ПЛЮС ВОЗМОЖНОСТЬ УНИФИКАЦИИ И БЛОКИРОВКИ

Сегодня в мэрии Казани были презентованы еще шесть (12 уже имеются) новых проектов киосков для столицы Татарстана. Все шесть оказались в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» - и наши читатели могут их увидеть.

В Казани сейчас проходят конкурсы на размещение киосков, однако пока что трудно сказать, что они украшают столицу республики: слишком часто киоски располагаются в неподходящих местах и выглядят отнюдь не презентабельно…

Другое дело – те проекты, которые представила сегодня главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Это фактически целая серия проектов новых киосков, по которым предпринимателям предложат строить свои объекты. В конкурсе, объявленном еще в июле, приняли участие 7 проектов. Кто конкретно в них принял участие, главный архитектор оставила за скобками. Виталий Логинов - председатель правления союза архитекторов РТ и руководитель архитектурной творческой мастерской «ВЕЛП», к которому газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями, сказал, что «я вообще ничего не слышал о конкурсе проектов киосков».

«Проекты включали в себя павильоны общей площадью до 10 квадратных метров, от 10 до 30 квадратных метров и от 30 до 60 квадратных метров, - рассказала Прокофьева. – Работы оценивали архитекторы Казани и представители исполкома. Основными критериями оценки стали экономическая обоснованность, возможность унификации и блокировки, то есть расположения рядом нескольких объектов».

В итоге к имевшимся ранее в Казани 12 проектам мелкорозничной торговли добавились еще шесть.

БОЛЕЗНЕННАЯ ТЕМА

Вообще, киоски для Казани – тема довольно болезненная. Городские власти еще в середине нулевых сделали попытку облагородить городские улицы путем сноса разнокалиберных киосков. Однако этому активно воспротивились их владельцы. Противостояние приостановил кризис 2008 года – малому и среднему бизнесу тогда, как и всем, пришлось нелегко, и город решил пока не трогать киоски. Но позднее эта проблема в столице РТ возникла вновь – тем более перед грядущей Универсиадой-2013.

И вот, похоже, хаотично расставленным киоскам в Казани придет конец – напомним, что всего в столице должно остаться чуть более одной тыс. объектов мелкорозничной торговли, причем установлены они должны быть в строго определенных местах. На одном из недавних совещаний по сохранению и развитию исторического центра мэр Казани Ильсур Метшин даже пообещал танком проехаться по несанкционированным ларькам, и не только по центральным улицам. «Вся эта хлабуда будет снесена не позднее весны 2012 года», - цветисто выразился градоначальник, посоветовав бизнесу заранее перепрофилироваться. Впрочем, искать варианты бизнесу придется в любом случае. Сейчас основную выручку в ларьках получают от продажи пива, но эта статья доходов скоро исчезнет.

«Вы знаете, что с 1 января 2013 года вступит в силу закон о запрещении торговли слабыми алкогольными напитками в киосках, и мы надеемся, что с этим большее количество бардака в торговле будет ликвидировано», - отметил Мешин.

СООТВЕТСТВОВАТЬ АРХИТЕКТУРНОМУ ОБЛИКУ СТАРИННЫХ КАЗАНСКИХ УЛИЦ

- Мы далеки от мысли, что все киоски должны быть одинаковыми, но некий стандарт должен быть, - отметил мэр Казани Ильсур Метшин. – Как вид торговли в новостройках, в пригородной части киоски останутся, и предложенные варианты – это уже что-то. Это уже не те бомбоубежища с ржавыми решетками, которые уродуют внешний облик города.

Мэр поручил также проработать вопрос с размещением киосков на территории префектуры «Иске шахар» (Старотатарская слобода и весь исторический центр города) - их внешний вид должен соответствовать архитектурному облику старинных казанских улиц, то есть это должны быть особые проекты. Все варианты проектов должны быть вывешены на сайте архитектурного управления, чтобы казанцы могли ознакомиться с ними.

- Эту работу необходимо завершить к февралю, - подчеркнул Метшин. – Чтобы уже к весне предприниматели знали, как должны выглядеть их объекты.

КИОСКИ МОГУТ БЫТЬ УКРАШЕНИЕМ ГОРОДА

Проблему киосков прокомментировали для газеты «БИЗНЕС Online» эксперты.

Альмир Салахов, доцент КНИТУ – КАИ:

- Я считаю, что, например, продуктовые киоски в принципе – безобразие, и допускаются как временное исключение. Должны быть нормальные магазины. Вы в Париже видели киоски? Я не видел. И в Праге их нет, и в Мюнхене. Другое дело – на праздники они открываются дополнительно. Иное дело – павильоны газетные, которые были всю жизнь, и это неплохо... Они могут быть украшением города.

Виталий Логинов - председатель правления союза архитекторов РТ, руководитель архитектурной творческой мастерской «ВЕЛП»:

- Я вообще ничего не слышал о конкурсе проектов киосков, но считаю, что такая форма торговли имеет право на существование. Почему не нужны киоски «Цветы» или «Печать», какие-нибудь павильоны с прохладительными напитками летом? Они были бы полезны для города, для горожан. По поводу архитектурного облика – киоски лучше, конечно, стандартизировать. Могут быть стандартизованы киоски под печатную продукцию, к примеру. А существующие пивные «скворечники» просто надоели!

Владимир Жуйков, зампредседателя Торгово-промышленной палаты РТ:

- Полностью убирать такой сегмент торговли, как киоски, ни в коем случае нельзя. При скудности наших малых архитектурных форм красивый киоск, например, цветочный, может и украсить улицу. Хорошо подсвеченная витрина, искусная работа флористов – это однозначное украшение улицы. Или, например, киоски сувенирной продукции… Нельзя сказать, что эта ниша у нас перенасыщена. Но однозначно нужно убирать киоски, сколоченные непонятно из чего и торгующие пивом, – это просто вчерашний день.

Евгений Иосипов - зампредседателя казанской гильдии малого и среднего бизнеса:

- Я думаю, что архитектурный стандарт, предложенный городом, необходимо соблюдать – и такая договоренность с мэрией была достигнута довольно давно. Те киоски, которые стоят сегодня, действительно, имеют непрезентабельный вид. Чиновники говорят, что они портят вид города, а впереди Универсиада, чемпионат по футболу и так далее. Почему их сейчас не приводят в порядок? Потому что бизнес не знает, сколько ему осталось тут стоять – то ли месяц, то ли год, то ли десять лет… Для тех предпринимателей, которые сейчас получают документы на землю, такая договоренность прописана в документах. Они должны строить только по тем проектам, которые прошли конкурсную комиссию. Я думаю, что это нормальный, правильный, цивилизованный вариант решения проблемы. Вообще предприниматели готовы провести реконструкцию павильонов - в том случае, конечно, если будут нормальные договоры на землю.

ГОТОВЬТЕ ОТ 80 ТЫС. РУБЛЕЙ

…Кстати, а сколько вообще стоит киоск? Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в компании «Бытовкин», занимающейся производством киосков, они и сами могут сделать проект киоска по минимальной стоимости – от трех тысяч рублей. Но все согласования проектов заказчик проводит самостоятельно. Сборка павильона площадью 10 кв. м занимает две недели и может стоить примерно 80 тыс. рублей. Однако все зависит от желаний клиента, от применяемых материалов. Можно построить киоск и по проекту, предложенному заказчиком. И явно облегчит жизнь малым предпринимателям то, что город предлагает свои – сразу 18, на выбор! – проекты киосков.