Белая сирень в садах и парках Казани уже отцвела, но на сцене ГБКЗ им. Сайдашева она продолжает радовать публику благодаря Государственному симфоническому оркестру РТ Александра Сладковского Белая сирень в садах и парках Казани уже отцвела, но на сцене ГБКЗ им. Сайдашева она продолжает радовать публику благодаря Государственному симфоническому оркестру РТ Александра Сладковского

Начало записи новых дисков и благодарность Рубину Абдуллину

Белая сирень в садах и парках Казани уже отцвела, но на сцене ГБКЗ им. Сайдашева она продолжает радовать публику благодаря Государственному симфоническому оркестру РТ Александра Сладковского. Заключительный концерт Х международного фестиваля им. Рахманинова «Белая сирень» был посвящен произведениям Людвига ван Бетховена и Игоря Стравинского, и неслучайно — именно 25 июня ГСО РТ начал в ГБКЗ запись всех симфоний Бетховена и музыки балетов Стравинского. Концерт стал не только финалом фестиваля, но и сезона — в следующий раз ГСО РТ встретится с казанскими слушателями уже в августе на XI международном оперном фестивале под открытым небом «Казанская осень» (если позволит эпидемиологическая ситуация). А пока музыкантов оркестра ждет две недели интенсивных сессий звукозаписи. Диски музыки Бетховена и Стравинского в очередной раз выпустит именитый лейбл Sony Classical. К слову, альбом Стравинского выйдет в следующем году к 140-летию великого русского композитора.

«Для меня самое главное, как и в любой работе, за которую я берусь, — донести до слушателя то, что хотел сказать композитор. В этом мы со Стравинским совпадаем. У него в партитурах столько красок, контрастов, столько соло — все наши музыканты смогут себя показать. Музыка тут говорит сама за себя, и нам хватит мощи все ее образное богатство передать. Его первые балеты — эпохальные сочинения, их надо просто классно сыграть, и Госоркестр Татарстана сейчас в таком соку, что нужно пользоваться моментом и осуществить наш замысел», — сказал Сладковский в интервью порталу «Музыкальная жизнь».

Заключительный концерт Х Международного фестиваля имени С. Рахманинова «Белая сирень» был посвящён произведениям Людвига ван Бетховена и Игоря Стравинского Заключительный концерт Х международного фестиваля им. Рахманинова «Белая сирень» был посвящен произведениям Людвига ван Бетховена и Игоря Стравинского

Концерт начался с объявления Сладковским благодарности экс-ректору Казанской консерватории — ныне советнику ректора, заслуженному деятелю искусств РФ и народному артисту РТ, профессору Рубину Абдуллину за искреннюю и многолетнюю дружбу. «С самого начала вашей трудовой деятельности  в Казанской консерватории и особенно после вступления на должность ректора вы были добрым другом и надежным товарищем нашего коллектива. Долгие годы сотрудничества оставили в нашей памяти радостные воспоминания, а совместные проекты — чувство признательности за вашу отзывчивость и профессионализм во всем. Музыканты, взращенные вами, заняли достойные места в нашем коллективе и многие годы с честью представляют родную консерваторию на лучших музыкальных сценах мира», — отметил маэстро.

Абдуллин в своей ответной речи отметил, что студенты консерватории, которые попали в состав ГСО РТ, доказали, что они музыканты мирового класса. Он и сам в прошлом был частью этого коллектива. «Каждый раз, ступая на эту сцену, я испытываю громадное счастье. Здесь прошла вся моя творческая жизнь и общение с такими великими учителями, как Натан Григорьевич Рахлин, который сразу взял меня в свой дирижерский класс концертмейстером, а потом я работал в оркестре. Для каждого музыканта именно эта сцена — самая высокая, потому что сюда надо выносить искусство высшей пробы. Здесь нельзя оплошать. Признание моего друга и коллеги Александра Витальевича мне очень приятно, потому что оно выражено от имени такого замечательного коллектива. Спасибо судьбе за возможность долго работать и продолжать это делать дальше. Впереди у меня большие планы», — заинтриговал публику Абдуллин.

Ведущим концерта выступил музыковед и лектор Московской консерватории Ярослав Тимофеев: «Сегодня мы завершаем концертный сезон ГСО РТ и вслед этому сезону хочется сказать: спасибо, что ты был. Во многих городах и странах мира не было сезона либо он прошел под знаком коронавируса или Бетховена» Ведущим концерта выступил музыковед и лектор Московской консерватории Ярослав Тимофеев: «Сегодня мы завершаем концертный сезон ГСО РТ и вслед этому сезону хочется сказать: спасибо, что ты был. Во многих городах и странах мира не было сезона либо он прошел под знаком коронавируса или Бетховена»

«Вслед этому сезону хочется сказать: спасибо, что ты был»

Ведущим концерта выступил музыковед и лектор Московской консерватории Ярослав Тимофеев. Он вспомнил, как 19 сентября вел самый первый концерт сезона после локдауна, когда казалось, что все худшее позади, а сегодняшний вечер может стать последним перед очередной изоляцией. «Сегодня мы завершаем концертный сезон ГСО РТ, и вслед этому сезону хочется сказать: спасибо, что ты был. Во многих городах и странах мира не было сезона либо он прошел под знаком коронавируса или Бетховена», — сказал Тимофеев. Он добавил, что Бетховену не повезло с юбилеем в 2020-м — абсолютное большинство мероприятий не состоялось, и в этом году музыканты возвращают ему долг. Больше всего не повезло его главной, Девятой симфонии, «ведь во время пандемии слова „Обнимитесь миллионы“ звучат как экстремистский лозунг». «Она в год Бетховена практически не звучала, так как требует большого количества исполнителей. Нам сегодня очень повезло — во втором отделении мы ее услышим», — воодушевил зрителей ведущий.

В первом отделении прозвучали увертюра Бетховена «Эгмонт» и сюита из балета «Жар-птица» (редакция 1919 года) Стравинского. И если «Эгмонта» в исполнении ГСО РТ казанская публика имеет удовольствие слушать с определенной периодичностью, то балеты Стравинского звучат не так часто, поэтому их исполнение превращается в целое событие. Тимофеев пообещал, что присутствующие услышат «музыку-экшен, аттракцион для слуха»: «Как будто мы надеваем очки виртуальной реальности, оказываемся в самом центре происходящих событий и видим все на 360 градусов. Так что пристегнитесь, пожалуйста, мы полетели». И действительно, вместе с музыкантами публика пересекала стратосферу и устремлялась исследовать новые галактики. Это вполне под силу ГСО РТ, который сыграет не то что на Луне, но и на другом конце Вселенной. Разумеется, при наличии там атмосферы.

Космическая тема продолжилась во втором отделении, в котором прозвучала знаменитая Девятая симфония Бетховена. «Ее исполнение — это всегда священнодействие и таинство. Девятая симфония — это абсолютная вершина в истории классической музыки, к ней все идет и от нее все исходит», — сказал Тимофеев. Он добавил и несколько интересных фактов о симфонии: например, записанная на золотом диске, она отправилась в космос, чтобы пришельцы знали, на что способно человечество; именно благодаря ей стандартный компакт-диск вмещает в себя 74 минуты звучания, одна из ее частей стала гимном Евросоюза. Впервые в истории Бетховен ввел в симфонию человеческий голос — хор и солистов. «Эта симфония очень активно участвует в истории человечества и поэтому обрела статус священного текста», — подчеркнул ведущий.

Именно как со священным текстом обращается с симфонией Сладковский — чувствуется долгая и кропотливая личная и коллективная работа над партитурой. Упорная борьба, стремление к свету шаг за шагом, не теряя надежды, перекликается с уже более чем десятилетней работы маэстро с ГСО РТ Именно как со священным текстом обращается с симфонией Сладковский — чувствуется долгая и кропотливая личная и коллективная работа над партитурой. Упорная борьба, стремление к свету шаг за шагом, не теряя надежды, перекликается с уже более чем десятилетней работы маэстро с ГСО РТ

Именно как со священным текстом обращается с симфонией Сладковский — чувствуется долгая и кропотливая личная и коллективная работа над партитурой. Упорная борьба, стремление к свету шаг за шагом, не теряя надежды, перекликается с уже более чем десятилетней работы маэстро с ГСО РТ. Оркестр Сладковского исполняет симфонию так, что у слушателей появляется чувство внутренней силы, смелости и непоколебимости, надежды и радости, которые особенно необходимы в трудные для всего человечества времена. Тем более важно и ценно, что совсем скоро это исполнение будет зафиксировано в записи и в любой момент слушатели смогут к нему вернуться и почерпнуть свет и мотивацию для нового дня своей жизни.

Вокальную часть симфонии исполнили солисты Мариинского театра — Наталья Павлова (сопрано), Ирина Шишкова (меццо-сопрано), Сергей Семишкур (тенор), Дмитрий Григорьев (бас), а также Государственная академическая хоровая капелла России им. Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка. Они образовали с оркестром единое целое, которое поистине способно исцелить музыкой, вдохновить, подарить силу и радость целому человечеству. «Бетховен говорит: все, что мы можем, — это радоваться, любить и верить прямо здесь и сейчас. Я думаю, что сегодня этот лозунг актуален как никогда», — заключил Тимофеев.