1. Внушительная правительственная делегация, возглавляемая президентом РТ Рустамом Миннихановым, с министром культуры Ирадой Аюповой, вице-премьером РТ Василем Шайхразиевым и другими высокими чиновниками высадилась накануне в комплексе «Туган Авылым». Гости общались с туристами из разных стран, знакомились с костюмами ханской эпохи, но главным пунктом программы стало открытие культурного центра им. Альфии Авзаловой — главной татарской певицы второй половины XX века. 

  2. Открытие центра им. Авзаловой именно в национальном комплексе «Туган авылым» не просто прихоть его владельцев. Не секрет, что большинство артистов татарской эстрады являются выходцами из деревни. А именно в «Туган авылым», чье название с татарского переводится как «родная деревня», и создана та особая атмосфера, в которую можно окунуться, находясь в центре города.

  3. «Да и сама Альфия Авзалова очень любила деревню, — сказал „БИЗНЕС Online“ совладелец национального комплекса „Туган авылым“ Радик Абдрахманов. — У нее есть даже песня „Сагындым авылымны“. И там есть слова „туган авылым“. Кроме того, великая татарская певица жила недалеко отсюда, буквально в пяти минутах ходьбы».

  4. По словам Абдрахманова, центр будет не просто музейным пространством, здесь должна кипеть творческая жизнь. «Мы развиваем нашу культуру, наши традиции, проводим детский вокальный конкурс „Балачак“. Наша задача — на базе этого музейного пространства собирать творческую интеллигенцию, организовывать творческие вечера в комплексе, чтобы опытные артисты были наставниками у молодого поколения. Мы хотим, чтобы у детей имелась возможность поступать в хорошие учебные заведения, расти, чтобы о наших звездах узнавали во всем мире. Будем записывать совместные песни звезд татарской эстрады и детей. Многие артисты — выходцы из деревень, и дух деревни им близок, здесь особая атмосфера. Мне это по душе, такая идея возникла, мы решили ее реализовать, а если мы что-то говорим, то мы это делаем», — рассказывает совладелец «Туган авылым».

  5. Если идея открытия центра им. Авзаловой принадлежит руководству «Туган авылым», то наполнение музея — задача дочери легенды татарской эстрады Зульфии Нигметзяновой (Авзаловой). По ее словам, буквально все экспонаты, что называется, «живые».

  6. Особая гордость — концертные платья Авзаловой. Представленные в музее связаны с каким-то событием в жизни певицы, говорит ее дочь. Например, платье в центре было сшито в честь 75-летия артистки, причем ткань для него из Сан-Франциско прислала в подарок легенда татарской эмиграции в США Оркыя Сафа. Чтобы «моң патшабикәсе» («царица татарского моң»), как ее называли в народе, могла выйти на сцену во всей своей красе.

  7. А вот это платье сшито из материала, который был привезен из Афганистана. Любимой теще его передал зять Равиль Нигметзянов. «В 1987 году мой муж был в Афганистане и прислал через людей такую ткань, мама хотела сшить из нее что-то и, чтобы не портить материал, решила сделать платье-балахон», — говорит Нигметзянова (Авзалова).

  8. Фотографии, размещенные на стендах, имеют особый смысл. В них отражены этапы жизни великой артистки. Приехав совсем еще юной девчонкой в Казань, будущая певица буквально покорила столицу татар всего мира, не имея за плечами никаких покровителей, сирота стала за короткое время любимицей публики. Свой творческий путь Авзалова начала в 1957 году, она стала солисткой Татарского государственного ансамбля песни и танца, исполняла сложные произведения Султана Габяши, Александра Ключарева, Мансура Музафарова и многих других композиторов. В ее репертуар вошли старинные и современные народные песни. Вокальному мастерству и нотной грамоте певицу обучала Раиса Волкова, тогда работавшая художественным руководителем Татарской государственной филармонии им. Тукая

  9. По рекомендации художественного руководства Татгосфилармонии Авзалова создала свою концертную группу, в которую вошел аккомпанирующий эстрадный инструментальный ансамбль «Казан утлары», состоящий из органа, гитары, клавишных и синтезатора. Руководителем ансамбля был Карим Габидуллин. Вместе с этим ансамблем Авзалова гастролировала по республикам Средней Азии и Прибалтики, побывала в Москве, Ленинграде и во многих городах России, выступала перед нефтяниками Татарстана и Башкортостана, перед строителями КАМАЗа, перед тружениками села.

  10. В репертуаре Авзаловой было свыше 500 песен на 17 языках мира. Популярность певицы была настолько феноменальной, что за каждый выезд, который мог длиться два-три месяца, она могла дать более 100 концертов. При этом во время гастролей артистка собирала множество забытых неизвестных песен разных народов, которые в ее исполнении обрели новую жизнь

  11. Кроме всего прочего, Авзалова собирала коллекцию музыкальных инструментов. Да, это не концертные образцы, но каждый из них был ей по-особенному дорог, вспоминает ее дочь. «Их дарили ей друзья, у нас есть такой мастер, как Расых Сабирзянов, который их реставрирует. Мама очень любила баян, это был самый любимый инструмент. Она говорила, что баян — это душа, если раскрывать душу, то под баян».

  12. «Уникальное музейное пространство получилось, такого еще нигде нет, мы смотрели многие музеи по всему миру — в Америке, Швейцарии, и по типу таких музейных пространств сделали и наше. Здесь есть звук, можно вечера проводить, мастер-классы, здесь будут появляться именитые артисты, послушать которых придут юные дарования», — отзывается о совместном проекте совладелец «Туган авылым» Абдрахманов.

  13. Еще один сюрприз можно будет не только посмотреть, но даже и попробовать на вкус. «Здесь появятся перемячи от Альфии Авзаловой, у нее были особенные перемячи. А по соседству блинная с дровяной печью, так что пришедшие в музейное пространство могут спокойно попить чаю с блинами и перемячами от Авзаловой», — рассказал «БИЗНЕС Online» Абдрахманов.