Цифры не врут, несмотря на объективные и субъективные трудности, индустрия халяльного питания в России, впрочем, как и в мире, набирает обороты, и Татарстан не остается в стороне от этого тренда Цифры не врут: несмотря на объективные и субъективные трудности, индустрия халяльного питания в России (впрочем, как и в мире) набирает обороты, и Татарстан не остается в стороне от этого тренда Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан делает мир «халяльнее»

Индустрия халяль — неизменно одна из главных тем форума «Россия – Исламский мир: KazanSummit». 12-й по счету KazanSummit пройдет уже на следующей неделе (28–30 июля), в его программе, к примеру, выставка Russia Halal Expo, на открытии которой ждут федеральных министров, президента РТ, а также международных чиновников из разных исламских структур.

Будущий саммит, призванный в том числе продвигать в разные точки мира татарстанскую «правильную» мусульманскую продукцию, показался для нас неплохим поводом, чтобы собрать подробную картинку того, а что же в принципе сегодня представляет собой отечественная халяль-индустрия: чем живет, как развивается, что за проблемы здесь видят профессионалы в данной сфере.

Цифры не врут: несмотря на объективные и субъективные трудности, индустрия халяльного питания в России (впрочем, как и в мире) набирает обороты, и Татарстан не остается в стороне от этого тренда. Несмотря на периодические скандалы и курьезы с выявлением недобросовестных производителей и сертификаторов, производство и реализация дозволенной мусульманам еды в республике растут.

В 2020 году в Татарстане произвели продуктов по стандартам «Халяль» на сумму 10 млрд рублей — это 3% от общего объема стоимости валовой продукции сельского хозяйства РТ (263,4 млрд рублей). Кроме мяса и колбас из говядины и птицы в республике производятся халяльное молоко, молочные продукты и сыры, кондитерские изделия и даже виноградный сок, сообщает министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ.

По данным профильного ведомства, спрос на халяльную продукцию растет на 10–15% ежегодно. Развивается и экспорт: если в 2019 году Татарстан экспортировал халяль на $0,3 млн, то по итогу 2020-го уже на $2,5 миллиона. Здесь свою роль, очевидно, сыграло и ускорение от Рустама Минниханова. «У Татарстана есть конек — халяльная продукция. Мы говорим о халяльном образе жизни. Это приоритетное направление, ведь мы республика, где исповедуется ислам. Мы могли бы воспользоваться этим конкурентным преимуществом», — заявил президент РТ в 2019 году на коллегии минсельхозпрода республики. Напутствие президента, в свою очередь, возникло не на пустом месте: как сообщил на той же коллегии Марат Ахметов, занимавший тогда пост министра сельского хозяйства и продовольствия РТ, минсельхоз РФ поручил к 2024 году увеличить экспорт татарстанской сельхозпродукции в 2 раза.

Ахметов уже не министр сельского хозяйства, но с его уходом угодное Аллаху, бизнесу и государству дело не встало: в этом году республика планирует выручить с экспорта продукции «халяль» уже в 2 раза больше — $5 миллионов. По состоянию на 12 июля получено $2,3 миллиона.

По данным минсельхоза РТ, татарстанский халяль поставляется в Узбекистан, Монголию, КНР, Азербайджан, Германию, США, Казахстан и Беларусь — прямо скажем, не самые шариатские страны. Что касается экспорта в настоящие монархии Персидского залива, то это «очень сложный процесс», но «в этом направлении ведется большая работа», сообщили в министерстве. Для этого и нужен KazanSummit! Однако речь идет и о соответствии местным стандартам «халяль», поскольку ни один зарубежный сертификат не имеет там автоматического признания.

«По итогам первого полугодия 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы видим серьезный рост спроса на халяльную продукцию у жителей Татарстана — продажи выросли на 50%. В частности, в 1,4 раза выросли продажи вареной колбасы, в 1,2 раза — ветчины, в 2 раза — охлажденного мяса курицы, в 2,2 раза — копченостей» «По итогам первого полугодия 2021-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы видим серьезный рост спроса на халяльную продукцию у жителей Татарстана — продажи выросли на 50 процентов. В частности, в 1,4 раза выросли продажи вареной колбасы, в 1,2 раза — ветчины, в 2 раза — охлажденного мяса курицы, в 2,2 раза — копченостей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это вопрос доверия и личного контакта – если он есть, то сертификация не нужна»

Разработка стандартов и сертификатов играет огромную роль в развитии сектора халяль. Это в первую очередь связано с урбанизацией, когда практикующие мусульмане уже лично не видят и не знают тех, кто закалывал животное. В то же время они не могут по умолчанию считать, что вся лежащая на прилавке мясная продукция — «халяль», потому что в России за этим не следит государство (как это происходит, например, в Саудовской Аравии).

С другой стороны, продукция может быть халяльной, но не иметь сертификата. Так и происходит на низовом уровне, например в сельской местности, когда производитель и потребитель знают друг друга лично. Но такие отношения встречаются и в крупном городе. «У нас на улице Баумана есть кафе, о котором все практикующие мусульмане — читающие намаз и серьезно относящиеся к таким вещам — знают, что оно „по халяль“, и ходят туда. Хотя в этом кафе нигде не висит знак „халяль“, просто посетители в курсе, кто хозяева. Это вопрос доверия и личного контакта — если он есть, то сертификация не нужна», — приводит пример один из собеседников издания.

Поэтому можно утверждать, что рынок халяль точно больше, чем показывают цифры сертификации. «У нас же нет какого-то одного торгового дома, который взял бы на себя функцию закупать всю халяльную продукцию и потом распределять ее по магазинам, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ Курбан Абакаров, заместитель гендиректора международного центра стандартизации и сертификации „Халяль“ при совете муфтиев России. — На Кавказе, например, я задавал вопрос: „Откуда у вас колбасная продукция „халяль“ на витрине?“ Они говорят: „Есть такой-то коммерсант (там, Абдурахман или Магомет), который нам уже много лет привозит халяльные колбасы“. Привозит и „закидывает“ по разным точкам. Кто это все будет считать? Это практически нереально. Невозможно узнать даже объемы произведенной продукции, не то что потребляемой. Даже нам, как органу сертификации, производитель не предоставляет всей нужной информации, потому что чем больше объем, тем дороже сертификация. Кроме того, есть коммерческая тайна, никто не хочет лишний раз „светить“ цифрами. Для халяль нет такой системы, как „Меркурий“, хотя есть желающие ее создать».

Некоторый свет на масштабы реализации могут пролить торговые сети. В пресс-службе «Магнита» «БИЗНЕС Online» сообщили, что в топ-5 регионов по продажам халяльной продукции их сети входят Татарстан, Башкортостан, ХМАО – Югра, Удмуртия и Московская область. «По итогам первого полугодия 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы видим серьезный рост спроса на халяльную продукцию у жителей Татарстана — продажи выросли на 50 процентов. В частности, в 1,4 раза выросли продажи вареной колбасы, в 1,2 раза — ветчины, в 2 раза — охлажденного мяса курицы, в 2,2 раза — копченостей», — говорится в ответе компании. Здесь также уверены, что рынок халяльной продукции далек от насыщения и в ближайшие годы получит серьезное развитие. В X5 Retail Group не ответили на запрос «БИЗНЕС Online».

Рустам Батыр: «У комитета ДУМ РТ очень жесткие условия для производителей, которые трудно выполнять. Они отстаивают интересы уммы, а не своего кошелька, тем более, что ДУМ РТ в республике и так всем обеспечено» Рустам Батыр: «У комитета ДУМ РТ очень жесткие условия для производителей, которые трудно выполнять. Они отстаивают интересы уммы, а не своего кошелька, тем более что ДУМ РТ в республике и так всем обеспечено» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В системе добровольной сертификации много черных зон»

Сертификация по стандарту «Халяль» — дело добровольное, инициатива здесь исходит от самого производителя. При этом сам бизнесмен вовсе не всегда является мусульманином, просто он хочет расширить сбыт своей продукции. Приняв решение, он ищет информацию и выбирает себе организацию, выдающую сертификаты. А таких очень много: юридически кто угодно может на законных основаниях разработать стандарт и предлагать его производителям. Сейчас на сайте Росстандарта зарегистрирована 31 действующая система добровольной сертификации «Халяль». Учитывая, что у некоторых организаций зарегистрировано несколько стандартов, можно говорить примерно о 25 организациях.

«К большому сожалению, мы являемся обладателями сомнительного мирового рекорда по количеству непонятных сертифицирующих органов „халяль“, в штате которых по полтора человека, ни один из которых не имеет ни теологического, ни технологического образования. В системе добровольной сертификации много черных зон. За пять минут можно создать „ооошку“, зарегистрировать ее в Ростандарте и работать. Сплошь и рядом сталкиваемся с обманом, продажей этих цветных бумаг», — констатирует директор международного центра стандартизации и сертификации при совете муфтиев России Айдар Газизов.

МЦСИС сегодня — крупнейший сертифицирующий орган России по стандарту «Халяль», за ним следует комитет по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ. Муфтияты, в отличие от частных фирм, находятся у всех на виду, дорожат своим авторитетом, а потому стараются строго следить за соблюдением стандартов.

Впрочем, и на старуху бывает проруха: в 2018 году на прилавках появилась свинина со знаком «халяль» от ДУМ РТ. Конечно, это не было попыткой обмануть покупателя, поскольку свинину никто не выдавал за другой вид мяса, а мусульман, считающих, что бывает халяльная свинина, в природе не существует. Налицо скорее оплошность: к чемпионату мира по футболу производитель «Челны-Мясо» оформил всю продукцию в едином тематическом стиле, но на каждом продукте оказалась надпись «татарское трио халяль». 

В 2018 году отрасль сотряс новый скандал: на XVI генеральной ассамблее всемирного совета «Халяль» был изгнан руководитель частного сертификационного центра Динар Садыков. Это первый и единственный случай в истории организации. Причиной стало неоднократное обнаружение свинины в колбасах и сосисках ОАО «Царицыно», которое сертифицировала частная компания Садыкова. Садыков ранее возглавлял комитет «Халяль» ДУМ РТ, правда, всего один год — с 2011 по 2012. 

Об этих инцидентах подробно писал на «БИЗНЕС Online» бывший первый замглавы ДУМ РТ Рустам Батыр.

В результате в комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ довольно регулярно менялись руководители, а в этом году соответствующую работу доверили 33-летнему Аббясу Кадирову, которого называют доверенным лицом муфтия Татарстана.

Справедливости ради следует отметить, что курьезный инцидент со свининой — это единственный скандал, связанный с комитетом ДУМ РТ. «Это может показаться тавтологией, но муфтий Самигуллин действительно религиозный человек и серьезно относится к халяль, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ Батыр. — У комитета ДУМ РТ очень жесткие условия для производителей, которые трудно выполнять. Они отстаивают интересы уммы, а не своего кошелька, тем более что ДУМ РТ в республике и так всем обеспечено. Для них это не бизнес: они понимают, что лучше не сертифицировать лишнего бизнесмена, чем потом из-за него получать шишки и в адрес духовного управления мусульман, и в адрес самой республики».

Комитет по стандарту «халяль» ДУМ РТ работает в основном с татарстанскими производителями, не каждый из которых имеет экспортные мощности Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ работает в основном с татарстанскими производителями, не каждый из которых имеет экспортные мощности Фото: «БИЗНЕС Online»

«Главная задача — чтобы продукция халяль «садилась» как прямой экспорт на Республику Татарстан»

Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» при совете муфтиев России оказывает услуги крупнейшим федеральными производителям, помогая им экспортировать продукцию в исламские страны. Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ работает в основном с татарстанскими производителями, не каждый из которых имеет экспортные мощности. «Обычно исходя из наших договоренностей мы рекомендуем татарстанским производителям обратиться в свой комитет — это и ближе, и контролировать будет проще», — пояснил директор МЦСИС Газизов. Но если стоит задача экспорта в исламские страны, то без сертификата МЦСИС татарстанскому производителю пока не обойтись.

«В широком смысле конкуренция есть, но организации уважительно друг к другу относятся, никаких маркетинговых войн они не ведут, предприятий друг у друга не переманивают. У уважаемых сертификаторов есть негласное правило, что если кто-то кого-то сертифицировал, то другой уже туда не лезет», — говорит знакомый с ситуацией источник. Этим летом обе организации даже подписали меморандум о взаимопонимании «с целью сосредоточения двусторонних усилий на создании условий, способствующих развитию конструктивных долгосрочных партнерских связей и с намерением развивать отечественную халяль-индустрию». 

В настоящее время МЦСИС сертифицировано 197 предприятий, из которых в Татарстане находятся 10. Среди них — лаишевское СХПК «Каусар», ООО «Камамбер», ООО «ЭМИЗ-1», ООО «Нурлат Сэте», ООО «Гектар» и др. В реестре комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ в настоящее время зарегистрировано 155 предприятий-производителей продукции халяль, из них 114 — в Татарстане. Среди них — «Челны-Бройлер», «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“», «Равис — птицефабрика Сосновская», «Птицефабрика Акашевская», «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», «Казанский молочный комбинат», «Макфа», «Челны-Хлеб», ресторан быстрого питания KFC и др.

«Чей сертификат — для нас вторично. Наша главная задача — выполнить поручение нашего президента и министра, чтобы продукция халяль поставлялась из республики и „садилась“ как прямой экспорт на Республику Татарстан», — пояснил позицию минсельхозпрода РТ руководитель проекта по экспорту халяль-продукции АО «Рацин» Рустем Гайнуллов.

Из-за режима коммерческой тайны трудно судить, насколько более высокая цена халяльных продуктов связана с сертификацией, по мнению ряда экспертов, повышение цены на халяльную продукцию — это в большей степени маркетинговый ход производителя Из-за режима коммерческой тайны трудно судить, насколько более высокая цена халяльных продуктов связана с сертификацией. По мнению ряда экспертов, повышение цены на халяльную продукцию — это в большей степени маркетинговый ход производителя Фото: «БИЗНЕС Online»

«Финансовая составляющая не должна быть причиной незаключения договора»

Впрочем, не будь сертификация прибыльным делом, не набралось бы такого количества желающих выдавать халяль-сертификаты, влезая в этот бизнес всеми правдами и неправдами. Но порядок цифр держат в секрете даже уважаемые организации при муфтиятах.

Директор МЦСИС Газизов заявил, что жесткого прейскуранта нет: «Политика нашего международного центра — создать для нашего партнера такие условия, чтобы финансовая составляющая не стала причиной не заключения договора».

В комитете по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ тоже не назвали никаких цифр, но пояснили, что существует международный метод расчетов затрат на сертификацию продукции. В нем учитываются такие показатели, как вид деятельности предприятия, количество персонала и производственных площадок, ассортимент и тип сложности продукции (мясо, молочные продукции и т. д.), исходя из которых определяется время проведения соответствующих процедур и аудита. Кроме того, в расчет включаются расходы на постоянный инспекционный контроль, который необходим на сложных производствах (убойные, мясоперерабатывающие предприятия). «Комитет во время аудита определяет контрольно-критические точки конкретного производства и назначает специалиста, который ведет контроль, начиная с кормов для птиц и животных, их содержанием и заканчивая упаковкой, хранением и транспортировкой конечного продукта. Таким методом расчета пользуется комитет по стандарту „Халяль“ ДУМ РТ с 2017 года», — говорится в ответе комитета на запрос «БИЗНЕС Online».

В минсельхозпроде РТ лишь сообщили, что цены на внутренние сертификаты у обоих упомянутых выше муфтиятов «примерно одинаковые».

Из-за режима коммерческой тайны трудно судить, насколько более высокая цена халяльных продуктов связана с сертификацией. По мнению ряда экспертов, повышение цены на халяльную продукцию — это в большей степени маркетинговый ход производителя, чем реальная компенсация затрат на сертификацию, поскольку повышение цены несоразмерно понесенным затратам. 

Даже среди стран залива требования к халяльности могут отличаться, но в целом это не создает непреодолимых трудностей Даже среди стран залива требования к халяльности могут отличаться, но в целом это не создает непреодолимых трудностей Фото: © Chong Voon Chung/Xinhua/globallookpress.com

«До пандемии аудиторы с большим удовольствием приезжали в Россию»

Одно дело — экспортировать «халяль» в Беларусь или Германию, совсем другое — в исламские страны. Экспортируемая продукция должна соответствовать требованиям страны импортера, а это значит, что никакой «халяль» не может попасть на рынок стран Персидского залива, не получив одобрения местных специалистов. «В мусульманских странах обязательно нужно, чтобы продукт соответствовал требованиям их стандартов. И в этом сертификате должно быть четко написано: продукция такая-то, произведена на предприятии таком-то, соответствует требованиям стандарта GSO 993 (Animal Slaughtering Requirements According to Islamic Rules, „Правила забоя животных согласно исламским правилам“, — прим. ред.), который распространяется на Саудовскую Аравию», — поясняет Абакаров.

Для импорта российской продукции уполномоченный орган страны импортера должен сам аккредитовать российский орган сертификации и подтвердить, что он контролирует производство так, как надо импортеру. Например, в 2017 году международный центр сертификации и стандартизации при совете муфтиев России получил аккредитацию в уполномоченных органах Саудовской Аравии и ОАЭ. Для этого инспекторы из этих стран прибыли на «Ставропольский бройлер» и на месте убедились в том, что центр действительно может контролировать производство халяльной продукции. Саудовские специалисты аккредитовали центр на 2 года, эмиратские — на 1 год.

«Несколько лет назад, когда был большой поток желающих импортировать российскую продукцию, приезжали ветеринарные службы разных стран, некоторые выдвигали свои требования, — продолжает Абакаров. — Приезжали специалисты по шариату, которые говорили: „У вас на птицефабрике линия убоя не направлена в сторону киблы. Пожалуйста, перенастройте“. Естественно, никто не готов был на это идти».

«До пандемии аудиторы с большим удовольствием приезжали в Россию, проверяли документацию, после этого вместе с нами выезжали на наши сертифицированные предприятия. Как правило, это два специалиста: технический, который проверяет пищевую безопасность, и специалист по шариату. Спускаются в цех, смотрят, как производится убой, проводят собеседование с резчиками. После этого, если нет замечаний или они устранены, выдают аккредитацию, по которой данное предприятие может отгружать продукцию за рубеж», — поясняет техническую сторону вопроса директор МЦСИС Газизов.

Даже среди стран залива требования к халяльности могут отличаться, но в целом это не создает непреодолимых трудностей, считает Газизов. Gulf Accreditation Center (GAC) — один самых авторитетных органов аккредитации, куда входят представители всех 7 стран залива. «С его сертификатом можно поставлять продукцию и в страны Северной Африки», — отметил наш собеседник. Аккредитованные МЦСИС предприятия экспортируют мясо и птицу в исламские страны с 2014 года: по птице локомотивом является группа агропредприятий «Ресурс», «экспортирующая десятки тысяч тонн», по красному мясу — крупнейшее в России предприятие по убою и переработке КРС «Брянская мясная компания», входящая в холдинг «Мираторг». По словам Газизова, отгрузки идут как в страны Персидского залива, так и Северной Африки, например в Марокко и Египет. «Налажено сотрудничество с Эмиратами, Катаром, Иорданией, два года назад активно начали работать с Саудовской Аравией, идет работа по подготовке поставок мяса птицы в Иран и Ирак, прорабатывается вопрос о поставке в Афганистан по линии гуманитарной помощи. На очереди — Индонезия, Малайзия и Сингапур», — сообщил директор центра при СМР.

Молочная продукция экспортируется в исламские страны без особых проблем, но с кондитерскими изделиями есть нюансы из-за используемых жиров и добавок. «Одно из крупнейших сертифицированных нами предприятий — это „Объединенные кондитеры“, туда входят 19 крупнейших предприятий по всей Российской Федерации, включая „Рот Фронт“, „Красный Октябрь“, фабрику „Бабаевская“, они поставляют свою продукцию в страны Персидского залива. Особенно популярна „Аленка“, или „девочка в хиджабе“, как ее там называют», — добавил Газизов.

Даже без федерального ГОСТа можно утверждать, что индустрия халяль будет развиваться. Спрос на халяльную продукцию растет как в России, так и за ее пределами Даже без федерального ГОСТа можно утверждать, что индустрия халяль будет развиваться. Спрос на соответствующую продукцию растет как в России, так и за ее пределами Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если будут разрабатываться стандарты для СНГ, то в чем смысл национальных стандартов?»

Несмотря на мировой рекорд России по количеству стандартов «Халяль», для упорядочения отрасли в 2017 году было решено… создать еще один. Но единый и общефедеральный, то есть ГОСТ-Р.

Технический комитет №704 «Продукция и услуги халяль» создали при Росстандарте на базе Российского исламского института. Ключевые задачи техкомитета — разработка единых общефедеральных стандартов халяль для производства продуктов и услуг в России, создание нормативно-технической базы, учитывающей особенности производства продукции халяль, направленной на исключение с рынка фальсифицированной продукции и подделок под продукцию, соответствующую требованиям халяль.

«Как ответственный секретарь комитета могу сказать, что на сегодняшний день разработан всего один национальный стандарт, и то он является предварительным. В течение трех лет он будет проходить апробацию, его можно применять, он называется „Термины и определения“. Остальные проекты национальных стандартов „Халяль“ находятся в стадии разработки, на обсуждении в рабочей группе», — рассказал «БИЗНЕС Online» ответственный секретарь технического комитета Абакаров.

Кроме того, что разработка национальных стандартов — это само по себе затяжное дело, несколько дней назад появилась новая забота: создан межгосударственный технический комитет «Продукция и услуги халяль». Его стандарт должен быть едиными для всего СНГ, инициатором разработки стал Казахстан. «Но тогда получается накладка: если будут разрабатываться межгосударственные стандарты для СНГ, то в чем тогда смысл национальных стандартов?» — недоумевает Абакаров. Этот вопрос обсудят в числе прочих на предстоящем KazanSummit.

Учитывая, что за пять лет работы комитета там успели только разобраться с терминологией, внедрения соответствующего стандарта в жизнь в ближайшем будущем ожидать, скорее всего, не стоит. Кроме того, как напоминает ответственный секретарь технического комитета, единый федеральный стандарт «Халяль» все равно будет добровольным, как и всякий ГОСТ. «Если введут ГОСТ, это не значит, что производитель должен бежать сертифицироваться. Если он захочет сертифицироваться не по ГОСТу, а по стандарту совета муфтиев или ДУМ РТ, то он вправе это сделать. Можно вообще не иметь стандартов, а использовать систему добровольной сертификации со своим знаком», — говорит Абакаров. Обязательны к исполнению технические регламенты Евразийского экономического союза, которые устанавливают минимальные требования безопасности продуктов и к халяльности отношения не имеют.

Но даже без федерального ГОСТа можно утверждать, что индустрия халяль будет развиваться. Спрос на халяльную продукцию растет как в России, так и за ее пределами. А если учесть, что кроме спроса есть и административное решение властей увеличивать сельскохозяйственный экспорт, то в будущем отрасли можно не сомневаться. Но для начала надо очистить ее от недобросовестных сертификаторов, что теоретически можно решить закреплением сертификации за муфтиятами.