1. Новое пространство fun(c), открывшееся в историческом центре Казани (Островского, 27), — симбиоз гибких офисов и коворкинга. На почти 1,5 тыс. кв. м разместились рабочие места в формате опенспейс и отдельные кабинеты, скайп-кабины и лаунджи с диванчиками, переговорные комнаты и конференц-зал, душевые и уютный кафетерий. Что немаловажно в центре города, для резидентов fun(c) есть собственная парковка.

  2. «Первый fun(c) мы открыли в Ижевске прямо перед локдауном, но это не помешало уже через 6 месяцев выйти на окупаемость», — рассказывает основатель  проекта Кирилл Кутергин. Идея родилась «из боли»: вернувшись в Россию из США, чтобы развивать IT**-направление американской медиагруппы Piano***, наш собеседник столкнулся с трудностями поиска помещения для растущей компании. Переезжать приходилось часто, и всякий раз заново отделывать и обставлять помещения, заключать договоры с арендодателями. Когда численность компании достигла 100 человек, Кутергин решил сам создать идеальное место для своих сотрудников и тех, кто близок им по духу.

  3. Возможности классических, кабинетных офисов, даже расположенных в бизнес-центрах высокого класса, часто не соответствуют потребностям бизнеса, который постоянно меняется. Спрос на гибкие офисы возник не вчера, но, безусловно, пандемия и «удаленка» сильно повлияли на популярность flex-пространств. Если значительная часть сотрудников компании в основном трудятся дома, смысл содержать большие площади? В то же время компания оплачивает не только рабочие офисы — кухня, переговорные, комнаты отдыха, спортзал могут простаивать неделями, но это не уменьшает сумму аренды и коммунальных расходов.

  4. Первым о гибких офисных решениях задумался IT-сектор. Принятый у айтишников проектный подход распространился и на организационные процессы. Трансформируя пространство и сокращая процент закрепленных рабочих мест, компании освобождали площади для многофункциональных зон и тем самым делали помещение более удобным для групп разного состава и величины.

  5. Вскоре преимущества «флекс-офиса» оценили и в других сферах. В крупных городах банки, девелопмент, медиа, индустрия развлечений охотно идут в пространства, которые расположены в ключевых деловых районах, доступны по цене и могут быстро подстраиваться под актуальные нужды.

  6. Концепция fun(c) в первую очередь ориентирована на корпоративных клиентов. Создатели проекта понимают, что нужно небольшим развивающимся компаниям, так как и сами проходили через эти этапы. Для резидентов созданы полностью готовые к заселению стильные отдельные офисы вместимостью от 5 до 40 человек. Остальная инфраструктура доступна по принципу шеринговой модели — пользователям удобнее и выгоднее платить за временный доступ к продуктам и услугам, чем ими владеть. При этом качественный сервис, предоставляемый оператором, позволяет не отвлекаться на административные «мелочи жизни» и полностью сосредоточиться только на решении главных задач.

  7. Аренда одного постоянного рабочего места сейчас, на старте проекта, стоит 11,5 тыс. рублей в месяц. За эти деньги резидентам ежедневно доступен полный пакет услуг, который предоставляет fun(c). «Олл инклюзив» подразумевает безлимитный высокоскоростной Wi-Fi, неограниченное пользование (по предварительному букингу) переговорными комнатами, скайп-кабинами, лаундж-зонами, парковкой, а также прекрасный кофе из рожковой кофемашины, снеки и прохладительные напитки. Плюс юридический адрес, клининг и услуги ресепшена.

  8. Ассоциации с пятизвездочным уровнем сервиса подкрепляет душевая, которая сделала бы честь и дорогому отелю. В разгар июльской жары возможность освежающих процедур перед важной встречей или после того, как приехал в офис на велосипеде, выглядит особенно привлекательно.

  9. Жаль, фото не передает, какой классный плейлист проигрывается в туалетных кабинках, но оценить дизайн можно вполне. Один из отделочников, работавший над внутренним оформлением коворкинга, был так впечатлен духом и идеей места, что на прощание подарил пространству свою электрогитару Jackson, которая теперь украшает одну из стен. Мы проверяли — инструмент настроен.

  10. Музыка — вторая после IT страсть основателя проекта fun(c): в свободное время Кирилл играет в рок-группах. В интерьерах же коворкинга «поселились» граффити с Эминемом, а облик переговорных вдохновлен творчеством Rolling Stones и Kasabian****. Добавим, что переговорные оборудованы экранами, встроенными в столы розетками и спикерами с разнонаправленными микрофонами. Это обеспечивает отличную связь даже при максимуме участников  и на встречах в дистанционном формате.

  11. Так что резиденты fun(c) могут свободно позволить себе музицировать, петь, не говоря о том, чтобы без помех проводить видеозвонки, скайп-сессии  и вебинары. Конфиденциальность и тишину обеспечивают звуконепроницаемые акустические будки — собственная, к слову, разработка fun(c). Как рассказал наш собеседник, мебель, дизайн интерьера и оснащение коворкинга принципиально создавали по максимуму своими силами. Это позволило, во-первых, быть уверенными в качестве, а во-вторых, сделать проект такого высокого уровня экономически рентабельным при доступном для казанских резидентов ценнике. Потому, уверен Кутергин, вряд ли кто-то сможет в обозримом будущем повторить такую модель.

  12. Хотя коворкинги — горячая тема, в регионах пока мало примеров успешных бизнес-моделей и грамотной организации пространства для flex*****-офисов.

  13. «Открыть сегодня правильный коворкинг — недешевая затея, — говорит основатель fun(c). — На фоне взлетевших цен на стройматериалы и недвижимость инвесторы сталкиваются с тем, что у них „не бьется“ экономика проекта. Начинают сокращать площади, идут на компромиссы по наполнению. Но, на мой взгляд, 1,5 тысячи „квадратов“ — это минимальная площадь для хорошего коворкинга. Все, что меньше, может сломать всю идею о комфортном и свободном пространстве для бизнеса. Мы долго вынашивали нашу концепцию, я уверен, что таким уровнем сервиса в сочетании с базированием в центре пока не может похвастаться ни один подобный проект в Казани. Поэтому при условии заполняемости на 100 процентов мы прогнозируем возврат инвестиций в течение года».

  14. Центральное место и визитная карточка fun(c) — хаб с кафетерием, барными стойками, уютными кабинками и просторными столами. Это огромное открытое пространство для встреч, общения, работы и бизнес-ланчей. Здесь располагаются «горячие» столы — рабочие места, которые может занять любой желающий.

  15. Фрилансер, сотрудник компании-резидента или их гости вместе с «входным билетом» в хаб получают право пользоваться всеми другими сервисами коворкинга. Стоит это 750 рублей в день или 10,5 тыс. в месяц. А для гостей и партнеров резидентов — то есть тех, кто приобрел себе право на закрепленное рабочее место или арендовал «свой» офис, — на «горячие столы» действует 50-процентная скидка.

  16. Специалист в области брендинга Владимир Тринос стал одним из первых резидентов fun(c) еще до его официального открытия. «Для меня важно комьюнити, развитие внутренней культуры и наличие достаточного пространства для взаимодействия с другими специалистами, — говорит фрилансер. — Здесь я нашел привычную для меня атмосферу. До переезда из Москвы я работал в крупных международных компаниях, где офисы устроены так, что есть хороший баланс для работы и отдыха, неформального общения. В Казани я долго искал место, где можно было бы комфортно себя ощущать».

  17. «Несмотря на то, что старт проекта в Казани еще не был широко анонсирован, мы видим большой интерес и количество заявок от желающих к нам зайти. Среди наших резидентов вы найдете программистов, дизайнеров, проектировщиков, маркетологов и прочих профессионалов, производящих цифровые продукты», — отмечает управляющий fun(c) Луиза Мингазова.

  18. Дух и смысл коворкинга формируют не только стены. В планах у создателей fun(c) заявить о себе и в культурной повестке Казани, проводя концерты, IT-митапы, киносеансы, под которые отлично подходит трансформируемый конференц-зал.

    Подводя итог импровизированной экскурсии: в Казани появилось атмосферное и яркое пространство для воплощения новой философии работы, где удовольствие от дела сочетается с удовольствием от жизни.