По данным исполнительного директора ЦЭТ Инессы Яруллиной, количество предпринимателей из РТ, продающих свои товары на маркетплейсах за первые 5 месяцев этого года увеличилось более чем вдвое — с 3,2 до 6,6 тысяч По данным исполнительного директора ЦЭТ Инессы Яруллиной, количество предпринимателей из РТ, продающих свои товары на маркетплейсах, за первые пять месяцев этого года увеличилось более чем вдвое — с 3,2 тыс. до 6,6 тысячи

Продать можно всё

Июньская встреча президента РТ Рустама Минниханова с предпринимателями из сферы электронной торговли стала не просто еще одним эпизодом в истории диалога власти и бизнеса: игроки рынка получили однозначный сигнал —  тем, кто хочет торговать на маркетплейсах, оказывают поддержку на высшем уровне. И это уже не первая встреча предпринимателей с первыми лицами республики, посвященная вопросам e-commerce: после предыдущей, которая прошла в ноябре 2020 года, в республике приняли концепцию развития электронной торговли, создали рабочую группу по содействию продвижения региональной продукции по интернет-каналам, а в марте начала работу дочерняя структура ТПП РТ —  АНО «Центр электронной торговли» (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко», которая пошагово и безвозмездно выводит предпринимателя на онлайн-площадки. Результаты налицо. По данным исполнительного директора ЦЭТ Инессы Яруллиной, количество предпринимателей из РТ, продающих свои товары на маркетплейсах, за первые пять месяцев этого года увеличилось более чем вдвое — с 3,2 тыс. до 6,6 тысячи. Их выручка на конец мая-2021 достигла 8,4 млрд рублей (за весь 2020-й — 3,58 млрд).

Что же продают участники из Татарстана через маркетплейсы? Наиболее популярный сегмент — одежда, ее доля достигает 40%. Остальные предложения настолько разнообразны, что сложно поддаются группировке. Это инструменты для маникюра и оборудование для занятий спортом, косметика и украшения, глубинные заземлители и сетка-рабица, бассейны и полотенца, лунные чаши и травяные чаи… «Продать можно все! И если вы хотите расширить рынки сбыта, этого можно добиться через сеть», — говорят эксперты ЦЭТ бизнесменам, которые все еще раздумывают над выходом в онлайн.

«Продать можно все! И если вы хотите расширить рынки сбыта, этого можно добиться через Сеть» «Продать можно все! И если вы хотите расширить рынки сбыта, этого можно добиться через сеть»

«Помимо того что работаем точечно с предпринимателями и буквально „за ручку“ проводим через все требования и подводные камни маркетплейсов, мы ездим по муниципальным районам с обучающей программой, — рассказывает председатель экспертного совета при ЦЭТ Юлиана Гордон. — Рассказываем о смысле и тенденциях e-commerce, закладываем идею о том, что быть представленным в онлайн-каналах современному бизнесу надо обязательно. Образно, мы делаем местному предпринимательскому сообществу инъекцию eCom**». После семинаров потоком идут уточнения, как прямо сейчас начать торговлю в интернете. Выездные обучающие программы уже охватили запад и юго-восток Татарстана, в планах — до конца года побывать во всех муниципальных образованиях, так что в ЦЭТ ждут заявок от районных властей.

«Деньги и развитие идут параллельно, — отмечает предприниматель Элина Нуриева из Бавлов. — К нам в город приехала замечательная команда ЦЭТ, провела крутой семинар. Это был такой толчок! Я сразу прошла бесплатное обучение. Кураторы всегда на связи, никто не оставит без внимания никакое сомнение или вопрос. Предприниматели Татарстана, не упустите такую классную возможность, развивайтесь, „Маркетплейс.Легко“ будет держать за руку, и у вас все получится».

Огромную роль в выводе товаров на маркетплейс играет продакшн-центр, созданный при ЦЭТ. Он проводит предметные и модельные съемки товаров для карточек, которые потом будут выставлены в онлайн-магазинах Огромную роль в выводе товаров на маркетплейс играет продакшен-центр, созданный при ЦЭТ. Он проводит предметные и модельные съемки товаров для карточек, которые потом будут выставлены в онлайн-магазинах

Бесконечная полка, минимальные цены и быстрая доставка

По словам Яруллиной, один из главных стереотипов, мешающих предпринимателям выходить на маркетплейсы, — зацикленность на том, что «мой товар не купят». Часто это связано с недостатком собственного опыта пользователя маркетплейсов. Когда эксперты ЦЭТ приводят подкрепленные сервисами аналитики примеры о том, сколько людей ищет похожий товар, слушатели изумляются. И если количество потенциальных покупателей, которые могут зайти в магазин «на соседней улице», исчисляется в лучшем случае тысячами, то аудитория маркетплейса — весь мир. «Только в России покупки в интернете регулярно совершают 57 миллионов человек, при этом мы не ограничиваемся федеральными каналами, но выводим и на Etsy, Bonanza, eBay, — поясняет наш собеседница. — Принимаем почти все делегации по линии e-commerce, которые приезжают в Татарстан. В мае нас посетили „Деловые линии“, „Сбермегамаркет“, ведем переговоры о совместных мероприятиях с Avito. Все, кто входит в экспертный совет ЦЭТ (в нем 8 представителей известных компаний – игроков сферы электронной коммерции России — прим. ред.), выражают желание активно взаимодействовать с ЦЭТ. Так, с OZON мы провели марафон „Маркетплейс за 30 дней“, в рамках которого за месяц более 200 предпринимателей зарегистрировали личные кабинеты, активировали аккаунты, настроили склад, создали карточки товаров, прошли этап модерации и начали продавать».

«Это точно такой же магазин, который нужно развивать, контролировать, рекламировать через красивые фото и видео, продающие тексты, конкурентную цену» «Это точно такой же магазин, который нужно развивать, контролировать, рекламировать через красивые фото и видео, продающие тексты, конкурентную цену»

Огромную роль в выводе товаров на маркетплейс играет продакшен-центр, созданный при ЦЭТ. Он проводит предметные и модельные съемки товаров для карточек, которые потом будут выставлены в онлайн-магазинах — сами продавцы часто даже не присутствуют на съемках, присылая образцы курьером или почтой. Известная истина — в интернете покупают глазами. Снятые в профессиональной студии опытным фотографом, с использованием реквизита и моделей такие изображения делают товар более привлекательным и конкурентоспособным. 10 позиций предприниматели, обратившиеся в ЦЭТ, получают бесплатно, этого обычно достаточно для начала. При желании можно расширить номенклатуру, одно предметное фото обойдется всего в 100 рублей.

Но не складывается ли у предпринимателей впечатление, что онлайн-торговля действует по принципу «закинул и забыл»? В ЦЭТ предостерегают от такого заблуждения. «Это точно такой же магазин, который нужно развивать, контролировать, рекламировать через красивые фото и видео, продающие тексты, конкурентную цену, — рассказывает Яруллина. — Каждый маркетплейс хочет то, чего хочет покупатель. Потребитель ждет „бесконечную полку“, и площадки стараются привлекать все больше селлеров; ищет минимальные цены — и торговые роботы проверят все предложения интернет-магазинов, чтобы вовремя сообщить о необходимости коррекции ценника; хочет быстрой доставки — и интернет-магазин прописывает требование об отгрузке товара на склад в течение 24 часов».

Фарид Абдулганиев: «Всего за четыре месяца с начала работы ЦЭТ в марте 2021 года здесь прошли обучение более 2,5 тысячи предпринимателей из Татарстана и других регионов, сотни из них уже активно продают через маркетплейсы свои товары по всей России и за рубежом, получая существенную прибыль»Фото предоставлено ЦЭТ

По мнению бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева, уникальная для России концепция Центра электронной торговли «Маркетплейс.Легко» как инструмента помощи предпринимателям доказала свою состоятельность и эффективность. «Всего за четыре месяца с начала работы ЦЭТ в марте 2021 года здесь прошли обучение более 2,5 тысячи предпринимателей из Татарстана и других регионов, сотни из них уже активно продают через маркетплейсы свои товары по всей России и за рубежом, получая существенную прибыль, — рассказывает он. — При этом ЦЭТ смог получить признание и со стороны самих участников рынка eCom. Крупнейшие маркетплейсы и логистические компании не только предоставили ЦЭТ статус своего технологического партнера, но и вошли в его экспертный совет, чтобы совместными усилиями проводить анализ лучших практик и разрабатывать рекомендации по развитию всего российского рынка eCom, которые будут востребованы на федеральном уровне».