Альмира Адиатуллина умерла рано утром, а уже после полудня была предана земле Альмира Адиатуллина умерла рано утром, а уже после полудня была предана земле Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Только через много лет мы поймем, кого сегодня потеряли»

То, что татарскую журналистку с более чем полувековым стажем работы не пришли проводить в последний путь боссы из госструктур или официального творческого союза, возможно, имеет объективные причины. Альмира Адиатуллина умерла вчера рано утром, а уже после полудня ее предали земле. Поэтому многие не знали, когда и где похоронят одну из самых известных мусульманок Татарстана (во всяком случае, в нашем рейтинге наиболее влиятельных мусульман РТ среди женщин она занимала самое высокое место), а часть людей пришли в мечеть «Казан нуры», где было совершено омовение тела покойной.

Альмира-апа в последние годы, после того как сломала шейку бедра, оказалась прикована к постели, но одновременно была полна планов. Правда, отметив 8 июля 83-летие, резко начала готовиться к завершению своего жизненного пути, вспоминает в разговоре с «БИЗНЕС Online» ее дочь Миляуша Сафиуллина. «Она два года лежала, а последние две недели просто хотела уйти, спрашивала, выкопали ли могилу. Говорю ей: „Мамочка, еще рано“. А она: „Вот Малика-ханум мне вырыла могилу, а я рядом в домике живу“. Просила, чтобы ее похоронили рядом с сыном Маратом и даваникой, ее мамой. Но даваника в Башкортостане, а Марат здесь».

Альмира-апа (справа) в последние годы, после того как сломала шейку бедра, была прикована к постели, но одновременно полна планов. Правда, отметив 8 июля свое 83-летие, резко начала готовиться к завершению своего жизненного пути Альмира-апа (справа) в последние годы, после того как сломала шейку бедра, была прикована к постели, но одновременно полна планов. Правда, отметив 8 июля 83-летие, резко начала готовиться к завершению своего жизненного пути Фото: «БИЗНЕС Online»

Адиатуллина неслучайно вспомнила директора реабилитационного центра фонда «Ярдэм» Малику Гельмутдинову, ведь последние 8 лет именно здесь работала покойная. «У нее был день рождения, мы ездили поздравлять, она удивительная женщина, никогда не сдавалась, — рассказывает Гельмутдинова. — Лежала без движения, но говорила, вот, встану на ноги, мы с тобой вместе проведем традиционный детский конкурс чтецов Корана и по основам ислама „Сөембикә энеләре һәм сеңелләре“. Она мечтала построить мечеть „Сююмбике“, хотела автобиографическую книгу издать…»

Имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов запомнил, как Альмира-апа умела радоваться простым вещам: «Она была счастлива, когда поехали в детский приют для детей-инвалидов, расположенный в Тюлячинском районе, и ее там называли „әби“, то есть „бабушкой“. Она очень радовалась».

Адиатуллина после работы в журнале «Азат хатын» (сейчас «Сөембикә») долгие годы возглавляла общественную организацию женщин Татарстана «Муслима», издавала религиозную газету с одноименным названием. Как считает публицист Василя Рахимова, именно Адиатуллина стояла у истоков татарской исламской журналистики: «Альмира-апа была человеком, о котором говорят, что он рождается раз в 100 лет. Первой начала писать на темы ислама. У меня есть мечта, чтобы газета „Муслима“ попала в наши архивы, чтобы ее изучали. Наверное, только через много лет мы поймем, кого сегодня потеряли».

Имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов запомнил, как Альмира-апа умела радоваться простым вещам: «Она была счастлива, когда поехали в детский приют для детей-инвалидов, расположенный в Тюлячинском районе, и ее там называли „әби“, то есть „бабушкой“. Она очень радовалась»Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Она 8 раз ездила в Москву судиться за право мусульманок фотографироваться на паспорт в платке»

Главным достижением Адиатуллиной называют победу в борьбе за возможность мусульманкам фотографироваться на паспорт в платке. Именно она являлась локомотивом инициативной группы. Как писали тогда газеты, «15 мая 2003 года Кассационной палатой Верховного суда РФ было отменено решение гражданской коллегии ВС от 5 марта 2003 года и признано право мусульманок фотографироваться на паспорт в головных уборах (платках)».

Муслима Шафик: «Она начинала, что-то делать с уверенностью в успешном завершении дела, она говорила мы можем, без булдырабыз» Муслима Шафик: «Она начинала что-то делать с уверенностью в успешном завершении дела, говорила: мы можем, без булдырабыз» Фото: Альфред Мухаметрахимов

Журналистка, соратница покойной Муслима Шафик была свидетельницей того, как Альмира-апа приезжала из многочисленных судов уставшей, но не потерявшей веру в победу: «Она начинала что-то делать с уверенностью в успешном завершении дела, говорила, что „мы можем“ („без булдырабыз“). Возможно, фразу „без булдырабыз“ Минтимер Шаймиев взял у Альмиры Адиатуллиной. Она 8 раз ездила в Москву судиться за право мусульманок фотографироваться на паспорт в платке. Тогда ее очень поддержал Борис Грызлов — министр МВД России, она потом говорила, что порядочные люди не имеют национальности».

Кроме такой победы всероссийского масштаба, у Адиатуллиной были не менее важные успехи на уровне города. Так, в том числе благодаря ее усилиям возле стен казанского Кремля с 2005 года перестал существовать пивной бар «Раки», известный тем, что в нем как-то произошла кровавая разборка преступных группировок. По мнению членов организации «Муслима», расположение питейного заведения оскверняло построенную к 1000-летию Казани мечеть Кул Шариф. Тот же самый аргумент из уст Адиатуллиной прозвучал и по поводу знаменитого фестиваля «Сотворение мира» (2008–2011). Тогда мусульманки упорно протестовали против данного «бесстыдства», забрасывая мэрию письмами. В итоге рок-фестиваль сперва переместился в Пермь, а после и вовсе приказал долго жить. В 2005 году наша героиня также вошла в список 1 тыс. женщин планеты, номинированных на Нобелевскую премию мира.

Гражданская панихида по покойной и погребальная молитва джаназа-намаз состоялись на мусульманском кладбище при мечети Аль-Марджани Гражданская панихида и погребальная молитва джаназа-намаз состоялись на мусульманском кладбище при мечети Аль-Марджани Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Мы все называли ее «апой» — своей сестрой, она таковой и была»

Гражданская панихида и погребальная молитва джаназа-намаз состоялись на мусульманском кладбище при казанской мечети Аль-Марджани. Выступили брат Адиатуллиной Рубис и сестра Земфира, которые напомнили о жизненном пути покойной. Траурную церемонию вел руководитель совета аксакалов Казани, имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин, он долгие годы работал вместе с председателем общественной организации мусульманок Татарстана.

«Была по-хорошему неугомонная, несмотря на свой возраст, очень устремленная, напористая, всегда какие-то идеи рождались у нее, — вспоминает Мансур хазрат. — Осталось в памяти, как она боролась за право фотографироваться в платках, всегда была активной. Мы с ней много лет проводили 30 августа праздник „Шәкертләр мәйданы“ возле нашей мечети, Альмира-апа обладала организаторскими способностями, все четко делала».

Похоронили просветителя, журналистку и общественную деятельницу на одной аллеи с известным религиозным деятелем Валиуллой Якуповым, с которым она вместе издавала газету «Муслима» Похоронили просветителя, журналистку и общественную деятельницу на одной аллее с известным религиозным деятелем Валиуллой Якуповым, с которым она вместе издавала газету «Муслима» Фото: Альфред Мухаметрахимов

ДУМ РТ взяло на себя все расходы по похоронам, а джаназа-намаз провел первый заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов. Выступая перед собравшимися, он напомнил о роли Адиатуллиной для российской уммы: «Альмира-апа прошла через суровые испытания, несмотря ни на что, она оставалась оптимисткой. Когда я спрашивал ее о делах, всегда отвечала: „Хвала Аллаху, хазрат, боремся, мы все время в борьбе“. Она мечтала построить в Казани мечеть „Сююмбике“, говорила об этом, даже лежа на смертном одре. Мы все ее называли „апой“ — своей сестрой, она таковой и являлась, а сейчас находится под милостью Аллаха, ведь сделала много не только для татарстанских мусульманок, но и для всей российской уммы. Мы будем все время молиться за нее».

Похоронили журналистку и общественную деятельницу на одной аллее с известным религиозным деятелем Валиуллой Якуповым, с которым она вместе издавала газету «Муслима», где была и главным редактором. После похорон стало известно, что переставшая выходить газета вновь увидит свет, правда, появится лишь один ее номер, полностью посвященный Адиатуллиной.