Рустам Батыр: «Обе ветви суннитского ислама — публичную и подпольную — обуславливает общая методология богословия. В ее центре — культ хадисов, который позволил утвердить в исламе, с одной стороны, нетленные общечеловеческие ценности, с другой — легализовать самые одиозные идеи» Рустам Батыр: «Обе ветви суннитского ислама — публичную и подпольную — обуславливает общая методология богословия. В ее центре — культ хадисов, который позволил утвердить в исламе, с одной стороны, нетленные общечеловеческие ценности, с другой — легализовать самые одиозные идеи»

Суннитское богословие, точно двуликий Янус, имеет две стороны

Какой ислам мы нынче возрождаем в нашей стране? Ответ очевиден: традиционный. Беречь традиции, свычаи да обычаи, что исстари народом уложены, — дело святое. На том стоит наша отчина, наша дедина. Однако классическое «хотели как лучше, а получилось как всегда» в России никто еще не отменял. И потому, когда дело доходит до реализации конкретных проектов и инициатив, ислам традиционный из мудрости, проверенной веками, превращается в ислам суннитский, т. е. в ислам, основанный на средневековой традиции, возводимой (не только правдами, но и кривдами) к Пророку Мухаммаду. Так мы собственными руками открываем ящик Пандоры.

Суть проблемы заключается в том, что суннитское богословие, точно двуликий Янус, имеет две стороны. Одна выставляется на витрине. Вторую прячут в чулане. Благопристойный вид «витринного» ислама позволяет водить за нос широкую общественность и государство, клянчить денег и поддержки. И чем больше такой поддержки, тем быстрее, по принципу взаимосообщающихся сосудов, вызревает теневой ислам, уродливый собрат из подземелья. Мы все знаем, как он выглядит, ибо иногда это животное выползает из преисподней на свет Божий. Так было, например, в Сирии и Ичкерии. Впрочем, в современном мире чаще всего на всеобщее обозрение попадают лишь уши, лапы да хвост.

От зловония, которое источает даже частичное появление подземного морлока, шарахается не только сторонняя достопочтенная публика, но порой и сами исламские служители. Прячась за дежурными фразами, они делают вид, что «витринный» ислам не имеет никакого отношения к чуланному собрату, дескать, это какое-то недоразумение, ошибка, неправильно решенное уравнение, а они сами за все хорошее и против всего плохого. Но правда состоит в том, что это не ошибка и не сбой. Оба исламских архетипа, словно неразделенные сиамские близнецы, часть единого целого. Одно не существует без другого.

Обе ветви суннитского ислама — публичную и подпольную — обуславливает общая методология богословия. В ее центре — культ хадисов, который позволил утвердить в исламе, с одной стороны, нетленные общечеловеческие ценности, с другой — легализовать самые одиозные идеи. Неважно, с какой стороны насаждается данный культ: со светлой или с темной. Важно то, что, будучи утвержденным в сознании верующих, он открывает портал, через который в наше время прорываются не только ангелочки, но и черти. Вот почему та же самая Болгарская исламская академия, оставаясь на светлой стороне улицы, но проповедуя общесуннитскую методологию богословия, общим принципам которой следуют и в ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.), невольно способствует распространению демонов средневековья в нашей стране. Богословская методология — вот тот гордиев узел, который с каждым годом все туже завязывается на шее отечественного ислама.

Богословская методология — вот тот гордиев узел, который с каждым годом все туже завязывается на шее отечественного ислама Богословская методология — вот тот гордиев узел, который с каждым годом все туже завязывается на шее отечественного ислама

«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская газы»

Чему же учат нас хадисы? Очень многому. Хадисы — это как средневековый интернет. Там можно найти абсолютно все: от прекрасных интенций почитать родителей и соседей до призывов нещадно убивать всякого инакомыслящего и укладывать в супружескую постель неполовозрелых девочек. Первое — витрина. Второе — чулан. Сегодня мы поговорим о «чуланных» хадисах.

Их можно разделить на три части.

Во-первых, многие утверждения, которые под видом хадисов приписывали Пророку, — это просто безобидные глупости, в коих нет социального зла. Например, есть такой хадис, который со слов Абу-Хурайры передает имам аль-Бухари и согласно которому наш Пророк якобы сказал: «Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская газы, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает».

Нельзя не отдать должное чувству юмора того, кто сочинил данный хадис. Пукающие черти, которые пять раз на дню бурной флатуленцией заглушают азан, — это пусть и по-детски, но забавно и по-своему даже гениально. Не всякий сможет додуматься до кишечного многоголосия шайтанов, которые каждый на свой лад — басом, баритоном, тенором, альто и сопрано — тужится перебить призыв к молитве. Такой вот средневековый юмористический шедевр.

Другой шедевр, приводимый также в сборнике имама Бухари, касается бегающих камней, ну прямо как в фантастическом фильме, спродюсированным Тимуром Бекмамбетовым, «Аполлон 18». «Передают со слов Абу Хурайры, что однажды [пророк] Муса пошел купаться и положил свою одежду на камень, который убежал с ней. Муса бросился вслед за ним, крича: „Моя одежда, о камень!“ Увидев его (обнаженным), израильтяне воскликнули: „Клянемся Аллахом, (на теле) у Мусы ничего нет!“ — а он взял свою одежду и принялся наносить удары по камню». Абу Хурайра сказал: «Клянусь Аллахом, от этих ударов на камне осталось шесть (или: семь) следов!“»

Второй род глупостей из числа «чуланных» хадисов можно назвать дискредитирующими. Как вам, например, такой хадис, который приводил имам Муслим: «Передают со слов Аишы, сказавшей: „Когда у одной из нас наступали месячные, Посланник Аллаха приказывал ей одеться в юбку, а после ласкал эту жену даже при непосредственном выделении у нее крови“». Другой извод с тем же смыслом: «Передают от Маймуны, сказавшей: „Посланник Аллаха ласкал своих жен, одетых в юбку, когда у них были месячные“».

На мой взгляд, этот и подобные ему хадисы — черный пиар против нашего Пророка. Charlie Hebdo, только в слове. Такое ощущение, что подобные хадисы распространяли диссиденты в исламе, а у собирателей хадисов просто не хватило критичности их забраковать и отбросить.

Хадисы данного рода внушают также, что Божий посланник якобы не следовал элементарным принципам интимной гигиены. Бухари и Муслим со слов, возводимых к Анасу ибн Малику, сообщают: «Пророк обходил всех своих жен за одну ночь, купаясь при этом лишь один раз». К слову, тот же Анас ибн Малик уточняет, что жен у Пророка было 9 (в другом изводе — 11).

Не щадили сочинители хадисов и ближайшее окружение нашего Пророка. Так, например, в карикатурном свете они выставляют Умм Айман, кормилицу и няню посланника Аллаха, которая долгие годы верой и правдой служила ему. Повествуется, что Умм Айман как-то сказала: «Пророк встал ночью и помочился в горшок в углу дома. И я встала ночью, и хотела пить, и выпила то, что в горшке, и не почувствовала. Потом он проснулся утром и сказал: „О Умм Айман, возьми этот горшок и вылей то, что в нем“. Я сказала: „Клянусь Аллахом, я выпила то, что было в нем!“ Тогда Посланник Аллаха осклабился и сказал: „Твой живот после этого никогда не будет болеть“».

Надругались авторы хадисов и над Абу Бакром, преданным соратником Пророка, которого они выставляют, например, неотесанным грубияном. Так, в сборнике Бухари описывается случай, когда Абу Бакр, не согласный с мнением другого сподвижника Пророка, Урвы ибн Масуда, осадил его словами: «Отсоси клитор у Аллат». Ни много, ни мало! Поясним: Аллат (женск. форма от Аллах) — богиня, в которую верили до ислама арабские язычники, а Абу-Бакр — первый праведный халиф, «лучший из людей после пророков», с которого мусульманам предписано брать пример, но который, если верить хадисам, изъяснялся языком Моргенштерна.

«Женщины от этого не перестают рожать. А вот разврата было бы меньше»

Первые две группы хадисов хоть и выставляют ислам в неприглядном свете, все же не наносят обществу прямого ущерба. Однако есть хадисы, которые целенаправленно причиняют людям зло. О многих из них мне уже доводилось писать. Хадисы данной группы (противореча Священному Корану) учат убивать грешников, казнить за инакомыслие, воевать с иноверцами. Сегодня же поговорим о чудовищной практике женского обрезания.

В наше время такая практика распространена во многих мусульманских странах: Египте, Судане, Саудовской Аравии, Южном Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне, Омане, Малайзии, Пакистане, Индонезии и на Филиппинах. В России женское обрезание практикуется в регионах Северного Кавказа. В Ингушетии, например, такую операцию делают девочкам в платных медцентрах всего за 2 тыс. рублей.  

Часто можно услышать, что данной практики нет в исламе. Это ложь. В здоровом исламе ее действительно не существует. Но фокус в том, что бо́льшая часть мусульман следует исламу, основанному на хадисах, а хадисы женское обрезание обуславливают напрямую. Так, в сборнике Байхакы сообщается: «Передают со слов Умм Атыййи, что Посланник Аллаха сказал: „Когда будешь совершать обрезание (девочке), не удаляй (плоть) полностью, ибо, поистине, это приносит наслаждение женщине и приятнее супругу“». Тот же призыв мы встречаем и в сборнике Табарани: «Передают со слов ад-Даххака ибн Кайса, что Пророк сказал: „Совершай обрезание [девочкам], но не удаляй полностью, ибо, поистине, это более оживляет (цвет) лица и приятнее для мужа (во время половой близости)“».

Справедливости ради заметим, что исламские хадисоведы спорили касательно степени достоверности данного хадиса. Хафиз аль-Хайсами назвал его иснад (цепочку передатчиков) хорошим, а шейх аль-Албани посчитал его достоверным в силу существования различных путей передачи.

Как бы там ни было, идея женского обрезания исходит от мусульманских деятелей. Еще свежо в памяти заявление председателя координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, который в 2016 году сказал: «Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась». «Необходимо снизить сексуальность женщин, — призвал также муфтий. — Если бы это было применительно ко всем женщинам, это было бы очень хорошо. Женщину Всевышний создал для того, чтобы она рожала детей и их воспитывала. А это [обрезание] не имеет к этому никакого отношения. Женщины от этого не перестают рожать. А вот разврата было бы меньше».

Пять лет назад призывы муфтия вызвали большой резонанс. В интернете даже появилась петиция за его отстранение от должности, которую подписали почти 7 тыс. человек. Муфтий вынужден был пойти на попятную и заявить, что он просто пошутил, а его, дескать, неправильно поняли.

Однако Бердиев не единственный мусульманский деятель, кто не побоялся в публичном пространстве озвучить свои взгляды. Год назад заместитель имама махачкалинской джума-мечети Магомед Курбандибиров в фильме Ирины Шихман «Бьет — значит бьет», говоря о женском обрезании, также честно признал: «В исламе есть такое, даже приветствуется», — и обосновал данную практику желанием облегчить жизнь женщинам. Ту же самую проповедь мы встречаем и в газете «Нур-ул ислам»: «Положено слегка обрезать лишь головку клитора. К большому сожалению, этот ваджиб [необходимое к исполнению в исламе] почти забыт. И печально, что ведутся дискуссии о его существовании как такового вообще. У нас этот вопрос не решен до сих пор. Тем, кто решился сделать девочке обрезание, некуда пойти. Нужно довести до мусульман, что это ваджиб, и обучить женщин этому делу, дав возможность практиковать это хотя бы желающим».

К слову, заметим, что группировка в ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) в июле 2014 года издала фетву, обязывающую всех девочек и женщин на подконтрольной им территории подвергнуться процедуре обрезания. В России пока до такого далеко. Но возрождение ислама хадисоцентристской ориентации идет у нас семимильными шагами. И хотя наши религиозные деятели порой высказываются против женского обрезания, важно понимать, что авторитет их слов в сравнении с авторитетом хадисов просто ничтожен.

Мы никак не можем понять простой истины: насаждение мусульманам культа хадисов неизбежно открывает путь к идеям теневого псевдоислама. Получается замкнутый круг. С одной стороны, государство и муфтияты всеми силами возрождают хадисоцентристский ислам, выдаваемый за традиционный, а с другой — не знают, что делать с его последствиями. Вот и выходит, что хотели как лучше, а получилось как всегда.

Непредвзятый читатель искренне спросит, прочитав вышеизложенное: что же делать? Где истинный ислам, где чистая вера и правильное, незамутненное разными играми знание? Где он, прямой путь — ас-сират аль-мустаким — для богобоязненного мусульманина? Есть ли, в конце концов, альтернатива вышеизложенному? Или ислам, как и любая религия, дремуч и удел отсталых людей? 

Ответ на эти вопросы и простой, и сложный одновременно. Простой — потому что у мусульман есть незамутненный источник истины: Коран. Читай! — и совершенная истина откроется, как говорится. Читай! — и ты получишь рациональные и полные ответы на все вопросы бытия. 

Сложный потому, что найти «прямой путь» — это большая внутренняя и интеллектуальная работа. Об этом всем нужен отдельный большой разговор, который мы, надеюсь, продолжим.