Весомый вклад в общий котел внесло сырье: поступления от добычи и реализации, собственно, нефти за минусом экспортной пошлины увеличились на 36% до 112,9 млрд рублей Весомый вклад в общий котел внесло сырье: поступления от добычи и реализации, собственно, нефти за минусом экспортной пошлины увеличились на 36% до 112,9 млрд рублей

Когда ценовой фактор сильнее натурального

Выручка «Татнефти» от небанковских операций в I квартале выросла на 30%, с 198,3 млрд рублей в январе – марте 2020 года до 257,8 млрд рублей в январе – марте 2021-го, следует из опубликованного отчета группы по стандартам МСФО. Весомый вклад в общий котел внесло сырье: поступления от добычи и реализации, собственно, нефти за минусом экспортной пошлины увеличились на 36% до 112,9 млрд рублей.

Как на выручку татарстанской компании повлиял ценовой фактор? По данным минфина РФ, средняя цена нефти марки Urals в I квартале год к году выросла на 24%, с $48,2 до $59,8 за баррель.

«При цене нефти выше 43,3 доллара за баррель мы не жалуемся», — заявил в апреле инвесторам помощник гендиректора «Татнефти» по корпоративным финансам Василий Мозговой. Напомним, что после объявленной нефтяной налоговой реформы благодаря усилиям президента республики Рустама Минниханова группе удалось выбить для себя льготы суммой до 12 млрд рублей в год, при условии, что цена нефти будет выше $43,4 за баррель. При этом операционная себестоимость поднятия барреля черного золота в I квартале 2021 года составила 273 рубля, или около $3,6 за бочку (в I квартале 2020-го — 241 рубль), что по международным меркам считается низким уровнем расходов.

Кроме цен, на стороне наших экспортеров играет и плавающий валютный курс. Средний курс российской валюты за три месяца снизился на 12% до 74,4 рубля за доллар США. В результате рублевая цена бочки нефти выросла на 39% до 4 450 рублей против 3,2 тыс. рублей в первой четверти 2020 года.

Объем работ по повышению нефтеотдачи снижен в 2,6 раза до 217 скважин, гидроразрывы сокращены в 10,7 раза до 24 скважин, а бурение новых скважин обнулилось. Объем работ по повышению нефтеотдачи снижен в 2,6 раза до 217 скважин, гидроразрывы сокращены в 10,7 раза до 24 скважин, а бурение новых скважин «обнулилось»

Общая добыча на уровне 2014 года, добыча СВН — рекордная

Напомним, что в 2020-м, после подписания в апреле двухлетнего соглашения в формате ОПЕК+, российским компаниям пришлось снижать объемы добычи нефти. Несмотря на небольшие ослабления ограничений в конце прошлого года, в I квартале в России добыча нефти и газа сократилась на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ).

Что касается натуральных показателей «Татнефти», то ее добыча нефти снизилась на 11% (практически среднее по российской «больнице») до 6,46 млн т с 7,28 млн т в январе – марте 2020 года. Этот уровень соответствует I кварталу 2014-го. Хотя есть и кардинальное отличие: добыча сверхвязкой нефти (СВН) компанией находится на рекордном уровне — 886 тыс. т, что на 13% превышает прошлогодний показатель. Детализация объемов СВН в отчетности компании впервые появилась по итогам I квартала 2016 года, когда из недр было извлечено 120 тыс. т такого сырья. С тех пор добыча сверхвязкой нефти стабильно росла. Что касается итогов января – марта текущего года, отметим, что при падении общей добычи и параллельном росте объемов СВН качество сырья «Татнефти» в среднем должно было снизиться.

Еще по добыче: объем работ по повышению нефтеотдачи снижен в 2,6 раза до 217 скважин, гидроразрывы сокращены в 10,7 раза до 24 скважин, а бурение новых скважин «обнулилось». Наши «зеленые» читатели могут порадоваться такому сокращению вмешательства человека в дела природы, хотя «Татнефть» к 2050 году и так планирует выйти на нейтральное воздействие на окружающую среду. Для этого компания будет доводить долю утилизации попутного газа с и без того внушительных 95% до абсолюта — 100%. Далее в планах — переход на полностью замкнутый цикл повторного использования воды, а также максимально широкого спектра ресурсов.

Возвращаясь к отчетности «Татнефти», заметим, что ее представители отчасти поправили опубликованные данные, отчасти их подтвердили. «В I квартале 2021 года на месторождениях ПАО „Татнефть“ было начато бурение двух новых эксплуатационных скважин и одной поисково-разведочной. Осуществлялись работы по ремонту 13 скважин действующего фонда методом зарезки боковых стволов, из них пять скважин СВН. В связи с ограничением добычи нефти, связанным с соглашением ОПЕК+, в I квартале 2021 года были проведены работы по повышению нефтеотдачи пластов на 217 скважинах. При этом за аналогичный период 2020-го такие работы были проведены на 572 скважинах», — сообщил собеседник «БИЗНЕС Online».

Вице-премьер Дмитрий Козак в 2019-м планировал удерживать топливные цены в пределах инфляции, а в 2020-м она составила только 4,9% Вице-премьер Дмитрий Козак в 2019-м планировал удерживать топливные цены в пределах инфляции, а в 2020-м она составила только 4,9%

Нефтепродукты: откат после рекорда, скачок производства дизтоплива

Второй столп бизнеса «Татнефти» — нефтепродукты. Поступления от их реализации, за вычетом пошлин и акцизов, выросли на 31% до 117,1 млрд рублей, превысив сырьевую выручку. При этом поступления от продаж на внутреннем рынке увеличились на 18% до 70,2 млрд рублей, а в страны дальнего зарубежья — на 22% до 46,1 млрд рублей. А вот в натуральном выражении производство нефтепродуктов снизилось в I квартале на 5% до 2,82 млн т, после прошлогоднего рекорда 2,99 млн тонн. На экспорт «Татнефть» направила 1,49 млн т нефтепродуктов (в т. ч. 35 тыс. т приобретенных), что на 190 тыс. т, или 11%, ниже уровня АППГ.

Отметим сильный скачок выработки дизельного топлива относительно января – марта 2020 года на 46% (!) до 1,36 млн тонн. Между тем производство автомобильных бензинов уменьшилось на 3% до 303 тыс. т, а средних дистиллятов — на 65% до 187 тыс. тонн.

Немного о больной для российских автолюбителей теме. Средние цены реализации нефтепродуктов для стран дальнего зарубежья выросли на 36% до 32,5 тыс. рублей за тонну, для внутреннего рынка — на 11% до 38,1 тыс. рублей за тонну, что на 6 тыс. рублей превышает экспортные цены (и это еще хорошо). В текущем отчете составители не стали детализировать цены по типам продуктов: дизтопливо, автомобильные бензины и т. д. Но в отчетности 2020-го такие детали приводились. Скажем, если экспортные цены на высокооктановый бензин по итогам прошлого года упали на 29% до 28 тыс. рублей за тонну, то в России они выросли на 6% до 48,8 тыс. рублей за тонну. Получается, бензин продавался в РФ в среднем в 1,7 раза дороже, чем на глобальном рынке. Можно вспомнить, что вице-премьер Дмитрий Козак в 2019-м планировал удерживать топливные цены в пределах инфляции, а в 2020-м она составила только 4,9%. Но зачем держать цены, если разница идет в копилку правительства?

Выручка от продажи дизтоплива на внутреннем рынке выросла на 20% до 33 млрд рублей, автобензинов — на 13,5% до 19,6 млрд рублей. С учетом того, что в целом выработка автобензинов упала, приоритет внутреннего рынка очевиден.

К слову, о стоимости автомобильного топлива и внутреннем рынке. Розничная российская сеть АЗС «Татнефти» выросла за год на 30 единиц до 721 автозаправки, а в I квартале текущего года в этот строй встало еще более десятка новых АЗС. Напомним, что татарстанская группа никогда не скрывала интерес к расширению розничной сети: так, осенью 2019-го она приобрела сразу 75 АЗС у финской Neste. И этот интерес никуда не делся.

«За первые три месяца 2021 года рознично-сбытовая сеть „Татнефть“ приросла на 13 автозаправочных станций. Речь идет как о строительстве новых объектов, так и о точечных приобретениях действующих АЗС в Самарской и Нижегородской областях, а также в Республике Удмуртия. Компанией принята Стратегия развития до 2030 года, где обозначены точки роста и перспективные регионы для развития нашей сети автозаправочных станций. Выбор регионов определяется по совокупности факторов, обеспечивающих эффективность инвестирования: удобство логистики нефтепродуктов с завода-производителя, конкурентная среда и емкость рынка. Мы всегда находимся в поиске интересных предложений на рынке. Положительное решение о покупке принимается с учетом наших стандартов по концентрации и размещению объектов», — пояснил представитель компании.

Что касается акцизов, то в 2020-м они резко подскочили, а на старте 2021-го пошли на снижение. Так, по итогам января – марта текущего года «Татнефть» заплатила 649 млн рублей, что в 13 раз меньше (!), чем было в АППГ. Составители отчета объясняют такое облегчение нагрузки механизмом обратного акциза, усиленного с 2021 года инвестиционным коэффициентом для нефтеперерабатывающих заводов. Также был повышен с 0,333 до 0,5 корректирующий коэффициент.

Татарстан же, с точки зрения распределения финансовых потоков, рост прибыли интересует не только из-за соответствующего прямого налога на прибыль (17% из 20%), но и в связи с причитающимися акционерам дивидендами, примерно 36% которых получает госхолдинг «Связьинвестнефтехим».

Обыкновенные акции «Татнефти» 15 июня на Мосбирже торговались около отметки 535 рублей за бумагу. Фактически отыграны потери после эмоциональной распродажи  в апреле на новости о том, что дивиденды по итогам 2020 года будут выплачены по минимальному целевому уровню, соответствующему 50% от прибыли.