«Мы старались отбирать работы художников по определенным критериям. Но самое главное — они должны были отвечать названию выставки. То есть быть частью современного татарского искусства. А еще мы оценивали общий профессионализм и выразительность» «Мы старались отбирать работы художников по определенным критериям. Но самое главное — они должны были отвечать названию выставки. То есть являться частью современного татарского искусства. А еще мы оценивали общий профессионализм и выразительность»

«Они должны были отвечать названию выставки»

«Татары ведь не только в Татарстане обитают. Они во всем мире», — признается сокуратор выставки в МОСХе, художник Ильдар Гильманов. Пожалуй, именно эта реплика наиболее точно отражает концепцию новой выставки в московском отделении союза художников России. «Современное татарское искусство» — это не столько тема, сколько срез художественной деятельности за последние 100 лет.

Всего экспозиция насчитывает порядка 200 произведений живописи, графики и скульптуры. По словам кураторов, им пришлось вести отбор из сотен художников, многие из которых специально писали картины для этой выставки.

«Мы старались отбирать работы художников по определенным критериям. Но самое главное — они должны были отвечать названию выставки. То есть являться частью современного татарского искусства. А еще мы оценивали общий профессионализм и выразительность», — рассказывает Гильманов. Однако, что именно входит в понятие «современное татарское искусство», четко сформулировать собеседник «БИЗНЕС Online» не смог. Зато художник представил на выставке сразу несколько своих работ. Например, «Дуслык», где изображен сын Гильманова вместе со своим другом на велосипеде, или уфимский пейзаж «Раздолье. Абзелил».

Тут тебе и цвета, и орнамент, и пейзажи от Свияжска до Казани, даже женщины с детьми в национальных костюмах из бронзы и рубахи из кожи, но такая концентрация искусства напрочь лишает возможности созерцания Тут тебе и цвета, и орнамент, и пейзажи от Свияжска до Казани, даже женщины с детьми в национальных костюмах из бронзы и рубахи из кожи, но такая концентрация искусства напрочь лишает возможности созерцания

Дай пальцем ковырну

Вообще кураторы много говорили о качестве произведений, созидательном начале, поэтической составляющей, дуализме мира и поиске истины при помощи цвета, тона, формы и возможностей художественного изобразительного языка. На самом же деле все это великолепие заняло два небольших этажа здания МОСХа, в четырех (два на первом этаже и два на втором) залах которого располагались произведения современного татарского искусства.

Помимо широкой географии авторов и их количества, экспозиция искрит тематическим разбросом Помимо широкой географии авторов и их количества, экспозиция искрит тематическим разбросом

Но если посетители крупных выставок, вроде недавно открывшейся экспозиции Николая Фешина в главном здании Третьяковской галереи, привыкли к четко выстроенной концепции, логической хронологии и смысловой нагрузке, то представленный сборник художеств в МОСХе скорее напоминал салат оливье с мелко нарезанными пестрыми овощами в виде разнообразных картин и густо смазанный майонезом из национального колорита.

«Связь без любви – это грязь»: женщины, крестьяне и скотобойня на выставке казанца Фешина в Третьяковке

Тут тебе и цвета, и орнамент, и пейзажи от Свияжска до Казани, даже женщины с детьми в национальных костюмах из бронзы и рубахи из кожи, но такая концентрация искусства напрочь лишает возможности созерцания. Помимо широкой географии авторов и их количества, экспозиция искрит тематическим разбросом. Тут и христианская тематика с изображением лика богоматери с младенцем Иисусом в картине «Вербное воскресенье» Анатолия Данилова, и пастозные деревенские портреты Зуфара Гимаева («Веселый дед Юрий» и «Антон из села Тарханы»), и военные работы Альберта Хабибуллина («Телогрейка», «Заходи!») и Ирика Мусина («Во имя отца»).

Помимо всего прочего, между проходами стоят бронзовые скульптуры. Например, «Фешин» Павла Бердникова, который как-то украдкой поглядывает на царящее перед ним художественное буйство. И скульптурам, надо сказать, повезло меньше картин. То и дело неосторожные посетители, среди которых были в основном художники и их друзья, сбивали статуэтки своими широкими взмахами от переизбытка чувств. А те со звонким грохотом падали на ламинат.

Помимо всего прочего между проходами стоят бронзовые скульптуры. Например, «Фешин» Павла Бердникова, который как-то украдкой поглядывает на царящее перед ним художественное буйство Помимо всего прочего, между проходами стоят бронзовые скульптуры. Например, «Фешин» Павла Бердникова, который как-то украдкой поглядывает на царящее перед ним художественное буйство

Вандальской участи не избежали и картины, которые все время проверяли на ощупь собравшиеся. Может, краска не высохла? Надо потрогать. А точно масло? Дай пальцем ковырну. Да, действительно, пастель — на руке осталась. Зато сами художники в тот момент не очень переживали за сохранность своих произведений. Отбор они прошли, да еще и персональные грамоты от министерства культуры Татарстана получили. Что еще надо? Может, банкет какой или чтобы на гитаре в конце сыграли для изрядно повеселевших гостей. И то и другое было на радость собравшимся. А искусство… его в здании московского отделения союза художников России сейчас в переизбытке.