Объединение имени Орджоникидзе в Минске и казанский завод ЭВМ в конце 80-х годов производили в общей сложности около 80% всей техники класса «мейнфрейм» Объединение им. Орджоникидзе в Минске и казанский завод ЭВМ в конце 80-х годов производили в общей сложности около 80% всей техники класса «мейнфрейм» Фото предоставлено ГК ICL

Почему именно ICL?

В СССР было два крупных предприятия, которые выпускали универсальную технику двойного назначения: для гражданских нужд и оборонки. Объединение им. Орджоникидзе в Минске и казанский завод ЭВМ в конце 80-х годов производили в общей сложности около 80% всей техники класса «мейнфрейм».

Когда увеличилось число данных, которые необходимо было обрабатывать, хранить и передавать, стало понятно, что прежняя элементная база эти массивы информации уже не вытягивает, на заводах озадачились поиском новых технологий.

«Это была критичная точка, и Министерство радиопромышленности, к которому мы относились, выдвинуло лозунг, рожденный командой президента СССР Михаила Горбачева: „Интегрироваться с мировыми лидерами, получать доступ к технологиям и таким образом обеспечивать развитие народного хозяйства“, — вспоминает руководитель ГК ICL Виктор Дьячков. — Минчанам дали добро на создание совместного предприятия (СП) с американской IBM. А нам согласовали СП с ICL».

Оказался ли выбор партнеров случайным? Британская ICL была одной из немногих компаний – лидеров в области IT, имевшей представительство в СССР. Бойкот московской Олимпиады-80 со стороны США и других стран Запада из-за ввода советских войск в Афганистан распространялся и на запрет на продажу современных компьютерных систем. Такой вот аналог современных санкций. Только ICL, имея российское представительство, продала нам оборудование, которое было установлено в агентстве ТАСС и обеспечило освещение результатов Олимпийских игр.

Только ICL, имея российское представительство, продала нам оборудование, которое было установлено в агентстве ТАСС, и обеспечило освещение результатов Олимпийских игр Только ICL, имея российское представительство, продала нам оборудование, которое было установлено в агентстве ТАСС и обеспечило освещение результатов Олимпийских игр Фото предоставлено ГК ICL

Чем заплатила республика за доступ к продвинутым технологиям?

Кто будет владеть контрольным пакетом акций? Этот вопрос стал ключевым при создании нового СП. Директор завода, один из основных инициаторов организации «ICL –
КПО ВС», Ильдус Гизатуллин настаивал: надо заинтересовать британцев, дать бразды правления им. Но решающим, по мнению нашего собеседника, стал такой эпизод. Главный инженер завода Альберт Абдрахманов в буквальном смысле выложил на стол переговоров два огромных тома с перечнем базовых заказчиков предприятия — крупные организации, которые вели разведку нефти и газа в Сибири, оборонка, академические НИИ…

У британских партнеров загорелись глаза — они поняли, что получат доступ к огромному рынку. А казанский завод отправил полтора десятка своих сотрудников на стажировку на заводы Великобритании и подписал соглашение, по которому получал право производить UNIX-серверы семейства DRS*– 6000. Позже началось производство современных персональных компьютеров (на базе процессора i486) под маркой ICL — британская сторона инвестировала в проект $1 миллион.

Гарантом выполнения соглашения выступило правительство Татарстана, которое выделило экспортную квоту нефти и обеспечило конвертацию рубля для закупки комплектующих. В целом на запуск СП ушло два года, а на первых порах в нем работали всего 15 человек…

«Реализуя результаты сборочного производства, мы успели сделать хороший проект с Центробанком, реформировали систему управления Дальневосточным военным округом, — говорит Дьячков. —Впервые в армии военные применили цифровой подход к обработке и обмену информации на всех уровнях, от начальников штабов дивизии до Генштаба».

Виктор Дьячков: «Нас не учили работать, справедливо полагая, что это мы и так умеем. Мы получили представление об отношении к бизнесу, правилах, по которым ведутся дела в современном мире» Виктор Дьячков: «Нас не учили работать, справедливо полагая, что это мы и так умеем. Мы получили представление об отношении к бизнесу, правилах, по которым ведутся дела в современном мире» Фото: Алексей Белкин

Как у руля стал Дьячков?

В пользу кандидатуры руководителя нового СП, начальника одного из цехов наладки завода 40-летнего Дьячкова, говорили опыт работы в Индии и знание английского языка. Будущего топ-менеджера предприятие отправило проходить курс в Москву в Академию внешней торговли, но главное — он выиграл стажировку в школе бизнеса при Университете Дьюка в США.

«У меня ничего не получилось бы с англичанами, если бы не эта стажировка, — признается Виктор Васильевич. — Нас не учили работать, справедливо полагая, что это мы и так умеем. Мы получили представление об отношении к бизнесу, правилах, по которым ведутся дела в современном мире. Американский стиль был более прогрессивным, британский — более осторожным, консервативным, но именно учеба в Штатах дала возможность нам успешно стартовать с совместным проектом».

Как владельцами половины ICL оказались сами сотрудники?

В 1993 году Казань посетил исполнительный директор ICL Питер Бонфилд. Он встретился с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, премьер-министром Мухамматом Сабировым, и стороны договорились поддерживать развитие СП. На тот момент в уставном фонде предприятия 51% принадлежало ICL, остальное — КПО ВС. Год спустя после банкротства Казанского производственного объединения республика в лице Минземимущества стала собственником 49% акций совместного предприятия, а после изменения закона — акционерного общества.

«Через год меня пригласил к себе на разговор Минтимер Шарипович. Он сообщил, что государство для такой компании не лучший собственник, весь пакет будет продан, и сотрудники предприятия могут его приобрести, — вспоминает Дьячков. — Коллектив идею поддержал. Кто-то, как я, в банке машину ради покупки акций заложил, кто-то брал акции в счет зарплаты. Считаю, это был правильный шаг — у нас сильно повысилась мотивация, появилось осознание, что теперь действительно все в наших руках. Акционеров стало около 30 человек. Через 15 лет, когда компания Fujitsu выходила из состава учредителей и ICL-КПО ВС проводила обратный выкуп, часть сотрудников, взявших некогда пакет акций за условные „ползарплаты“, продавали его примерно за 3 миллиона рублей».

ICL осуществляет третью, экспертную, линию технической поддержки для сетей крупнейших глобальных ритейлеров практически по всему миру ICL осуществляет третью, экспертную, линию технической поддержки для сетей крупнейших глобальных ретейлеров практически по всему миру Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему компания отправилась в свободное плавание?

В компании не скрывают — тогда, в 2013 году, в отношения ICL и Fujitsu вмешалась геополитика. Как говорится, ничто не предвещало: казанские айтишники хорошо вписались в японскую корпоративную культуру, в 2000-м в Токио состоялись переговоры Шаймиева с президентом Fujitsu господином Наоюки Акикусой. После этого уже сам Акикуса-сан прилетел в столицу РТ, а еще через год поступили обещанные им первые заказы по экспорту IT**-услуг из Казани. Но потом что-то пошло не так, возможно на переговорах по островам, и в 2013-м Казанское ОАО «ICL-КПО ВС» вышло из группы Fujitsu, объявив, что Fujitsu остается ключевым стратегическим партнером компании. «Мы подписали масштабное пятилетнее соглашение о сотрудничестве с возможностью пролонгации, — говорит Дьячков. — Оно предполагает обслуживание заказчиков Fujitsu по всему миру, обязательства сторон не только по сохранению имеющихся объемов и уровня оказания услуг, но и по совместному их расширению».

Сложно лавировать между политикой и бизнесом. Когда санкционные проблемы усилились для компаний и они стали отказываться от размещения заказов в России, нам пришлось создать свое собственное дочернее предприятие в Белграде. В сербском офисе работают порядка 120 сотрудников, занятых удаленным круглосуточным мониторингом и поддержкой IT-инфраструктуры зарубежных заказчиков, и численность персонала будет еще расти», — отметил Дьячков. Благодаря таким мерам компания сохраняет наработанные годами связи с западными партнерами — например, ICL осуществляет третью, экспертную, линию технической поддержки для сетей крупнейших глобальных ретейлеров практически по всему миру.

Кто обеспечил предприятию контракты с «Газпромом» и силовиками?

Среди старшего поколения жителей до сих пор ходит байка, как в Казани в 1970-е годы поймали шпиона, который ходил вокруг военного училища: в куртке спрятана антенна, в карманах — магнитофон, он записывал излучение электромагнитных полей, которые потом можно было расшифровать. Насколько история правдива, уже вряд ли кто докопается. А вот то, что еще в то время на заводе ЭВМ начали работать над проблемами информационной безопасности — документальный факт. От утечек радиосигналов и доступа к инженерному пульту экспериментальный компьютер защищали кабели в бронированной оплетке, экранированные шкафы и отсутствие подключения к электрической розетке напрямую…

Современные промышленные шпионы работают тоньше, и системы безопасности должны противостоять не только внешним, но и внутренним угрозам. Ключевые заказчики в лице Минобороны, МВД, «Газпрома» долгие годы сотрудничают с ICL, так как казанцы поставляли не просто технику, а выполняли проектные работы, во многом связанные с обеспечением конфиденциальности. Например, после того как казанские специалисты успешно создали «виртуального секьюрити» для гигантских компьютерных баз данных, многие крупные холдинги выбрали ICL системным интегратором систем защиты информации.

В 2017 году дочернее общество ICL, поставляющее услуги по информационной безопасности, — «ICL Системные технологии» — первым в России прошло предварительную добровольную оценку Национального координационного центра по компьютерным инцидентам. Это значит, что казанская компания помогает субъектам критической информационной инфраструктуры соблюдать требования Федерального закона от 26 июля 2017 года №187-ФЗ, обеспечивая безопасность важных объектов.

Сегодня понятие «информационная безопасность» стало еще шире — потенциальные угрозы исходят не только от хакеров, но и от распространения фейков, кибербуллинга, вредоносного контента — вспомнить хотя бы телеграм-канал «казанского стрелка» Ильназа Галявиева.

В данный момент ICL заканчивает формировать новое, уже 14-е по счету, дочернее предприятие. Команда в Калининградской области станет заниматься модерацией контента социальных сетей. Уже сейчас компания оказывает такие услуги одной из глобальных социальных сетей с видеоконтентом пользователей. Поскольку среди аудитории соцсети много несовершеннолетних пользователей, качество модерации должно быть особо тщательным.

«У нас хорошие отношения, нам доверяют банки. Думаю, проблем с финансированием проекта не будет» «У нас хорошие отношения, нам доверяют банки. Думаю, проблем с финансированием проекта не будет» Фото: Алексей Белкин

Почему дивиденды выплачивали лишь 1 раз за всю историю существования?

Вся чистая прибыль компании с момента основания направляется на развитие (от этого правила отступили лишь однажды). Именно на эти деньги в селе Усады выросла IT-деревня — анклав предприятия в Лаишевском районе, куда вошли завод по производству промышленной электроники ICL Техно, технопарк на более чем тысячу рабочих мест, жилые кварталы со спортцентром, школой и детским садом. Размер инвестиций в площадку ICL оценивает в 1–2 млрд рублей. Недавно группа компаний анонсировала новый масштабный проект — строительство второго технопарка в Казани, на перекрестке проспекта Победы и улицы Родина. Концепция уже разрабатывается.

«Мы вновь обратились к правительству Татарстана, чтобы казанской площадке придали статус ОЭЗ, — пояснил Дьячков. — Если это будет сделано, то в следующем году начнем строительство, затраты на него оцениваем примерно в 1,5 миллиарда рублей. У нас хорошие отношения, нам доверяют банки. Думаю, проблем с финансированием проекта не будет».

На предприятии рост выручки связывают с участием в национальных проектах «Здравоохранение» и «Образование», где компания заняла 16% рынка, став крупнейшим российским производителем компьютерного оборудования для этих сегментов На предприятии рост выручки связывают с участием в национальных проектах «Здравоохранение» и «Образование», где компания заняла 16% рынка, став крупнейшим российским производителем компьютерного оборудования для этих сегментов Фото: «БИЗНЕС Online»

За счет чего растет выручка сейчас?

Выручка ГК ICL по итогам «пандемийного» 2020 года выросла на 15% — она превышает 15 млрд рублей с учетом НДС.

Одна из «дочек» холдинга, сервисная компания ICL Services, показала 19-процентный рост по экспортному направлению, заработав в 2020-м 40 млн евро. На сегодня это единственная компания России из списка 100 лидеров аутсорсинга в мире по версии IAOP***, удостоенная звания лидера рынка по всем четырем категориям отбора: «Отзывы клиентов», «Достижения в инновационной деятельности», «Награды и сертификации», а также «Корпоративная социальная ответственность».

На предприятии рост выручки также связывают с участием в национальных проектах «Здравоохранение» и «Образование», где компания заняла 16% рынка, став крупнейшим российским производителем компьютерного оборудования для этих сегментов.

По сравнению с 2019 годом завод ICL увеличил объем производства на 70%, произвел для заказчиков из РФ 110 тыс. единиц оборудования, половину из которых — на российских материнских платах в рамках программы импортозамещения. В реестр изделий ICL, которые признаны министерством промышленности и торговли произведенными на территории РФ, вошли сервер TeamRAY, системный блок BasicRAY и АРМ на его основе, моноблок SafeRAY, тонкий клиент ThinRAY и ноутбуки.

Что делает ICL привлекательным местом работы?

Численность группы сегодня превышает 4 тыс. человек — во время пандемии выросло количество сотрудников на дистанционном формате работы, без организации релокации. Другой канал рекрутмента — корпоративный университет, но не в классическом понимании, а скорее это внутреннее название для существующих возможностей обучения в компании. Ставка делается на краткосрочное обучение, максимально приближенное к реалиям. Так, недавно завершился месячный курс обучения по проектному управлению «Школа PM» — на него откликнулись более 600 человек, через сито собеседования и обучения прошли 24 человека. Пятерых приняли на стажировку, еще троих сразу зачислили в штат на должности администратора проектов и младшего администратора проектов.

«Нас уже давно не 15, и физически сегодня знать каждого сотрудника хотя бы в лицо сложно, — признает председатель совета директоров холдинга. — Тем не менее я стараюсь это делать. В подразделениях ГК, в частности в компании ICL Services, есть традиции диалога с сотрудниками. Стратегические апдейты — встречи руководства ICL Services со всеми желающими сотрудниками, разговор и ответы на вопросы, аналогичные встречи в отдельных подразделениях, ответы на анонимные вопросы, встречи линейных руководителей с сотрудниками face to face****. Мы встречаемся с сотрудниками на корпоративных событиях — например, 21 июня у нас было награждение по итогам года, я встретился с более чем 100 коллегами на вручении наград за отличную работу в 2020-м. Это и другие события помогают знать имена, лица и достижения людей».

«Мы будем повышать внутреннюю эффективность, чтобы стать более конкурентоспособными и привлекательными для наших заказчиков» «Мы будем повышать внутреннюю эффективность, чтобы стать более конкурентоспособными и привлекательными для наших заказчиков» Фото: Алексей Белкин

ICL — КПО ВС – 30 лет. Что будет дальше?

За 30 лет бизнес группы компаний ICL стал устойчивым и хорошо диверсифицированным. 14 предприятий, входящих в состав группы, могут закрывать потребности заказчиков как в оборудовании, так в программных решениях и сервисном сопровождении информационных процессов.  

Судя по новой стратегии развития, принятой советом директоров в октябре прошлого года, теперь ICL сосредоточится на рынках, где имеет наиболее сильные позиции. В первую очередь это ретейл, финансовый сектор, промышленность, электронная коммерция.

Все предприятия группы компаний поделены на три кластера: производственный, сервисно-продуктовый и кластер по работе с силовыми структурами. В роли объединяющего начала — общий маркетинговый подход и продуктовые линейки.

«Мы будем повышать внутреннюю эффективность, чтобы стать более конкурентоспособными и привлекательными для наших заказчиков, в первую очередь там, где мы уже давно работаем, где нас знают и где есть потенциальные возможности для роста», — отмечает Дьячков.