«Фон, где звуки слились в одно, мешает нам сконцентрироваться»

Раздражающая аудиореклама кафе, магазинов и других представителей бизнеса знакома каждому казанцу. Даже мэр города отмечал, что звуковая реклама особенно раздражала жителей во время прогулок по улице Баумана. «Поднимали этот вопрос неоднократно. У нас долгое время не было механизма регулирования, сегодня мы вооружены законом», — говорит Ильсур Метшин.

В конце мая Госдума приняла закон о запрете звуковой рекламы, оборудование для которой устанавливают на стенах, крышах домов и других зданий. Документ уже опубликован и вступит в силу 25 августа 2021 года.

До вступления в силу нового запрета владельцев шумных колонок с рекламой можно было привлечь к ответственности по двум статьям Административного кодекса. По закону «О тишине» громкость рекламы не должна превышать 79 дБ в дневное время. Ночью — не выше 72 дБ. Штрафы варьируются от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Вторая статья относится к закону «О рекламе». Тогда владельцев бизнеса ждет штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Сама по себе аудиореклама сейчас законом не запрещена. Однако распространителя такой рекламы могут оштрафовать, если по своему содержанию она не соответствует требованиям закона о рекламе.

Вместе с и. о. заведующего кафедрой конструктивно-дизайнерского проектирования КФУ Альбиной Гайдук мы проверили шумовой ландшафт улицы Баумана. Именно здесь сконцентрировалось большое количество аудиоколонок с уличной рекламой. Почти все рекламные объявления попадают в разрешенный диапазон. Вот только большинство из них работает на предельной границе допустимой громкости. «В таких узких исторических улицах мы наблюдаем „эффект туннеля“. Звук из колонок перемещается в пространстве и отталкивается от стен зданий, отражается и создает эхо. Многократно отраженный звук создает шумовые помехи. Фон, где звуки слились в одно, мешает нам сконцентрироваться. Человек так устроен, что он хочет расслышать все, что происходит вокруг него», — рассказывает Гайдук.

Подобная какофония из звуков негативно отражается на здоровье человека, отмечает главный специалист по общеврачебной практике минздрава РТ Люция Фейсханова. «Как и любой раздражающий звук, который постоянно повторяется, звуковая реклама будет влиять на вегетативную нервную систему. В дальнейшем это влияет на психическое состояние. Затем все это будет влиять на соматическое состояние. Повышение артериального давления, головные боли, шумы в ушах и так далее. То есть все хронические заболевания, что у человека есть, на этом фоне могут обостриться», — отмечает наша собеседница.

Маркетологи отмечают, что звуковая реклама на улицах уже давно отсутствует в качестве самостоятельного инструмента продвижения. Ее обычно заказывают небольшие предприятия розничной торговли. С таким заявлением не согласен владелец небольшого магазинчика в жилом районе на улице Четаева. По словам Рагифа, звуковая реклама — единственный способ привлечь клиентов. «Какую рекламу я только ни пробовал, ничего не работает. Кроме звуковой рекламы, меня ничего не спасает. Люди мимо ходят, слышат, что здесь продается, и поднимаются в мой магазин», — рассказывает владелец.

В августе, когда закон вступит в силу, аудиореклама на зданиях должна исчезнуть. «Штрафы за нарушение закона серьезные. Никто не будет рисковать своим бизнесом. Даже для больших компаний штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей — это все-таки ощутимый удар по бюджету», — считает адвокат Николай Иванов. Но в законе есть небольшая лазейка. Промоутеры с громкоговорителями под закон не попадают. «Данный вид рекламы просто переедет со зданий на живых людей», — рассуждает Иванов.