым персоналом также необходимо исполнить ряд социальных обязательств, тогда как с роботами все гораздо проще: при необходимости включил/выключил.

Пока же в РФ количество роботов на 10 тыс. работников в промышленном производстве в 20 раз меньше, чем в среднем по миру. «Мы как оптимисты видим в этом потенциал роста», — добавил спикер.

На вопрос ведущей, не приведет ли цифровизация к росту безработицы, Капишников успокоил: «В странах, где высокая степень роботизации — Корея, Германия, Италия — вы увидите, что безработица там меньше, чем в странах, где уровень роботизации низкий. Роботизация делает предприятия эффективными, более конкурентоспособными, у них растет экспорт, занятость населения при этом не снижается».

«КАМАЗ — это мировая компания, гордость нашей страны. Автомобиль «КАМАЗ» поколения К5 — это мировой уровень, ничем не отличается от мировых лидеров», — отметил Минниханов

«Автомобиль Aurus — это может показаться игрушкой…»

Далее Семенихина отрекомендовала Татарстан как одного из лидеров по цифровизации в РФ. «Как это лидерство удержать? У нас же есть план по данному поводу, да, Рустам Нургалиевич?» — поинтересовалась ведущая, передавая слово «хозяину форума».

«Чтобы удержаться, нужно работать», — дал универсальный ответ президент РТ Минниханов. А далее — самый широкий диапазон возможностей, от прямых поставок татарстанской продукции до более глубокой интеграции в виде создания представительств, совместных предприятий и др. Как пример успешных проектов, которые привлекают иностранные инвестиции, спикер назвал ОЭЗ «Алабуга» и Иннополис.

«Как будто мы предполагали, что цифровизация это… Когда мы начинали, такой остроты не было. А сегодня это прекрасная площадка и для обучения, и для разработок», — отметил Минниханов.

Перспективными он видит рынок халяльной продукции и исламских финансов. «Денег лишних не бывает. Инструменты исламского банкинга — это дополнительная поддержка», — заметил президент.

Минниханов сказал несколько слов о крупнейших предприятиях РТ. «КАМАЗ — это мировая компания, гордость нашей страны. Автомобиль „КАМАЗ“ поколения К5 — это мировой уровень, ничем не отличается от мировых лидеров, — рекомендовал он. — Или посмотрите: за короткое время в России создан вместе с нашими арабскими партнерами автомобиль Aurus — целая линейка автомобилей. Это может показаться игрушкой. Это не игрушка, а огромная инновационная и научно-техническая работа».

«Мы сегодня создаем новые машины — [вертолеты] МИ-38 или судостроение, авиастроение, идет глубокая модернизация Казанского авиационного завода, это тот машиностроительный потенциал, который имеется», — заявил президент РТ.

«Мы будем менять отношение наших предприятий к автоматизации. Возможно, у кого-то есть какие-то сомнения. Но если мы не станем работать в этом направлении, быть конкурентными окажется сложно», — заключил спикер. У участников форума, впрочем, сомнений в важности автоматизации и цифровизации производства не возникло.

«Кориб», показала на выставке грузовик «после капремонта»

«Цифровой» автобус от «РариТЭКа», гусеничный транспортер от «Ремдизеля»

Корреспондент прогулялся по выставке новинок машиностроительного рынка РФ, которая расположилась в одном из павильонов «Казань Экспо».

Наше внимание привлек сверкающий белыми боками автобус Lotos с интеллектуальной цифровой системой — разработка компании «Раритэк». «Цифровой» городской низкопольный автобус вместимостью 92 человека, работающий на компримированном природном газе, вывели в свет впервые, сообщил нам директор ООО «РМЗ РариТЭК» Юрий Шпорт.

«В основе управления автобусом мы применили цифровые современные решения. Есть системный блок, также есть блоки, которые мониторят все системы автобуса. На 50 процентов мы снизили количество проводов-жгутов, таким образом мы повышаем надежность автобуса и потребительские качества для эксплуатирующей организации», — сообщил Шпорт. Этот автобус сам себя диагностирует как перед началом, так и после окончания работы. Также к нему можно легко подключать любое современное цифровое оборудование.

Собеседник говорит, что такие автобусы уже «бегают» по улицам Перми, Ярославля, Подмосковья, на очереди Пенза и Якутия. В автопарки татарстанских АТП разработка челнинского предприятия пока, увы, не проникла.

Еще одна челнинская компания, «Кориб», показала на выставке грузовик «после капремонта» — по внешнему виду выглядящий совсем как новенький автомобиль, хотя за плечами 12 лет работы. Экономия составляет 50% от стоимости авто. «Если новый стоит 5 миллионов, то такой — вдвое дешевле. Если у клиента денег не так много, выгоднее выходит», — пояснил представитель компании, работающий на стенде.

Среди больших и красивых машин нельзя было не заметить гусеничный транспортер, выкрашенный в «витаминный» оранжевый цвет, под кодовым названием «ТГМ-5». Владимир Батинов, директор по ремонту спецтехники челнинского АО «Ремдизель», рассказал, что это гражданская версия военной машины МТ-ЛБ (многоцелевой транспортер): «Военная машина прошла процесс демилитаризации и теперь будет использоваться — в данном случае — для геологоразведки». Транспорт изготовлен по заказу компании «ТНГ-Групп» — «чтобы можно было ехать в тундре, по болотистым местам». Уже есть заказ на два таких транспортера. Военная тематика не новая для «Ремдизеля» — предприятие известно производством бронированных автомашин «Тайфун».

На выставке представлено еще немало любопытных разработок как российских, так и иностранных производителей. Ознакомиться с ними можно будет во все дни работы форума — по 30 июля.