Ферид Аюпов: «Лет 15 шла большая подготовка, применялись новые технологии, например, Blue Origin летел на кислородно-водородном двигателе, в России даже нет такой ракеты» Ферид Аюпов: «Лет 15 шла большая подготовка, применялись новые технологии. Например, Blue Origin летел на кислородно-водородном двигателе, в России даже нет такой ракеты»

Можно сказать, что началась эра космического туризма

В космос за последние дни полетело две компании, хотя около 10 компаний готовятся освоить космический туризм. 11 июня поднялся космолет Unity-22 компании Virgin Galactic, они сумели получить лицензию. Я как раз заключил контракт в 2010 году именно с Virgin Galactic. Руководитель данной компании, миллиардер Ричард Брэнсон, сам летал, с ним были три человека плюс  два космопилота — всего 6 человек на борту. 21 июня полетела ракета  New Shepard компании Blue Origin Джеффа Безоса и его брата Марка, они с собой еще взяли космотуриста, 82-летнюю американку Уолли Фанк и 18-летнего Оливера Дэмена. Там разыгрывался аукцион, продавались места, отец молодого человека купил «путевку» на корабль за $28 миллионов. Пожилая же дама в свое время готовилась по программе «Меркурий» к полету в космос, но не смогла полететь, а сейчас сбылась ее мечта. Вот так полетели две компании, и, можно сказать, началась эра космического туризма.

Лет 15 шла большая подготовка, применялись новые технологии. Например, Blue Origin летел на кислородно-водородном двигателе, в России даже нет такой ракеты. В  Unity-22 тоже применены новейшие технологии, гибридный двигатель. То есть космический туризм стал не просто развлечением, он продвинул технологии. Для народов это стало огромным достижением!

«От России нас 10 человек — семеро из Москвы, двое из Санкт-Петербурга и от регионов я один» «От России нас 10 человек: семеро из Москвы, двое из Санкт-Петербурга и от регионов я один»

Космосом считается высота свыше 80 километров

Компания Blue Origin получила лицензию на доставку космических туристов, соответствующий сертификат. Более 10 лет назад мы подписали с ними контракт, и те, кто сделал это первыми, обязательно полетят в космос. От России нас 10 человек — семеро из Москвы, двое из Санкт-Петербурга и от регионов я один.

Тренировки проходят каждый год, они состоят из нескольких этапов. Имеется специальный центр подготовки, там есть тренажеры, где занимаются, чтобы привыкнуть к невесомости: отрабатывают на самолете — тебе отправляют график занятий, сам выбираешь, когда тебе будет удобно. В прошлом году из-за пандемии мы не смогли поехать, затем послы России и США были отозваны, сложно было визу получить, но после встречи президентов США и России Джо Байдена и Владимира Путина посольства вновь заработали. Думаю, скоро снова приступим к тренировкам. Сейчас я жду визу, подал на нее, надеюсь, скоро отправлюсь в Штаты на очередные сборы, которые пропустил в прошлом году.

Пока нам четкого графика полетов не дали, но сказали, повторяю, что все, кто первым заключил договор,  полетят., поскольку после успешного полета появилось еще больше желающих. Заключивших контракт сейчас порядка 500 человек вот всем мире, я нахожусь где-то посередине списка. У компании, через которую я собираюсь полететь, есть планы построить 2–3 космолета, что может ускорить процесс.

В чем будет состоять суть полета? Есть международная федерация космонавтики, по их нормам космосом считается высота свыше 80 километров. Потому что, если ниже, объекты не могут находиться на орбите, а простые самолеты до такой высоты не долетят. Там есть такая линия Кармена (высота над уровнем моря, которая условно принимается в качестве границы между атмосферой Земли и космосом и является верхней границей государств, — прим. ред.).

Технология вывода в космос у двух компаний отличается. Blue Origin взлетает как ракета, а наша компания использует два космолета: сначала прицепляют один к другому, самолетом поднимают до 15 км, далее корабль отсоединяется и сам начинает лететь. Приземляется как самолет, например как «Буран». Траектории у двух кораблей совершенно разные, но они оба должны быть выше линии Кармена. Если ниже, то это не считается космосом. У каждой технологии есть свои плюсы и минусы. Та, которую использует Virgin Galactic, считается более безопасной, аппарат на любой стадии может приземлиться как самолет. 

«Цены на космический туризм точно не упадут, так как интерес только возрастает, я слышал, что 3 тысячи желающих уже записалось» «Цены на космический туризм точно не упадут, так как интерес только возрастает, я слышал, что 3 тысячи желающих уже записались»

Мы ждали 10 лет

Мы ждали 10 лет. Срок большой: некоторые расторгли контракты, а значит, наша очередь переместилась вперед. Я сам первый раз подал заявку в 2009 году, но со мной не заключили контракт без каких-либо объяснений, на следующий год опять подал заявку — уже успешно. Взносы за год возросли, стали $200–250 тысяч. Эта сумма фиксированная, она не меняется. Если хочешь, можешь расторгнуть контракт, и ее без проблем вернут. Например, из 10 россиян двое уже расторгли. Цены на космический туризм точно не упадут, так как интерес только возрастает. Я слышал, что 3 тыс. желающих уже записались. Татар из других стран там нет, по крайней мере из заключивших контракт я единственный татарин.

Аукцион Blue Origin многое показал, там сумма превысила первоначальную в 100 раз, следовательно, желающих было много. Я и сам участвовал в аукционе, но отсеялся на одном из этапов.

Июльские полеты Брэнсона и Безоса приблизили мою мечту еще на один большой шаг. Каждый день слежу за новостями, очень радуюсь им. Представляете, две конкурирующие компании очень оказались дружелюбными, поздравив друг друга. Там понимают, что была проведена колоссальная работа и они вместе двигают прогресс вперед. Руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин же обратился к бизнесменам, чтобы создавали космические корабли, а не хвастались яхтами, но пока не слышно, чтобы олигархи выразили желание приступить к работе.

«Я думаю, когда поднимешься ввысь, посмотришь с высоты на Землю, то твое мировоззрение изменится, это здесь она кажется большой, а поднимешься на 100 километров и увидишь, что наша планета не такая большая» «Я думаю, когда поднимешься ввысь, посмотришь с высоты на Землю, твое мировоззрение изменится. Это здесь наша планета кажется большой, а поднимешься на 100 километров — и увидишь, что не так она и велика»

У нас, кстати, когда-то была создана компания «Космотур», даже собирались взять землю под Нижним Новгородом, чтобы там построить космопорт, но что-то не получилось, к сожалению. Хорошо бы эту компанию в Татарстан пригласить — республика смогла бы довести дело до ума, у нас земли много. Мы видим, сколько в небе самолетов, вертолетов, а если придет «Космотур», представляете, по Татарстану начнут летать космолеты! Это для республики был бы большой прогресс. Если бы они к нам пришли, я сам бы бесплатно помог. «Космотур» приостановил работы под Нижним Новгородом, но люди и ученые остались, инициативная группа есть.

В 2001 году через «Роскосмос» полетел Деннис Тито, он стал первым космотуристом, заплатив, по-моему, $20 миллионов. Но людей, готовых выложить такие деньги, единицы, а $250 тыс. — намного больше.  Предполагается, что космотуризм будет развиваться, из миллиарда звезд наша одна!

Я думаю, когда поднимешься ввысь, посмотришь с высоты на Землю, твое мировоззрение изменится. Это здесь наша планета кажется большой, а поднимешься на 100 километров — и увидишь, что не так она и велика. Начинаешь любить Землю еще больше, ценить ее.

Ферид Аюпов