Илдар хазрат Баязитов: «Я бы не взялся давать оценку степени развитости института вакфа в Республике Татарстан, разве что могу констатировать, что в качестве варианта современного вакфа в России может выступать опыт нашего благотворительного фонда, который сочетает в себе как мечеть, так и благотворительный фонд» Илдар хазрат Баязитов: «Я бы не взялся давать оценку степени развитости института вакфа в Республике Татарстан, разве что могу констатировать, что в качестве варианта современного вакфа в России может выступать опыт нашего благотворительного фонда, который сочетает в себе как мечеть, так и благотворительный фонд»

Быть открытыми для помощи человеку

Недавно попалась на глаза любопытная фраза: «сколько имамов — столько исламов». Она достаточно емко отражает суть того, что пониманий ислама великое множество. Опуская негативную часть, где религия — это мотив к преступным деяниям, все равно остается весьма широкий спектр взглядов на данный вопрос. Для кого-то религия заключается в приобретении религиозных знаний и обучении других, иным важна ритуальная часть, кто-то ставит прозелитизм («дагват», призыв) во главу угла и т. п. Вне всяческих оценок и критики, лично в моем понимании, религия — это почитание Всевышнего через умение сострадать, помогать ближнему.


Среди мусульман часто можно услышать рассуждения о необходимости вакфов, их важной роли в социально-политической жизни общины. Что такое вакф? Вакф — это неотчуждаемое имущество мусульманской общины, которое передано на религиозные или благотворительные нужды. Форвардом в данной теме всплывает существующая в светском государстве турецкая модель вакфа. Какими бы успешными ни были заграничные примеры, нам все равно необходимо разрабатывать свои подходы в этой области.

Я бы не взялся давать оценку степени развитости института вакфа в Республике Татарстан, разве что могу констатировать, что в качестве варианта современного вакфа в России может выступать опыт нашего благотворительного фонда, который сочетает в себе как мечеть, так и благотворительный фонд.

Валиулла хазрат Якупов еще на этапе формирования концепции строящегося центра «Ярдэм» порекомендовал отойти от классической модели мечети как храма в сторону реабилитационного, социального центра Валиулла хазрат Якупов еще на этапе формирования концепции строящегося центра «Ярдэм» порекомендовал отойти от классической модели мечети как храма в сторону реабилитационного, социального центра

В этой связи отмечу значимую роль ныне покойного Валиуллы хазрата Якупова, который на этапе формирования концепции строящегося центра «Ярдэм» порекомендовал отойти от классической модели мечети как храма в сторону реабилитационного, социального центра. Валиулла хазрат, будучи интеллектуалом и дальновидным стратегом, понимал, что мечеть не должна быть закрытым объектом для исправления религиозных нужд отдельной категории населения. Равно как и любой Божий храм, она должна быть открыта для помощи человеку — психологической, моральной, физической и иной другой для всех без исключения. Мы к этому стремимся.

Сегодня мы видим, что данная тенденция постепенно набирает обороты — при мечети, как правило, возводятся благоустроенные площадки для местного населения, запускаются и функционируют социальные столовые, сбор и раздача одежды и т. п. Считаю это достижением в плане преодоления межконфессиональных стереотипов, которые, к сожалению, имеют место быть.

«Главное — чтобы инвалидность не проникла в душу. А этому зачастую могут быть подвержены и весьма здоровые люди» «Главное, чтобы инвалидность не проникла в душу. А этому зачастую могут быть подвержены и весьма здоровые люди»

Площадка для взаимодействия двух миров

К слову о благоустройстве прилегающих территорий хочу привести пример пространства детской площадки НИБФ «Ярдэм», на которой одновременно находятся как дети и их мамы, так и инвалиды, — она выполняет важную роль во взаимодействии двух миров: обычных людей и людей с ограниченными возможностями. Они видят друг друга, учатся общаться, обращаться дуг с другом. Ограниченные возможности — это не приговор. Главное, чтобы инвалидность не проникла в душу. А этому зачастую могут быть подвержены и весьма здоровые люди.

Сегодня нами активно разрабатываются новые механизмы поддержки благотворительной работы не через прямые пожертвования, а путем выстраивания социально ориентированного бизнеса. По сути это есть ядро института вакфа. Отходя от единовременных пожертвований, мы стараемся выйти на системную работу по долгосрочному поддержанию социальных программ. Социальный бизнес — это прежде всего новые рабочие места, возможности планирования и более эффективной помощи нуждающимся. Кроме того, это и статус благотворителя у всех клиентов данных коммерческих проектов.

Таким образом, при расширении направлений социального бизнеса увеличиваются площадки вовлечения в благотворительную деятельность все большего количества людей, вне зависимости от достатка, конфессии, нации и т. п. Любой взнос, будь то купленный хлеб или заказанный буклет, — это ощутимая помощь, и она работает только на своего жертвователя.

«Важно отметить существенную разницу между классической целью коммерции — извлечения прибыли, и целью социального бизнеса — извлечение прибыли для ведения социальной работы» «Важно отметить существенную разницу между классической целью коммерции — извлечением прибыли — и целью социального бизнеса — извлечением прибыли для ведения социальной работы»

«Творили великие деяния»

В свою очередь, направления благотворительной деятельности диктуются жизнью буквально «на ходу»:

— количество инвалидов, желающих пройти реабилитацию в нашем центре, все время увеличивается. Это обуславливает необходимость строительства нового специализированного реабилитационного центра для инвалидов-колясочников;  

— возведение многофункционального спортивного комплекса откроет новую веху в работе по реабилитации людей с ограниченными возможностями. В частности, планируется подготовка как команд, так и отдельных спортсменов по параолимпийским видам спорта;

— расширение пансионата для мальчиков в селе Борбаш Балтасинского района позволит принять больше желающих получить качественное образование вкупе с духовным наставлением наших традиционных, морально-этических, религиозных норм;

— работа по духовному наставничеству в исправительных учреждениях республики помогает нашим оступившимся согражданам обрести подлинные смыслы жизни и не вернуться в прошлое. Если для общества это профилактика преступности, то для нас это человек, познакомившийся со своим Создателем, это отдельная, безусловная ценность.

«Чем больше проектов, которые своим присутствием будут напоминать людям о необходимости взаимопомощи, сострадания, тем больше общественных болезней нам удастся изжить» «Чем больше проектов, которые своим присутствием будут напоминать людям о необходимости взаимопомощи, сострадания, тем больше общественных болезней нам удастся изжить»

Важно отметить существенную разницу между классической целью коммерции — извлечением прибыли — и целью социального бизнеса — извлечением прибыли для ведения социальной работы. Тут сам факт наличия социально ориентированного бизнес-проекта лишний раз напоминает, приглашает людей к участию в благотворительных инициативах — а это уже элемент формирования культуры благотворительности. Чем больше таких проектов, которые своим присутствием будут напоминать людям о необходимости взаимопомощи, сострадания, тем больше общественных болезней нам удастся изжить.

Всевышний Аллах в Священном Коране более 50 раз в том или ином контексте говорит: «… те, которые уверовали и творили благие дела…» Последнее время мы все чаще говорим о созидательном потенциале религии ислам. Термин «гамилюс салихат» — творили благие деяния — это и есть одна из основ того самого созидательного потенциала. Из множества переводов данного термина также можно выделить такие, как «исправлять», «преображать». При должном осмыслении этого довода мусульмане смогут избавиться от неоднозначной репутации, сформированной не без участия массмедиа, стать надежными партнерами государства и общества в преображении нашего социума.