Отныне в Казани можно будет сходить на экскурсию, которую проводят исключительно на татарском Отныне в Казани можно будет сходить на экскурсию, которую проводят исключительно на татарском

«Бывают татары, которые не говорят по-русски…»

Этот проект префектуры «Старый город» отличается от других тем, что будет проводится на татарском языке и, что немаловажно, совершенно бесплатно. Правда, и нечасто: экскурсия — раз в месяц. Запись — заранее. Гостям покажут Старо-Татарскую слободу, по словам экскурсовода МБУ «Историческая среда» при префектуре Эльмиры Зиганшиной, — сакральные для татар места.

После захвата Казани войсками Ивана Грозного мусульманскому населению было запрещено селится на берегах рек. «В 1636 году Казань посетил немецкий путешественник Адам Олеарий, который написал в своих воспоминаниях: „Город заселен русскими и татарами, но Кремль — одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем под страхом смертной казни“, — рассказывает Зиганшина. — А вот лояльным татарам разрешили селиться возле берегов Кабана — самого большого озера Татарстана. Так появилась Старо-Татарская слобода».

«В 1636 году Казнь посетил немецкий путешественник Адам Олеарий, который написал в своих воспоминаниях: «Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими и ни один татарин не должен быть в нем, под страхом смертной казни» «В 1636 году Казнь посетил немецкий путешественник Адам Олеарий, который написал в своих воспоминаниях: «Город заселен русскими и татарами, но Кремль — одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем под страхом смертной казни»

Насколько востребована экскурсия, покажет время, но, как говорит Зиганшина, пока туры на татарском языке не пользуются особой популярностью: «Особенность экскурсии — она на татарском языке, таких вариантов в Казани очень мало, почти нет: спрос не такой большой, как на русском, потому что люди, которые, например, приезжают из районов, на экскурсии, как правило, не ходят». Возможно, будут ходить сами казанцы, но пока всех выручают иностранцы. «Бывают татары, живущие за границей и не говорящие по-русски, и им нужна экскурсия на родном языке», — отметила Эльмира. К слову, для нее вчерашний пресс-тур — дебют. Она долго изучала материалы, и, оказывается, литературы на татарском языке по достопримечательностям Казани почти нет, а имеющиеся — переводы с русского, причем весьма низкого качества. Приходится все править буквально на ходу, и с этим надо быть осторожным. «Посмотрела в электронном словаре, как будет по-татарски „старообрядцы“, и он мне перевел, как „иске корсаклар“ („старые пуза или животы“)», — улыбается Зиганшина.

Гостям покажут Старо-Татарскую слободу Гостям покажут Старо-Татарскую слободу

«Я бы с удовольствием послушал экскурсию на родном языке»

Как бы то ни было, Эльмира на совесть отработала маршрут. Он начинается с площади возле Камаловского театра. Оказывается, когда-то на месте храма Мельпомены стояла электростанция, питающая Старо-Татарскую слободу. Далее путь пролегает вдоль Кабана, остановка — у ресторана «Татарская усадьба». Когда-то этот построенный во второй половине XIX века дом принадлежал Хамиту Сабитову. Он был купцом второй гильдии, шил тюбетейки и калфаки. В 1908–1910 годах там находился «Восточный клуб» — место встречи татарской интеллигенции. На этом месте рассказа из «Татарской усадьбы» вышла группа туристов. Уфимец Абдулла Сабирзянов приехал к родственнице. «Очень хорошая идея, я бы с удовольствием послушал экскурсию на родном языке», — оценил он новый проект «Старого города».

Двухэтажная мечеть выстроена в стиле российского провинциального барокко, гармонично сочетающегося с древними булгарскими мотивами и элементами татарского декоративно-прикладного искусства. Нас встретил местный имам Мурат Хазиев Двухэтажная мечеть выстроена в стиле российского провинциального барокко, гармонично сочетающегося с древними булгарскими мотивами и элементами татарского декоративно-прикладного искусства. Нас встретил местный имам Мурат Хазиев

После осмотра памятника Шигабутдину Марджани гостей ведут в мечеть, носящую имя выдающегося богослова, ученого, историка. Это первая каменная мечеть Казани, построенная после взятия города Грозным. Экскурсовод расскажет, что возведена она с разрешения Екатерины II в 1767 году. Татары с любовью называли императрицу Әби Патша, т. е. бабушка-царица, хотя на тот момент ей было 38 лет! Двухэтажная мечеть выстроена в стиле российского провинциального барокко, гармонично сочетающегося с древними булгарскими мотивами и элементами татарского декоративно-прикладного искусства. Нас встретил местный имам Мурат Хазиев, он поведал, что дома напротив принадлежат Аль-Марджани и благодаря этому — ресторанчикам, гостинице, магазинам — и содержится весь комплекс. Недалеко располагается  другая мечеть — Апанаевская, построенная в 1768–1770 годах на деньги купца Якуба бин Султангали. В историю он вошел как первый глава Казанской городовой Ратуши двух татарских слобод, т. е. фактически он был первым мэром татарской части Казани. Несмотря на статус, «его семья трудилась во время возведения мусульманского храма», добавляет Зиганшина.

Пресс-тур завершился на Юнусовской, а обычная экскурсия будет продолжительнее — 1,5 часа, а если найдутся желающие походить еще дольше, то «Историческая среда» готова внести поправки.