Ряд законодательных инициатив обсудили накануне в «Татэнерго» депутаты комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Ряд законодательных инициатив обсудили накануне в «Татэнерго» депутаты комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Фото: gossov.tatarstan.ru

Песня зайцев: нет денег

Ряд законодательных инициатив обсудили накануне в «Татэнерго» депутаты комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Для начала замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров рассказал, что готов проект закона о расчете компенсаций за поездки льготников при нерегулируемом тарифе. Законопроект появился после вмешательства прокуратуры РТ, прошел согласования и получил резолюцию президента РТ Рустама Минниханова.

«Душу греет, но пока не видели его внесенным. Перевозчики ждут!» — радовался глава комитета Александр Тыгин и предложил внести законопроект в ближайшую сессию. Егоров пояснил, что законопроект предполагает компенсации с 1 января 2021 года, хотя перевозчики возили льготников и в 2020-м, например, замдиректора чистопольского ООО «Экспресс» Наиль Сабиров пожаловался, что предприятие не получило 8 млн рублей компенсаций. «А за 2020 год будете платить?» — спросил Тыгин у Егорова и получил короткий исчерпывающий ответ: «Нет».

В 2016 году вступил в силу федеральный закон о перевозках, который ввел два понятия: перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Первый устанавливают власти: там предусмотрены льготы на поездки для пенсионеров и других льготников, а перевозчик получает компенсацию за недополученный доход. Во втором случае власти предоставляют льготы жителям с указанием размера компенсации в договоре с перевозчиком.

После принятия федерального закона Татарстан не изменил нормативно-правовую базу региона для расчета компенсаций пассажирских перевозок при нерегулируемом тарифе. По закону 2004 года льготники РТ могут ездить на всех видах общественного транспорта независимо от тарифа. А постановление кабмина №161 говорило, что на компенсацию могут претендовать только перевозчики, которые работают по регулируемому тарифу.

В 2020 году минтранс РТ перестал компенсировать поездки льготников по маршрутам с нерегулируемыми тарифами. В результате полыхнул транспортный скандал: льготников попросили из автобусов. Зеленодольское ПАТП (ООО «Экспресс») первым в РТ объявило о прекращении 1 марта перевозок льготников в Казань. С августа по декабрь 2020 года предприятие недополучило за льготников 7,3 млн рублей. С такой же проблемой столкнулись перевозчики в 33 городах и районах РТ.

Замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров рассказал, что готов проект закона о расчете компенсаций за поездки льготников при нерегулируемом тарифе Замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров рассказал, что готов проект закона о расчете компенсаций за поездки льготников при нерегулируемом тарифе Фото: gossov.tatarstan.ru

Директор зеленодольского ООО «Экспресс» Дмитрий Грузков по итогам встречи рассказал «БИЗНЕС Online», что предприятие по-прежнему не получает «ни копейки компенсации». Сумма долга только за 2021 год — 20 млн рублей. «Компенсация позволит рассчитаться с текущей задолженностью, потому что мы должны всем, начиная с поставщиков запчастей, заканчивая поставщиками топлива, — говорит Грузков. — „Кредиторка“ растет, текущие вопросы решим, но с учетом роста цены топлива, запчастей и всего остального без повышения стоимости проезда не обойтись. Компенсация решит только часть вопросов».

Рассказали на совещании и о текущем состоянии пассажирских перевозок в районах. Глава исполкома Бугульмы Михаил Конков описал обстановку в муниципалитете: 

  • тариф в городе 25 рублей, но экономически обоснованный — 43 рубля;
  • подвижной состав не обновляли три года;
  • из-за перехода на личные авто пассажиропоток за пять лет снизился на 40%, основные клиенты — пенсионеры, школьники и льготники.

Список проблем перевозчиков дополнил Сабиров: дети до 16 лет все чаще отказываются платить за проезд — дескать, нет денег. Напомним, с марта в РФ запретили высаживать из общественного транспорта детей-безбилетников. По словам бизнесмена, каждый автобус ежедневно перевозит 80 таких зайцев, месячный убыток — 180 тыс. рублей. Также чистопольское предприятие беспокоит нехватка водителей и рост цен: запчасти с начала 2021 года подорожали на 60%, горюче-смазочные материалы — на 35%, налоговая нагрузка предприятия из-за отмены ЕНВД выросла на 364%. «Такого роста мы не ожидали», — резюмировал Сабиров.

Также депутаты обсудили перспективу перехода республики на модель альтернативной котельной, которую в 2017 году закрепили в федеральном законодательстве Также депутаты обсудили перспективу перехода республики на модель альтернативной котельной, которую в 2017 году закрепили в федеральном законодательстве Фото: gossov.tatarstan.ru

«Что получат жители? Горячее, теплее будет?»

Также депутаты обсудили перспективу перехода республики на модель альтернативной котельной, которую в 2017 году закрепили в федеральном законодательстве. Механизм возможен только в городах с комбинированной выработкой тепла и электроэнергии. Он предполагает отказ от государственного регулирования тарифов на тепло методом «затраты плюс», по которому чем выше затраты, тем выше тариф. Ведущую роль в переходе готовится взять на себя «Татэнерго».

На пороге коммунальной разрухи: Татарстан пролетел мимо федеральной реновации сетей

«Новый метод позволяет обеспечить приток инвестиций в отрасль», — уверен замминистра промышленности и торговли РТ Марат Миннибаев. Действующий тарифный механизм не создает условий для долгосрочных инвестиций и не дает гарантий возврата денег. А они нужны. По статистике, сети теплоснабжения РТ в среднем изношены на 54%, из них 30% ветхие и требуют замены. При этом в 2020 году Татарстан не вошел в число пилотных регионов, где федеральный центр взялся отрабатывать модернизацию ЖКХ. Необходимый для этого процент износа труб на бумаге не дотянул до «нужного» уровня 6 процентных пунктов. Тем временем потребители все больше отказываются от централизованного теплоснабжения и переходят на собственное, причем как промышленные предприятия, так и жилая застройка. В модели «альтернативной котельной» цена тепла рассчитывается исходя из того, во сколько оно могло бы обойтись потребителям в случае строительства собственной котельной. Т. е. стоимость централизованного теплоснабжения не должна быть дороже перехода на собственные источники генерации.

Как можно перейти на новый формат тарифа? Если тепло «альтернативной котельной» окажется дешевле тарифов в населенном пункте, то тарифы новой модели заморозят, пока они не сравняются с предельным уровнем. Если «альтернативная котельная» окажется дороже действующих тарифов, то их будут поднимать, но очень медленно. График доведения цены до уровня «альтернативной котельной» растянется на 5–10 лет. Расчеты минпромторга РТ показали, что новый метод увеличит тариф за тепло в Казани на 20%, в Заинске — на 6%, в Нижнекамске — на 19%, в Набережных Челнах — на 27%. Первый заместитель гендиректора «Татэнерго» Айрат Сабирзянов, однако, считает, что в итоге квартплата в Казани в 2027 году вырастет относительно существующего метода расчета на 1,7–1,8% (ежегодный рост — 0,3%). Вроде незаметно, но все-таки не в карман, а из кармана населения…

ервый заместитель гендиректора «Татэнерго» Айрат Сабирзянов, однако, считает, что в итоге квартплата в Казани в 2027 году вырастет относительно существующего метода расчета на 1,7-1,8% Первый заместитель гендиректора «Татэнерго» Айрат Сабирзянов, однако, считает, что в итоге квартплата в Казани в 2027 году вырастет относительно существующего метода расчета на 1,7–1,8% Фото: gossov.tatarstan.ru

«Кроме повышения платежа на 1 процент, что получат жители? Горячее, теплее будет?» — поинтересовался депутат, генеральный директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров. Сабирзянов пояснил: меньше станет аварий, количество и степень тяжести которых сильно зависят от состояния сетей. Егоров не отступал: ведь, кроме замены старых сетей, появятся и новые объекты. «За чей счет банкет?» — спрашивал глава МУП. Сабирзянов ответил, что источника два:

  • растянутый во времени рост платежей для жителей;
  • внутренняя экономия, которую предприятие может инвестировать в свое развитие.

«Но в итоге оплачивает потребитель, — взял слово Тыгин, при этом назвав новый метод прогрессивным. — Вопрос только в том, когда ему предъявят эту сумму? Это краткосрочная возможность сегодня придержать оборотные ресурсы, а оплачивать завтра».

Если муниципалитет перейдет на новый метод, то каждая из 46 единых теплоснабжающих организаций Казани утвердит программу развития сети, а тариф станет единым для города. «Где-то будет выгодно для организаций, а где-то нет», — говорит Миннибаев. Новую схему уже внедрили в Оренбурге, Владимире, Самаре, Красноярске, на очереди еще 7 городов. Негативных ценовых последствий там не отмечают, впрочем, как и резкого улучшения состояния тепловых сетей — обновление километров труб растянуто во времени.

В итоге депутаты приняли информацию «Татэнерго» и минпромторга РТ к сведению и отметили, что нужны детали анализа тарифных последствий, исследование опыта субъектов РФ, которые уже перешли на метод альтернативной котельной.