Марат Нуриев: «До 2024-го все дворы и придомовые территории жилых домов будут приведены в порядок» Марат Нуриев: «До 2024-го все дворы и придомовые территории жилых домов будут приведены в порядок» Фото: Андрей Титов

Дворовая реновация Казани и жильцы-ревизоры

— Марат Абдулхаевич, недавно вы презентовали приложение для сбора инициатив по улучшению городской среды «Мой район». Зачем? «Народного контроля» уже недостаточно?

— В отличие от «Народного контроля» или «Открытой Казани», хотелось бы собирать не только жалобы, но и дельные предложения. Их немало, только донести до властей не у всех получается. Я, как депутат Госсовета Татарстана, мог бы эти предложения доводить до муниципалитетов и правительства.

— Какую территорию охватывает платформа?

— Пока — три казанских района (Ново-Савиновский, Авиастроительный и Советский) и два сельских — Тюлячинский и Пестречинский. Этого достаточно для обкатки. А если идея себя оправдает, почему бы не масштабировать ее на республику и даже страну?

«Немало обращений по благоустройству дворов — чтобы их привели в порядок здесь и сейчас» «Немало обращений по благоустройству дворов — чтобы их привели в порядок здесь и сейчас» Фото предоставлено Маратом Нуриевым

— И как, инициативы уже поступают?

— Очень много! И ни одну не оставляем без внимания. Немало обращений по благоустройству дворов — чтобы их привели в порядок здесь и сейчас. Объясняем, что если в этом году их дом не включен в президентскую программу благоустройства дворовых территорий «Наш двор», он попадет в нее далее. В любом случае до 2024-го все дворы и придомовые территории жилых домов будут приведены в порядок.

Проект «Наш двор» в 2019 году инициировал президент РТ Рустам Минниханов. В 2020-м бюджет программы составил 8 млрд рублей, отремонтирован 1 091 двор — это рекордная цифра реновации дворов в регионах Поволжья. В этом году планируется провести полную реконструкцию 1 074 дворов в пределах того же бюджета (за пять лет планируют потратить 50 млрд), а бо́льшая часть средств программы — 2,3 млрд рублей на 223 двора — выделена Казани. Проектирование реновации дворов РТ началось после проведенной БТИ инвентаризации — это около 10 тыс. дворов общей площадью 68,5 млн кв. метров. Каждая придомовая территория получила паспорт. Какие дворы благоустраивать в первую очередь, определяют местные администрации. В программу входит асфальтирование проезжей части и тротуаров, освещение, формирование площадок твердых коммунальных отходов, монтаж детских площадок на песчаном покрытии.

— Наверняка один из самых сложных моментов — понять, что реально хотят жильцы, ведь одним нужна парковка, другим — детская площадка…

— Надо сказать спасибо президенту Татарстана Рустаму Минниханову за то, что он взял на себя такую огромную ответственность — нашел средства и запустил такую программу. Люди регулярно поднимали вопросы благоустройства дворов на встречах с депутатами и органами исполнительной власти, поэтому, когда корпус депутатов обратился к президенту Татарстана, он инициировал создание такой программы, и ход работ находится на его личном еженедельном контроле. О таком раньше никто и не мечтал! Ничего подобного нет ни в одном регионе России. Программа заработала, даже несмотря на пандемию коронавируса… Так вот, плюс этой программы в том, что делается именно то, чего хотят сами жители, а не то, что повелел чиновник. Но споров, конечно, возникает немало, например из-за малознакомых населению СНИПов. Скажем, хорошее для детской площадки место, но там под землей проходят трубы, то есть никакой площадки делать нельзя. Все это надо разъяснять.

«Плюс этой программы в том, что делается именно то, чего хотят сами жители, а не то, что повелел чиновник» «Плюс этой программы в том, что делается именно то, чего хотят сами жители, а не то, что повелел чиновник» Фото предоставлено Маратом Нуриевым

— И эти вопросы решаются параллельно с капремонтом…

— Когда в 2006 году мы принимали в управление дома, недоремонт жилья достигал 4,5 миллиарда рублей — на такую сумму надо было сделать работы, чтобы привести дома в порядок. Естественно, такой суммы ни у населения, ни у государства не было, поэтому работы проходили постепенно. Одной из масштабных и одновременно болезненных была работа по замене лифтов. Зато сейчас, наверное, нет ни одного не работающего по техническим причинам лифта. То же самое с коммуникациями, кровлей — сделано многое. Зайдите в наш музей ЖКХ и посмотрите на «прелести» жизни в том Савиново, с его болотами, сыростью в подвалах, и оцените современные дворы — как в Европе. Но, конечно, есть дома, в которых ремонт был в 2005–2006 годах, и у них уже подходит второй срок капремонта.

— Стали ли люди больше вникать в процесс, контролировать его?

— Конечно! Они активно интересуются и самим ходом работ, и приемкой. К тому же в тех домах, где сделан капремонт и благоустроена территория, выше спрос на жилье и стоимость квартир более высокая.

«Беда — в небольших доходах населения: людям непросто платить за коммунальные услуги. Задача — и наша, и государства — поработать в этом направлении, чтобы доходы населения росли, и у людей была стабильная достойная зарплата соответствующая обоснованным тарифам на коммунальные ресурсы» «Беда — в небольших доходах населения: людям непросто платить за коммунальные услуги. Задача — и наша, и государства — поработать в этом направлении, чтобы доходы населения росли и у людей была стабильная достойная зарплата, соответствующая обоснованным тарифам на коммунальные ресурсы» Фото предоставлено Маратом Нуриевым

«Некоторые думают: придут мигранты и все сделают!»

 — Непростая тема — тарифы за ЖКУ. Было объявлено, что с 1 июля они вырастут. Извечный вопрос: повысится ли и качество?

— Конечно, повышению никто не рад, но цены растут на все — от металла до моркови. Если сравнивать наши тарифы со стоимостью аналогичных услуг в  других странах, то у нас она не самая высокая. Понятно, что за границей и доходы другие, но и услуги тоже люди оказывают. Дворнику, чтобы в условиях нынешних расценок получать зарплату в 25 тысяч рублей, приходится отрабатывать две нормы. По нормативу в штате управляющей компании должно быть 750–800 дворников, а реально их 200–300. Мы бы с удовольствием приняли на работу еще 200, но, исходя из денег, которые поступают от населения, зарплата дворника будет 13 тысяч. Кто пойдет работать за такие деньги? Беда — в небольших доходах населения: людям непросто платить за коммунальные услуги. Задача — и наша, и государства — поработать в этом направлении, чтобы доходы населения росли и у людей была стабильная достойная зарплата, соответствующая обоснованным тарифам на коммунальные ресурсы.


— Наверное, проблемы возникают еще от недостаточной разъяснительной работы — из чего складывается тот же тариф и почему происходит рост…

— Объясню на примере воды. В магазине 0,5 литра воды в бутылке мы спокойно покупаем за 30–35 рублей. При этом никто не задумывается, что управляющая компания доставляет тонну воды на 9-й или 24-й этаж за 23 рубля. Таких примеров множество. Жилищно-коммунальная услуга — тот же товар. Производитель коммунальных услуг считает свои расходы и дает расчет государственному комитету по тарифам. Там тщательно проверяют расчеты, заложенные доходы и убытки. То есть это не как на рынке: захотел и сегодня за 50 рублей продал картошку, а завтра — за 70!.. И учитывайте, что работать дворниками и уборщиками непрестижно. Люди не идут в эту сферу, и привлечь их нам нечем — не можем обещать высокую зарплату, поскольку она напрямую зависит от тарифов. Раньше хотя бы жилье давали работникам, но сейчас и этого нет.

— Неужели нет выхода?

— Для начала надо подумать, почему наши горожане не хотят здесь работать. Некоторые думают: придут мигранты и все сделают. Я считаю, что это неправильно: надо своих людей заинтересовать. Я, например, пришел в жилищную сферу потому, что здесь давали жилье!.. Словом, проблему надо решать на законодательном поле.

«Управлять домом, как и управлять самолетом должны профессионалы, потому что, как говорят, за спиной полный салон пассажиров» «Управлять домом, как и самолетом, должны профессионалы, потому что, как говорят, за спиной полный салон пассажиров» Фото: Андрей Титов

От тракториста до руководителя управляющей компании и депутата

— Вы ведь начинали трактористом. Как простой парень из Апастовского района перебрался в Казань, стал депутатом и возглавил одну из крупнейших управляющих компаний?

— Я был 6-м ребенком в обычной деревенской семье. Отец был механизатором, бригадиром звена трактористов — отсюда, наверное, у меня любовь к технике. В четвертом классе я уже ездил на мотоцикле и сам его чинил, а после 6-го научился водить трактор. После 8-го класса мне дали в распоряжение отдельный трактор, это было очень ответственно, я обеспечивал кормом свиноферму в 5 тысяч голов! Потом — два года в армии (служил в Чехословакии), и снова трактор.

Раньше было принято, что младший ребенок остается с родителями. Отец умер, когда мне было 17 лет, и я стал за старшего и кормильца. Потом решил поехать в Казань и начал искать работу механизатора. Приходил и в горзеленхоз, и в дорожные службы, но проблемой было жилье. Предлагали общежитие, но особого желания не было. Так я дошел до ЖЭУ-8 Вахитовского района и устроился слесарем-сантехником, потому что дали служебную квартиру. У меня были хорошие наставники. Тогда я и заинтересовался, как устроена система ЖКХ.

Следующим местом работы стало ЖЭУ-49, где я стал инженером. Начальником у меня был Ислам Ибатуллович Зарипов. Нас было всего двое, и начинали с нуля. Создали рабочие места, сплотили коллектив и за пять лет вывели ЖЭУ на высокий уровень обслуживания.


— Образование получали в перерывах между работой?

— Учился заочно, так что теорию совмещал с практикой: окончил чистопольский совхозтехникум на механика и Казанскую государственную архитектурно-строительную академию на инженера-строителя.

— Как пришли в Ново-Савиновский район?

— Туда меня пригласили в 2002 году. Тогда началась перестройка жилищной системы управления — ликвидировали тресты, создавали ООО, АНО. Тогда все было очень печально: многомесячные задержки зарплаты, неуплаченные налоги, забитые до 9-го этажа мусоропроводы… Мне было, с чем сравнивать: Вахитовский и Ново-Савиновский районы — небо и земля! Опыт, полученный от наставника ПТЖХ Вахитовского района Спартака Харлампиевича Янакова и других коллег, за короткое время исправил ситуацию… Затем я возглавил компанию «Жилсервис», а после изменений 2006 года в Жилищном кодексе мы создали «Уютный дом». Эта управляющая компания стала самой крупной не только в городе, но и в республике.

— Сколько домов было в вашем управлении?

— 66 процентов всех домов Ново-Савиновского района, а конкретнее — 550 строений, почти сплошь — советского времени. Самый молодой дом — 2004 года постройки. Построенные позже находились под управлением ЖСК, ТСЖ, других УК. Конкуренция очень высокая!

—  И за что она идет? И вообще, легко ли управлять домами?

— Управлять домом, как и самолетом, должны профессионалы, потому что, как говорят, за спиной полный салон пассажиров. Приведу пример. УК может вкладывать в дом инвестиции, сделать из дома конфетку, благоустроить двор, капитально отремонтировать, а завтра жильцы говорят: «Все, у нас тетя Маша нашла другую УК», — или просто сама возглавит ТСН. Тогда собственники думают: «Ну сменим УК, ну пусть попробует тетя Маша, ничего же не изменится, да и живет она с нами в одном доме». А через год-два видят, что переход к непрофессионалам дорого обошелся: и платой в счет-фактуре, и на недоремонте дома, и люди снова идут к нам: «Заберите, приведите в порядок!» Но ведь мы не пожарная команда устранять недоделки за другими.

«Чтобы найти сотрудника, мы идем в пригород, в сельскую местность, там есть желание, поскольку не всегда стабильная зарплата и работа. Но первый вопрос, который нам задают: «Где мы будем жить?» «Чтобы найти сотрудника, мы идем в пригород, в сельскую местность, там есть желание, поскольку не всегда стабильная зарплата и работа. Но первый вопрос, который нам задают: «Где мы будем жить?» Фото: Андрей Титов

«Если бы была возможность получить социальную ипотеку…»

— Вы много лет были депутатом Казгордумы, потом стали депутатом Госсовета РТ. Многие ли идей удалось реализовать и что планируете как депутат?

— Когда я выдвигался депутатом в Казгордуму, у меня было желание решить проблемы жителей, скорректировав нормативные документы, например законы. Тогда в гордуме не было ни одного жилищника, знающего эту сферу изнутри. Первый успех I созыва — принятые правила благоустройства Казани, генплан города. Но в гордуме можно решить вопросы только в рамках города, а ведь многое зависит от республиканских и федеральных законов. В 2019 году я изъявил желание применить свой опыт в Госсовете Татарстана, меня поддержали. Тогда мы очень многое сделали по своему округу в Ново-Савинском районе: и по благоустройству, и по текущему и капитальному ремонту — люди это видят. При парламенте появился комитет по жилищной политике и инфраструктурному развитию, его возглавляет Александр Тыгин — человек опытный, и там собрались в основном те, кто ежедневно решает проблемы жилищно-коммунальной сферы.

— Какое из недавних обсуждений запомнилось более всего?

— О том, как заинтересовать будущих работников в сфере ЖКХ. Дать квартиру, как раньше, государство не может, поскольку управляющая компания — частная организация. Но включить работника в список льготников на соципотеку можно, по аналогии с бюджетниками. Чтобы найти сотрудника, мы идем в пригород, в сельскую местность, там есть желание, поскольку не всегда стабильная зарплата и работа. Но первый вопрос, который нам задают: «Где мы будем жить?» По-разному выходим из ситуации — как правило, переделываем нежилые помещения. Вариантов пока нет… Если бы была возможность получить социальную ипотеку, многие бы приехали работать. Все чаще спрашиваем себя: кто будет убирать дворы, расчищать снег? Таких людей все меньше и меньше…

Поэтому я как депутат Госсовета РТ вышел с инициативой о включении рабочих профессий ЖКХ (дворники, уборщицы, сантехники, сварщики) в перечень лиц, имеющих право на льготную социальную ипотеку. По моему мнению, это позволило бы привлечь молодых специалистов в нашу сферу.

— Какие изменения, на ваш взгляд, нужны в законодательстве в сфере ЖКХ?

— На сегодняшний день сфера ЖКХ зарегулирована большим количеством нормативно-правовых актов, причем нередко один документ вступает в противоречие с другим, а это вносит непонимание и сложность восприятия как среди жителей, так и среди всех участников ЖКХ-сферы. Мне кажется, пришло время  конструктивно собрать всем понятные правила взаимодействия между сторонами и отсеять все прикладные и спорные права и обязательства. Если жители выбрали способ управления и организацию, то стороны должны друг другу доверять и, конечно, ежегодно сверять результаты деятельности.

«К каждому нужен индивидуальный подход! Это первый секрет — уметь общаться с людьми, не оставлять их без внимания» «К каждому нужен индивидуальный подход! Это первый секрет — уметь общаться с людьми, не оставлять их без внимания» Фото: Андрей Титов

«Жить сегодня, как вчера, — это уже ошибка!»

— Сбылось ли то, о чем мечтали в детстве?

— Если взять совсем младшие годы, было две мечты — стать гармонистом и шофером. Гармонистом не стал, хотя и гармонь купил, и с четвертого класса в райцентр ездил выступать, а вот водителем — да!.. В то время это были такие обычные мечты.

— Как проводите свободное время? Чем увлекаетесь?

— Свободного времени практически нет. При первой возможности я уезжаю в родную деревню Шемяково, от Казани — 120 километров. Для меня это место силы, там я восстанавливаюсь и получаю энергию. Там прекрасные места — лес, воздух, пасека, озеро. Как-то специально замерил, в день я проходил по 15 километров, просто занимаясь хозяйством!

С супругой мы вместе более 30 лет, когда-то жили на одной деревенской улице. У нас два сына и дочь. Старшему — 30 лет, младшему — 26, дочке будет 11. Оба парня окончили КГАСУ. Младший — действующий чемпион Европы по автоспорту, неоднократный чемпион России и Татарстана. Когда в детстве мы отдавали его в этот спорт и водили на картинг, думали, что это ненадолго, но он сильно увлекся и добился своего.

— Традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online»: три секрета для успеха в своем деле.

— Рабочий день жилищника непредсказуем. Помню, из-за аварии в котельной заморозило 30 домов и надо было мобилизовать людей. Или снегопад в 2010 году: все ушли на каникулы, а до 11 января снег шел не переставая. Работники устали, техника ломалась, тем не менее мы чистили дороги, спасибо и жителям за понимание — где-то и они выходили и помогали. В общем, к каждому нужен индивидуальный подход! Это первый секрет — уметь общаться с людьми, не оставлять их без внимания. Во-вторых, надо любить и ценить свою работу, тогда ты всегда стараешься делать ее лучше. Ну а в-третьих — идти в ногу со временем. Жить сегодня, как вчера, — это уже ошибка. Надо жить со взглядом на будущее — это как в шахматах предугадывать дальнейший ход!