«Есть люди, которые там годами играют. Я и сам там не первый год выступаю. Для чего это делается, не совсем понимаю», — негодуют уличные музыканты от появления нового регламента по выступлениям на Баумана. В ответ на жалобы на шумных артистов и их монополию муниципалитет разработал правила уличных концертов. Теперь музыкантам «казанского Арбата» нужно будет через приложение заблаговременно выбирать себе место и время для концерта, который будет ограничен двумя часами на одном месте. О том, зачем нужны такие правила и с чем не согласны музыканты, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Когда регламент вмешивается в культуру, творчество, процесс концерта — это уже для меня непозволительно»
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в среде уличных музыкантов Казани зреет сдержанное недовольство. А все потому, что мэрия готовится объявить о регламентации их бесконтрольной на сегодня деятельности, особенно в районе пешеходной улицы Баумана. На днях на эту тему известный казанский музыкант Константин Игнатов опубликовал на своих страницах в соцсетях своеобразный клич о помощи.
«Прошло заседание в исполкоме культуры г. Казань, из которого стало очевидно, что, все-таки, в ближайшее время хотят ввести регламент для уличных артистов. Если вкратце — я не смогу, например, давать полноценные концерты на любимом месте, к которому и вы, думаю, тоже успели привыкнуть. Не смогу, потому как одно место можно будет занимать только на 2 часа (из которых полчаса — это только настроить оборудование и собраться)», — написал Игнатов и попросил своих поклонников об «информационной помощи» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он пояснил, что взбудоражившее творческую общественность заседание в исполкоме прошло еще неделю назад. Там музыкантам представили «предварительную презентацию» готовящегося регламента со всеми правилами. Теперь артисты, которые захотят выступить на главной пешеходной улице города, должны будут через приложение выбрать из предложенных вариантов себе определенную точку и время. На концерт отведено два часа. «Нас заверили, что это уже решенный вопрос. Пока еще нет никакого документа, но в ближайшее время все это уже будет принято, может, неделю-две, максимум месяц. Поэтому я уже забил тревогу», — объяснил он.
Напомним, идея взять хотя бы под условный контроль происходящее на Баумана сама по себе далеко не нова. Еще в 2017 году команды помощниц президента РТ Наталии Фишман и Олеси Балтусовой предлагали заняться реконцепцией главной улицы города. Но дальше обсуждений тогда не зашло, и «рекламные всхлипы» вместе с игрой уличных «джаз-бандов» под приставания аниматоров в костюмах зебр и коней продолжили оставаться одной из главных черт улицы Баумана.
К вопросу вернулись в январе этого года. Тогда власти города провели первую встречу с музыкантами «казанского Арбата», чтобы совместно выработать единые паттерны для всех уличных выступлений. На практике это подразумевало бы составление общего регламента для музыкантов, а в идеальной теории — создание «неповторимого культурного фона, культурного кода города», отмечал начальник управления культуры Казани Азат Абзалов.
На этой встрече тогда впервые прозвучала мысль о том, чтобы подобрать всем «бременским музыкантам» специальные места для выступлений (у часов на Баумана, у памятника Коту Казанскому, у знака «нулевой километр» и у памятника Федору Шаляпину) и в отдельное время, по записи. С такой инициативой, в частности, выходил начальник отдела развития и содержания исторической части города Вахитовского и Приволжского районов Рустем Сагадеев, по словам которого, подобные правила уже успешно действуют в Москве и парках Казани. Предлагалось выделение и других площадок: вроде казанского метрополитена, у гостиницы «Ногай» и т. д., но не все они нашли поддержки.
По итогам этого январского совещания стороны договорились продолжить дискуссию, чтобы к началу нового турсезона уже выработать какой-то конкретный механизм для регулирования деятельности уличных музыкантов. Для них даже хотели разработать бесплатное мобильное приложение, чтобы удобнее было выбирать место и время выступлений. Но уже середина летнего турсезона, и отсутствие такого приложения и регламента четко намекают, что что-то пошло не так.
Музыкант Игнатов не понял смысла таких ограничений. Уличные артисты, по его словам, могли сами вполне успешно самоорганизоваться. «Я не просто выхожу, грубо говоря, отыграл два-три часа, заработал что-нибудь и ушел. Это не для меня, я против этого. Мне придется все время смотреть на часы. Элемент творчества пропадает, то есть я уже не могу полностью погрузиться в эмоцию от концерта, потому что у меня время и мне надо отдать место кому-то, — поделился музыкант. — Я в принципе против этих мер, они не состыковываются у меня в голове вообще никак». Он отметил, что раз уж городские власти решились избавить «казанский Арбат» от неадекватов, которые неопрятно выглядят и орут песни с матом, то грести под одну гребенку их вместе с артистами, уже много лет выступающими на Баумана, собирающими большое количество зрителей и положительные отзывы, нельзя.
И как оказалось, Игнатов в своем мнении далеко не одинок. Например, Булат Рахматуллин занимается артистами оригинального жанра, в том числе организует известное огненное шоу на пересечении Баумана и Мусы Джалиля. Он признался, что с введением регламента для него и его артистов ничего не поменяется, единственная проблема — это ограничение по времени. «Они предлагают два часа сделать, мы считаем, что этого мало. Потому что, грубо говоря, у меня 16 человек артистов, пока они все подъедут, пока мы все расставим — только на это час времени. А если всех считать вместе с техническим персоналом, то последний раз были 23 человека. Всех нужно скоординировать», — отметил собеседник издания и добавил, что нужно давать возможность выбирать количество часов, которое человек хочет выступать.
«Пока не до конца понятно, как это будет выглядеть. На самом деле, наверное, это не очень хорошо. Какая-то бюрократия лишняя, — поделился с нами своим мнением и другой музыкант, Ильдар Нигматуллин. — Есть люди, которые там годами играют. Я и сам там не первый год играю. Для чего это делается, я не совсем понимаю. Вроде как к уличным музыкантам там не было претензий. Они не занимаются попрошайничеством или еще чем-то».
«Казань — город равных возможностей, поэтому все должны иметь равные условия, чтобы заниматься творчеством, в плане регулирования работы артистов город пошел по «своему пути»
«Принципиальна для нас не программа, а равные возможности»
Призыв уличного музыканта Игнатова в соцсетях нашел оперативный информационный отклик. Накануне управление культуры Казани быстро организовало встречу для разъяснения «правил общежития творческий жизни». На рандеву с журналистами и музыкантами вышел глава управления Азат Абзалов.
Свой спич он начал издалека: «Казань — город равных возможностей, поэтому все должны иметь равные условия, чтобы заниматься творчеством, в плане регулирования работы артистов город пошел по своему пути». Абзалов отметил, что в процессе интересантов много — это и сами артисты, и художники, и аниматоры, и жители многоквартирных домов и отелей, гостиниц.
В последнее время стало поступать много обращений на постоянный шум, когда выступления артистов накладываются друг на друга, и на звуковые объявления и рекламу на Баумана. Эти жалобы приходят, как правило, не в адрес музыкантов, а прямо в исполком. Просьбы сократить «звуковой фон» приходят как от гостей города (например, от тех, кто проживает в гостиницах на Баумана), так и от жителей. Но если проблема со звуковой рекламой решится благодаря федеральным изменениям законодательства, то с выступлениями приходится обсуждать вопрос на уровне города. «Причем часто требуют более кардинальных действий, но мы, конечно, с вами понимаем, что уличные артисты — это тоже богатство города, вариант „взять и запретить“ никто не рассматривает», — рассказал представитель исполкома.
«Ни в коем случае мы бы не хотели заниматься цензурой или выбором программы: вот Константин должен это спеть, Радиф должен то, кто-то должен станцевать так, а кто-то — такие-то стихи прочитать. Нет, ни в коем случае, каждый занимается творчеством, как считает нужным, главное — не призывать к расизму, экстремизму. Мы должны строго соблюдать эти основные вещи. Поэтому принципиальна для нас не программа, а равные возможности», — уверял Абзалов.
По его словам, сейчас определено 36 локаций для выступления: одна для театрализованных выступлений (между рестораном Twin Peaks и КРЦ «Родина»), 11 для музыкантов со звукоусиливающим оборудованием, 13 для музыкантов без звукоусиления, 6 зон для предоставления фотоуслуг и 3 для фотографирования с животными и птицами, еще 3 места для художников.
Он обратил внимание, что «это не исчерпывающий список», в процессе работы его можно будет дополнить и усовершенствовать.Ограничение выступления двумя часами Абзалов при этом считает оптимальным. Для сравнения: «во многих мировых столицах это час». И важная деталь здесь: «максимум два часа» — это ограничение только для одного места. После истечения этого времени музыкантам никто не мешает перейти в другое место и продлить свой концерт еще на два часа.
В этом смысле исполком Казани идет по пути правительства Москвы, которое еще в 2016 году утвердило 56 площадок в центральных и районных парках столицы и определило порядок выступления на них уличных артистов. В Казани их ненамного меньше, хотя разница в населении в 10 раз. Год назад такую же практику принял Санкт-Петербург. А в Германии выступления на улице жестко регламентируются — в некоторых городах страны музыкантам для этого придется купить специальные лицензии, такая практика применяется и в Париже.
Разработчики подобных регламентов в числе прочего выступают как антимонопольный комитет, который борется за соблюдение конкуренции на уличных сценах. В Казани самые злачные места захватили одни и те же музыканты с известным репертуаром, и пробиться новичкам с новыми композициями на занятые площадки в час пик бывает непросто. Поэтому для разнообразия музыкальной палитры и вводятся эти правила. Благо подающих надежды и талантливых артистов, желающих получить бесплатную сцену, в Казани хватает.
Принципиальный момент — отбирать репертуар, лицензировать артистов или проводить какой-то отбор городские власти не планируют. «Я думаю, что мы не пойдем по этому пути никогда, потому что для нас важно самовыражение человека», — добавил Абзалов.
Правда, на вопрос, когда новые правила вступят в силу и разработают приложение, он не ответил. Проект постановления с порядком координации уличных артистов сейчас проходит антикоррупционную экспертизу. Согласно документу, порядок вступает в силу «после организации цифровой платформы», разработкой которой занимаются управление информационных технологий и связи исполкома Казани совместно с казанским городским общественным центром. Названия у приложения также пока нет, добавил Абзалов.
«Важный момент — будет учитываться, кто работает с аппаратурой и звуковыми усилителями, таким артистам предложат выступать чуть дальше друг от друга (и, например, чуть дальше от жилых домов). Нюансов много, давайте продолжать обсуждать. К примеру, вопрос времени выступления на одного артиста. Изучили опыт, много где это время составляет один час. Как лучше, час-два-три, — решим вместе с артистами и жителями. Пока предлагаем остановиться на двух часах, — пояснил Абзалов. — Наш город разнообразен, как течения, в которых работают артисты, — здорово, если жители будут иметь возможность знакомиться с разными ребятами. А артисты, в свою очередь, станут выступать, не мешая жителям и гостям».
После комментария начальника управления культуры и нескольких вопросов от журналистов встреча начала перерастать в своеобразное заседание. Например, прозвучало предложение сделать рейтинг артистов — чем больше любовь публики, тем он выше, а значит, приоритет в занятии мест.
Также поднимались действительно важные вопросы, пока еще не понятные творческому сообществу, — а что будет, если кто-то другой займет место? Кто станет следить за соблюдением порядка? Не создаст ли ограничение дефицит площадок? А может, кто-то не хочет регистрироваться в сервисе?
«Есть музыканты, которые уже создали положительный облик для улицы Баумана и для Казани в общем, для туристов и местных жителей, у меня постоянно много слушателей, остаются они всегда с благодарностями. Очень не хочется лишиться этого, я надеюсь, что мы будем услышаны, как музыканты, которые здесь играют не первый год, и не просто играют, а уже объединяют людей», — отметил Игнатов после встречи.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 167
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.