Кража автомобильных колпачков, установленных на шинных вентилях, — крайне популярный тренд, только у хэштега #колпачкиотмашин в русскоязычном тиктоке 3,9 млн. просмотров Кража автомобильных колпачков, установленных на шинных вентилях, — крайне популярный тренд, только у хештега #колпачкиотмашин в русскоязычном TikTok 3,9 млн просмотров Фото: «БИЗНЕС Online»

«Один по 10 рублей в шиномонтажки, а если с черепом пацанам на «чепырках» — по 500»

Кража автомобильных колпачков, установленных на шинных вентилях, — крайне популярный тренд, только у хештега #колпачкиотмашин в русскоязычном TikTok 3,9 млн просмотров. В почете не безликие трофеи с отечественных автомобилей, а яркие брендированные колпачки с лейблами иномарок — Volkswagen, Audi, BMW, Hyundai, KIA, Jeep, Mercedes, Mitsubishi, Toyota и др. За один выход на «охоту» тиктокеры скручивают с припаркованных автомобилей до нескольких десятков колпачков. Одни собирают их в коллекции, другие продают на Avito и других платформах. Цены разнятся, от 50 рублей до 1 тысячи.

Пользователи выкладывают видео, как «обносят» припаркованные машины, консультируют новичков, как правильно это делать, а потом выкладывают коллекции из трофеев. Встречаются те, кто просит участников челленджа на место скрученных фирменных колпачков ставить обычные, чтобы не вредить машине, но такие голоса в меньшинстве.  

Большинство клептоманов осознают, что поступают плохо, они ставят к своим видео хештеги #вор, но не бросают опасное увлечение. «На прошлом видео куча хейта и угроз. Можете писать и дальше, вы так только продвигаете это», — написал своим подписчикам один из пользователей TikTok, dotest1. Он выложил свой «улов» за 30 минут — колпачки Toyota Mitsubishi, Volkswagen и KIA.

Другие пользователи соцсети специализируются на описании нюансов сбыта краденого. «Если такие обычные [колпачки] — один по 10 рублей в шиномонтажки, а если с черепом пацанам на „чепырках“ — по 500», — инструктирует тиктокер отряды новых воришек. 

В интернет-магазинах брендированные колпачки, а также изделия, выполненные в форме игральной кости, черепа или российского флага, стоят от 250 до 1 тыс. рублей за штуку. Таким образом, убыток владельца машины от кражи четырех колпачков составляет от 1 тыс. до 4 тыс. рублей. 

За один выход на «охоту» тиктокеры скручивают с припаркованных автомобилей до нескольких десятков колпачков. Одни собирают их в коллекции, другие продают на Avito и других платформах За один выход на «охоту» тиктокеры скручивают с припаркованных автомобилей до нескольких десятков колпачков. Одни собирают их в коллекции, другие продают на Avito и других платформах Фото: Алексей Лучников

«Родители! Объясните своим детям, что это наказуемо!»

В Казани немало водителей уже ощутили на себе объединяющую силу соцсетей. От похитителей страдают машины во всех концах города, от Азино до Кварталов. «Дубравная 1. Украли ща ниппеля в круг! и с „гаек пуль“ скрутил колпачки на переднем колесе. Поймать к сожалению не смог! Сопляк был на велике. На вид лет 14/15. На спине рюкзак светоотражающий. Родители! объясните своим детям, что это наказуемо!» — так описал (здесь и далее орфография и пунктуация пользователей сохранены — прим. ред.) типичный «обнос» машины пользователь «Инстаграма» axel_amigo.

«Запросите у дилеров машины цены на них, и пишите заяву», — посоветовал sattar_ov. «У нас в эти выходные во всем дворе почти скрутили, утром дворник под деревом нашел целый пакет этих колпачков», — указала на масштабы проблемы ir.is8036. «Ставим пластиковые обычные колпачки короче пока тренд не закончится», — посоветовал автовладельцам решение d1nar.ilnurovich. А ln_i заметил, что челлендж далеко не нов. «Это уже давно есть, лет 10 назад началось, как только литье нормальное появилось и в комплекте пошли колпачки для них)», — заметил он.

Пользователи разделились на две категории. Одни стремились вывернуть популярный тренд наизнанку — поймать воришек и всыпать им по первое число, выложив все это в сеть. Другие предлагали с пониманием отнестись к увлечению подростков. «Я тоже воровал в 90-е только не колпачки, а значки, bmw, Mercedes, помню как убегал зимой по двору, а за мной хозяин паджеро, ноги дрожали чисто на адреналине убежали с другом, потом в школе хвалились и даже иногда продавали по 200 руб их, в то время когда мама давала на день 5 руб на сосиску в тесте», — попытался реабилитировать клептоманов prossto_4el. Однако мало кто разделяет его взгляды. Чаще всего высказывались советы в таком духе: «Поймать их руки ноги переломать, чтоб больше де додумались таким делом заниматся». 

Некоторые автовладельцы уже обратились в полицию после выявления кражи. «В один из отделов полиции Казани поступило заявление о снятии с колес транспортного средства индикаторов давления в шинах — колпачков, — сообщили корреспонденту „БИЗНЕС Online“ в управлении МВД России по Казани. — По данному факту проводится проверка. Родителям необходимо разъяснять своим детям последствия совершения несовершеннолетними лицами правонарушений».  

Артем Шахидуллин: «В зависимости от уровня давления возможны самые разные последствия от повышенного расхода топлива, повреждение резины до аварии, в том числе и со смертельным исходом» Артем Шахидуллин: «В зависимости от уровня давления возможны самые разные последствия: от повышенного расхода топлива, повреждения резины до аварии, в том числе и со смертельным исходом» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Эффект при крупном ДТП — жизнь и имущество, свое и других граждан»

У директора техцентра «Гвардейский» Артема Шахидуллина отношение к воровству колпачков резко отрицательное. «Это кража личного имущества с целью наживы», — полагает он. «Ниппель есть на всех автомобильных колесах, а колпачки на нем защищают его от агрессивной среды и помогают удерживать давление, — объяснил Шахидуллин. — Отсутствие колпачков может привести к движению с низким давлением в автошинах. В зависимости от уровня давления возможны самые разные последствия: от повышенного расхода топлива, повреждения резины до аварии, в том числе и со смертельным исходом».

Какой ущерб получит владелец машины от действий тиктокеров? «Смотря в какой момент он заметит отсутствие колпачков, — говорит собеседник издания. — Минимальный ущерб — это стоимость колпачков. Максимальный при крупном ДТП — жизнь и имущество, свое и других граждан».

Сбить спесь с разгулявшихся клептоманов Шахидуллин предлагает разъяснительными беседами с детьми. «У большинства автовладельцев есть дети, которые, возможно, также занимаются данным челленджем, — рассуждает он. — А автовладельцам стоит внимательнее следить за своим автомобилем».

Гендиректор ООО «Автодруг-Казань» Данил Коробчук, напротив, не видит поводов для беспокойства водителей. «Вреда автомобилю от таких действий подростков нет, — говорит он. — Этот колпачок стоит копейки, а в шиномонтажных мастерских его дают бесплатно в случае замены ниппеля».

Собеседник издания добавил, что брендированные колпачки большинство производителей автомобилей не выпускают, их в виде детали тюнинга покупают сами водители в интернет-магазинах. Из этого правила выпадают только сверхпремиальные автомобили типа Bentley, на которых стоят брендированные колпачки. «Например, у меня Porsche, но стоят обычные заводские колпачки, на новых моделях Mercedes такие же», — заметил Коробчук.