Как власти Татарстана отвоевали две развязки

Госкомпания «Автодор» возведет на платной автотрассе М12 от Москвы до Казани 16 развязок на 800 км пути — по одной на каждые 50 километров. Для сравнения: среднее расстояние между развязками трассы М11 «Нева» — 22 км, одна развязка на 40 км пути у строящейся платной автотрассы Алексеевское – Альметьевск.

Тем не менее профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Михаил Якимов считает такое решение приемлемым. «Дорога будет обслуживать территорию, а не только транзитное движение. Например, между Москвой и Санкт-Петербургом устойчивая корреспонденция с трудовыми целями, но таких же трудовых корреспонденций нет между Казанью и Москвой, Екатеринбургом и столицей РТ», — говорит Якимов.

Впрочем, как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», в Татарстане плотность развязок окажется вполне столичной: в республике сконцентрируется 6 из 16 развязок. Длина трассы в РТ — 143 км, так что на ней будет в среднем по развязке на каждые 24 километра. На долю остальных регионов останется еще меньше — съехать и заехать на автобан там появится возможность в среднем только на каждом 65-м километре.

По плану властей, через четыре года поездка от Москвы до Казани по М12 со скоростью 130 км/ч займет 6 с половиной часов, что в 2 раза быстрее, чем сейчас. Как рассказывал в прошлом году глава «Автодора» Вячеслав Петушенко, проезд по М12 будет стоить 2,5 рубля за километр. Таким образом, поездка  от Москвы до Казани или обратно обойдется примерно в 1,6 тыс. рублей плюс бензин.

В Татарстане платную дорогу, возводимую в рамках частно-государственного партнерства, проведут до села Шали в Пестречинском районе. Далее трассу планируют продлить до Екатеринбурга. Теперь президент РФ Владимир Путин предложил довести дорогу до Тюмени и Челябинска. В целом это часть более масштабного проекта — международного транспортного коридора Европа – Западный Китай.

Две из шести развязок в Татарстане будут расположены на пересечении с федеральными трассами, еще четыре — на пересечении с региональными.

Развязка М12 с трассой Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Казахстаном появится в Лаишевском районе, у села Егорьево, неподалеку — деревня Верхние Кармачи. У данного сооружения есть съезд с М12 в Казань и в сторону моста через Каму, а также заезды с федеральной трассы из Казани и со стороны села Державино Лаишевского района и, наконец, разворот в сторону Москвы.

Казань — Буинск — Ульяновск. Полноценную «клеверную» развязку построят в Верхнеуслонском районе рядом с селом Егидерево. Там автомобили смогут заехать на М12 как со стороны Казани, М7, так и со стороны Апастово, Буинска, Ульяновска. Съезды с автобана — также на все вышеперечисленные направления, там же транспорт М12 сможет развернуться и в сторону Москвы, и в сторону Казани.

Большие Кайбицы — Камылово. Развязку построят неподалеку от границы с Чувашией, рядом с селами Большие Кайбицы, Ульянково и Старые Чечкабы. Это Кайбицкий район. Там транспорт с М12 сможет развернуться в сторону Москвы и Казани, съехать в сторону Больших Кайбиц по пути из Москвы в  Чувашию. Заезд на М12 с «регионалки» возможен со стороны Ульянково и Старых Чечкаб.


Столбище — Атабаево. Первая развязка М12 после моста через Волгу в Лаишевском районе РТ. Сооружение построят вблизи деревни Сапуголи. Там автомобили с М12 смогут съехать на дорогу в Казань, добраться до аэропорта, а транспорт из столицы РТ — направиться в Москву.

Казань — Ульяновск — Камское Устье. Развязку возведут рядом с деревнями Янга Юл и Вахитово Верхнеуслонского района. Там можно заехать на М12, чтобы добраться до Казани, а транспорт из столицы РТ сможет съехать с автобана. Это последняя развязка перед мостом через Волгу, который строят между селами Гребени и Нариман.

Сорочьи Горы — Шали. Последняя транспортная развязка дороги Москва – Казань появится рядом с селом Шали Пестречинского района РТ. Там автомобили с М12 смогут выехать на федеральные трассы М7 и Казань – Оренбург, развернуться в сторону Москвы. Заехать на платный автобан можно с М7, а также со стороны села Сорочьи Горы и моста через Каму.

Еще в конце 2020 года проектировщики указывали на нецелесообразность возведения развязки на пересечении с дорогой Казань – Оренбург. Не было и развязки у села Большие Кайбицы. В «Автодоре» «БИЗНЕС Online» рассказали, что эти дорожные сооружения появились после обращения руководства РТ. Кроме татарстанских развязок дополнительно построят по одной развязке во Владимирской и Нижегородской областях — также по просьбе руководства регионов.

Голого лоббизма региональных властей все же было недостаточно. В «Автодоре» подчеркнули, что проектанты провели транспортно-экономические исследования с замером текущей интенсивности движения автомобильного транспорта. Также построили транспортную модель, благодаря которой определили число развязок и примыканий с учетом будущей интенсивности потока. «Определены дороги, на пересечении с которыми экономически целесообразно устройство развязок с учетом потребности подъезда к строящейся автодороге от крупных промышленных и региональных центров, городов и поселений», — отметили в «Автодоре».

Оренбургский тракт — ворота Казани для М12

Оренбургский тракт станет главным въездом в Казань с М12, сообщили «БИЗНЕС Online» в исполкоме столицы РТ. Пока это не самый загруженный въезд в город, но с большим потенциалом. Существующие дороги с трудом справляются с потоком машин, заторы стартуют от стелы «М». Повод для беспокойства создает Лаишевский узел — территория массовой жилой застройки в Казани и Лаишевском районе.

Дорожный строитель, владелец СМП «Нефтегаз» Фоат Комаров рассказал нам, чего ждать Казани от М12 в плане транспортных потоков. «Часть автомобилей пока едет транзитом через Казань, въезд в город [после строительства М12] станет комфортнее», — считает предприниматель.

Часть въездного трафика с Лаишевского узла по генплану-2040 снимет дорога – дублер Оренбургского тракта — от Технической через улицу Братьев Батталовых до трассы Казань – Боровое Матюшино. В мае появилась информация о подготовке до 2022 года проекта планировки нового моста над Монастырской протокой от улицы Технической. В 2021-м растущую нагрузку на Оренбургский тракт снизит километровая разворотная петля с тоннелем.


Заторы, впрочем, не только на въезде в Казань у РКБ: пробка в обоих направлениях и на трассе Казань – Оренбург — транспорт стоит на подъездах к селу Сокуры. О строительстве там обхода говорят не первый год: в 2019-м главный инженер ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Валерий Тимашов заявлял, что объездную могут сделать из бетона. В агентстве «Росавтодор» нашему изданию не подтвердили, что план строительства объездной, расширения федеральных трасс Казань – Оренбург и Казань – Буинск – Ульяновск на пересечениях с М12 утвержден. Ширину этих дорог ГК «Автодор» увеличит только в пределах развязок на 1,5–2,5 м, заявили в агентстве. 

До четырех полос расширяют подъезд к аэропорту Казани с разворотной эстакадой у «Казань Экспо», но дорожную ситуацию здесь может осложнить то, что рядом с Большими и Малыми Кабанами «Унистрой» построит ЖК «Долина Махаон» на 500 тыс. кв. м жилья.

Оренбургский тракт станет главным въездом в Казань с М12, сообщили «БИЗНЕС Online» в исполкоме столицы РТ. Пока это не самый загруженный въезд в город, но с большим потенциалом Оренбургский тракт станет главным въездом в Казань с М12, сообщили «БИЗНЕС Online» в исполкоме столицы РТ. Пока это не самый загруженный въезд в город, но с большим потенциалом Фото: «БИЗНЕС Online»

Зампредседателя рабочей группы по строительству М12 в Татарстане, глава инициативной группы жителей деревни Орел Дмитрий Дементьев рассказал нашему изданию, что близость развязки М12 / Столбище – Атабаево не усугубит транспортную доступность Орла, Габишево и Песчаных Ковалей. «Все-таки развязка на трассе Казань – Оренбург ближе к городу, да и вряд ли найдутся желающие снижать скорость, стоять в пробках на выезде из Песчаных Ковалей и Столбищ после поездки по М12, — говорит Дементьев. — Дороги уже перегружены».

В минтрансе РТ не ответили на вопрос нашего издания о планах по расширению региональных дорог в местах пересечения с М12. По словам наших источников, есть вариант заезда в Казань через развязку М12 / Шали – Сорочьи Горы. Оттуда автовладельцам потребуется проехать до БКК 45 км через М7, простояв на загруженном Мамадышском тракте. Да, неподалеку проложат Вознесенский тракт, но эту строящуюся вылетную магистраль соединят с М7 не раньше 2026 года.

Трассу М12 в Татарстане уже строят — работы идут одновременно от границы РТ с Чувашией до пересечения с дорогой Шали — Сорочьи горы, возводят и мост через Волгу Трассу М12 в Татарстане уже строят — работы идут одновременно от границы РТ с Чувашией до пересечения с дорогой Шали – Сорочьи Горы, возводят и мост через Волгу Фото: «БИЗНЕС Online»

Казань вместе с М12 обретет южный обход

М12 станет частью проекта южного обхода Казани, рассказали нам в минтрансе РТ. Но за поездку по данной объездной придется заплатить.

«Споры на эту тему шли много лет, — рассказывал директор института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин в сентябре 2020 года. — Совмещать трассу с южным обходом Казани или нет? Посмотрим на вещи реально. Если мы разделим южный обход и трассу Европа – Западный Китай, потребуется строительство еще одного моста через Волгу. Сейчас по дороге М7 есть один мост, а надо еще два. Два моста через Волгу будем ждать следующие 40 лет. Совмещение — это политика в пределах возможного. Еще два моста через Волгу южнее Казани — симпатично, но вне реальной транспортной политики».

«Я как увижу, сколько деревьев срубили, – хвораю!»: под Казанью строят М12

Трассу М12 в Татарстане уже строят — работы идут одновременно от границы РТ с Чувашией до пересечения с дорогой Шали — Сорочьи Горы, возводят и мост через Волгу. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин 8 июля заявил на совещании у Путина, что часть участков трассы М12 откроют в следующем году, но регионы, где это произойдет, не уточнил.

По словам Дементьева, подрядчики и власти выполняют договоренности с жителями Татарстана по строительству трассы: у деревни Орел уже началось возведение полутоннеля, ветслужба РТ проанализировала почву у Тарлашей в месте вероятного сибиреязвенного скотомогильника — информация о захоронении не подтвердилась. Рабочая группа продолжает «народный контроль» стройки автобана и уже предложила проектировщикам увеличить шумозащиту у Березовки и Меши.

Какой транспорт преимущественно поедет по М12? Мировой и российский опыт показал, что автопоток платных дорог соответствует парку транспортных средств. В России это 80% легковых, 20% грузовых автомобилей и пассажирских автобусов. 

Мнение
Дорога не окупится, если там не будет регулярного потока легковых автомобилей, потому что в жизни их больше, чем остальных.
Михаил Блинкин  директор института экономики транспорта Высшей школы экономики 
Михаил Блинкин  директор института экономики транспорта Высшей школы экономики 

Тем временем к развязкам М12 в РТ подтягиваются инфраструктурные и бизнес-проекты. За 25,5 млн рублей компания Netherlands Airport Consultants готовит мастер-план развития международного аэропорта «Казань» до 2050 года. В планах создать у казанского аэропорта аэротрополис — мини-город, где инфраструктура и экономика сосредоточены на одной территории. Также планируется запустить там же бондовую зону. Район аэропорта — вариант выноса технического парка РЖД от вокзала «Казань-1». Не отстают девелоперы загородного и многоквартирного жилья, растут и аппетиты застройщиков складов. Есть о чем подумать не только бизнесу, но и обычным жителям Казани и пригородов, регулярно совершающим поездки.