Уплата налога на прибыль предприятий может быть привязана к месту фактического ведения хозяйственной деятельности Уплата налога на прибыль предприятий может быть привязана к месту фактического ведения хозяйственной деятельности Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«Дистанционные» работники тоже пользуются инфраструктурой, обращаются в больницы»

Уплата налога на прибыль предприятий может быть привязана к месту фактического ведения хозяйственной деятельности. Соответствующее предложение подготовил минфин РФ, об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники в правительственных кругах.

Инициатива включена в предложения министерства по более равномерному распределению налогов между бюджетами регионов. Второй мерой, которую собирается предложить кабмину ведомство Антона Силуанова, станет привязка подоходного налога физлиц к месту жительства, включая временную регистрацию по месту пребывания. Речь идет о гражданах, работающих дистанционно. Напомним, сейчас НДФЛ во всех случаях уплачивается по месту регистрации компании-работодателя.

При этом дистанционный формат работы, который в «доковидные» годы был доступен только отдельным категориям специалистов, теперь приобрел массовый характер. В 2020-м перевести персонал на «удаленку» оказались вынуждены многие работодатели, сейчас данная тенденция сохраняется. С 1 января 2021 года даже вступил в силу федеральный закон, регулирующий трудовые отношения при удаленной работе.

Управляющий партнер аудиторской фирмы «Палладиум» Альбина Губайдуллина считает, что в целом реализация идеи о переносе места уплаты НДФЛ могла бы позитивно сказаться на российских регионах. Как отметила эксперт в комментарии «БИЗНЕС Online», сегодня многие компании официально трудоустраивают региональных сотрудников в головной офис, расположенный в Москве или другом крупном городе. Соответственно, налоговые отчисления также идут мимо региональных бюджетов. Есть, конечно, и случаи, когда москвичи работают в фирмах, зарегистрированных в других субъектах, но они гораздо более редки.

«Если НДФЛ будет отчисляться по месту регистрации работников, а не юрлиц, это поможет многим регионам увеличить налоговые поступления», — считает Губайдуллина.

Дистанционный формат работы, который в доковидные годы был доступен только отдельным категориям специалистов, теперь приобрел массовый характер Дистанционный формат работы, который в «доковидные» годы был доступен только отдельным категориям специалистов, теперь приобрел массовый характер Фото: «БИЗНЕС Online»

В свою очередь руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников напомнил в беседе с «БИЗНЕС Online», что озвученные идеи обсуждаются уже не первый год. «Если говорить об НДФЛ, то для изменений в этой области есть также дополнительные основания в связи с планами по созданию агломераций. В их рамках многое изменится в плане привязки гражданина к месту работы и регистрации. Вопрос в том, будут ли данные меры стимулировать развитие межрегиональных экономических связей? Очевидного ответа на указанный вопрос пока нет», — пояснил эксперт.

Напомним, в России готовится создание нескольких крупных агломераций — речь идет не о перекраивании административных границ, а об экономической интеграции регионов на уровне инфраструктуры и комплексного развития. Планируется, что одним из таких объединений станет Казанская агломерация.

Разговоры о привязке НДФЛ к месту жительства работника ведутся давно. К примеру, в октябре 2020 года с такой идеей выступил комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Соответствующее предложение депутаты высказали в отзыве на проект трехлетнего бюджета РФ. Законодатели аргументировали свою позицию тем, что медицинские и прочие социальные услуги, которые оплачивают из региональных бюджетов, граждане получают по месту жительства.

Депутат Госсовета РТ Альмир Михеев также считает, что налоги с граждан должны собираться в том субъекте, где они проживают. «Работники пользуются инфраструктурой, обращаются в больницы, их дети получают образование — соответственно, вполне логично, что и налоги с их доходов должны уходить в бюджет региона проживания. Но не думаю, что это критически важно для Татарстана. Здесь, конечно, надо смотреть структуру занятости — какой процент жителей РТ трудоустроен в других субъектах, но фактически работает здесь, в республике. Данные и покажут, насколько указанная проблема актуальна для нас. Но на сегодня я не считаю, что подобное самый важный для бюджета РТ фактор», — пояснил депутат «БИЗНЕС Online».

По словам Михеева, администрирование этих налогов может повлечь дополнительные бюджетные расходы. «При учете НДФЛ „удаленщиков“ должен быть продуман такой механизм сбора налога, который не стал бы дополнительным бременем для работодателя как для налогового агента, но вместе с тем являлся бы ясным и контролируемым», — добавил депутат.

Альбина Губайдуллина: «Пока что практически единственным реальным шагом в этом направлении можно было назвать перераспределение отчислений в пользу федерального бюджета, который начал получать не 2, а 3 процента налога на прибыль» Альбина Губайдуллина: «Пока что практически единственным реальным шагом в этом направлении можно было назвать перераспределение отчислений в пользу федерального бюджета, который начал получать не 2, а 3 процента налога на прибыль» Фото: «БИЗНЕС Online»

Отобрать и поделить?

Сама дискуссия о выравнивании бюджетов российских регионов также имеет давнюю историю. Так, до пандемии бюджетные доходы субъектов разнились до 43 раз, а среднедушевые доходы населения — до 5,5 раза. При этом разрыв между объемами внебюджетных инвестиций на душу населения достигал 133 раз. Такая статистика была представлена правительством РФ в 2017 году.

Тогда же российский премьер-министр (на тот момент пост занимал Дмитрий Медведев) подписал план реализации «Основ государственной политики регионального развития до 2025 года».

Самой заметной мерой правительства для сглаживания разрыва в бюджетной обеспеченности между регионами стало перераспределение ставки налога на прибыль. Напомним, общая ставка налога на прибыль составляет 20%, из которых 18% направляется в бюджет региона, 2% поступает в федеральный бюджет.

Решением кабмина на период с 2017 по 2024 год отчисления в федеральный бюджет были повышены до 3%. Дополнительные средства, собранные федеральным центром, предполагалось направлять на поддержку беднейших регионов.

Идею перераспределения налоговых поступлений еще в сентябре 2016-го высказал на московском финансовом форуме глава минфина Силуанов. Присутствовавший тогда на мероприятии столичный мэр Сергей Собянин выразил недовольство правительственной инициативой. «Всегда приветствуется отобрать и поделить, но, как мы знаем из большой истории страны, это ни к чему хорошему не приводит», — заявил Собянин.

По мнению Масленникова, попытки переложить всю ответственность за бюджетное неравенство регионов на Москву и другие крупные финансово-промышленные центры действительно не имеют под собой почвы. «Разговоры о том, что столица якобы забирает себе доходы регионов из-за того, что компании регистрируются там, — это преувеличение. С прошлого года Москва вновь вышла на рынок региональных облигаций, она занимает, потому что у нее дефицитный бюджет. А что касается регистрации компаний, так ведь никто не мешает другим субъектам создавать такие же условия для бизнеса. Не говоря уже о том, что многие добывающие компании и вовсе не уходили из регионов», — считает Масленников. Эксперт полагает, что ключевая задача заключается не в том, чтобы перераспределять уже имеющиеся доходы, а в том, чтобы стимулировать создание новых источников налоговых поступлений.

Несколько иной точки зрения придерживается Губайдуллина. По словам эксперта, многие крупные предприятия регистрируют головные организации как раз в Москве. «Это делается для того, чтобы прибыль этих компаний не казалась такой крупной на общем фоне московских налогоплательщиков. В результате те регионы, где размещено реальное производство данных компаний, остаются без значительной доли налоговых отчислений. Если же налог будет уплачиваться по месту фактического осуществления деятельности, это станет хорошей новостью для регионов», — считает специалист.

«Пока что практически единственным реальным шагом в этом направлении можно было назвать перераспределение отчислений в пользу федерального бюджета, который начал получать не 2, а 3 процента налога на прибыль», — отметила Губайдуллина.

Также роль может сыграть ликвидация в 2023 году института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), считают эксперты. Напомним, механизм КГН был запущен в 2012-м, он позволяет компаниям объединяться в группы для уплаты налога на прибыль. Хотя изначально предполагалось, что механизм поможет более равномерно распределить налог на прибыль по регионам, на практике схема зачастую применялась для противоположных целей и приводила к выпадению доходов в бюджетах многих субъектов РФ.

При этом некоторые регионы, напротив, выигрывали в результате применения бизнесом режима КГН, напомнил Масленников. «Институт КГН сыграл свою роль, позволив компаниям перераспределять финансовые потоки с прибыльных предприятий на убыточные. Поэтому если в каком-то регионе старое убыточное предприятие вдруг стало прибыльным, то вряд ли стоит пенять на схему КГН. Кстати, особенно это было актуально в Поволжье, в казанском нефтехимическом кластере — там подобное работало. Другое дело, что данная схема уже выполнила свою историческую функцию и сейчас нужно идти дальше», — считает эксперт.

Альмир Михеев: «Я всегда говорил, что бюджетный федерализм очень важен и необходимо более справедливое распределение налогов» Альмир Михеев: «Я всегда говорил, что бюджетный федерализм очень важен и необходимо более справедливое распределение налогов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У ряда компаний, работающих на территории республики, головной офис находится в Москве»

Аналитики отмечают, что инициативы минфина РФ о переносе привязки НДФЛ и налога на прибыль продолжают поручения президента, сформированные по итогам его апрельского послания Федеральному Собранию.

«Почему такой вопрос поставлен, понятно — впереди следующая бюджетная трехлетка. По следам апрельского послания президента существенно изменятся объемы межбюджетного кредитования, будут действовать новые правила реструктуризации, пролонгации кредитов регионам. Логично, что рассчитывать на бюджетные кредиты от федерального центра смогут те субъекты, у которых есть наибольшие потери в налоговой базе», — отметил Масленников.

По словам эксперта, привязка уплаты налогов к месту фактической работы компаний является мировым трендом. «В этом же русле находятся и предложения по глобальному налогу для транснациональных корпораций. Вместе с тем вопросов тоже много, поскольку надо сначала определиться, что считать местом основной производственной деятельности, а что центром формирования прибыли? В данном случае все добывающие компании будут должны платить налоги в тех регионах, где ведется добыча ископаемых. А указанные субъекты и так являются донорами», — рассказывает Масленников.

Эксперты позитивно оценивают идею о перераспределении налогов как в целом для российских регионов, так и для Татарстана. «У ряда компаний, работающих на территории республики, головной офис находится в Москве. Соответствующим образом происходит и перераспределение налоговых платежей. Несомненно, что перенос выплат по месту ведения хозяйственной деятельности даст приток средств в региональный бюджет», — отмечает Губайдуллина.

Михеев также уверен, что предлагаемые меры могут сыграть позитивную роль для республики в случае их вступления в силу. «Я всегда говорил, в том числе в ходе прошлогодней президентской кампании, что бюджетный федерализм очень важен и необходимо более справедливое распределение налогов — так, чтобы в регионах, которые реально зарабатывают эти деньги, оставалось больше. Поэтому, если говорить о зачислении налога на прибыль по месту реального производства, а не по месту регистрации компании, это нужная мера», — подчеркнул законодатель.

По словам Михеева, идея разумна, поскольку почти любое производство наносит вред окружающей среде, использует инфраструктуру, коммуникации. И регион, в котором фактически работает производство, несет все эти издержки. «Так почему такой весомый налог должен уходить субъекту, который только бумагу выделил на печать правоустанавливающих документов компании? Во-вторых, данная мера особенно нужна сейчас нам, Татарстану. Что будет с группой компаний ТАИФ после слияния с СИБУРом? ТАИФ платит в бюджет РТ больше 15 миллиардов рублей в год. Разумно и правильно, если эти налоги останутся в республике и возможность смены юридического адреса компаний не станет поводом увести налоги в другой субъект», — подчеркнул депутат.