Впрочем, и ранее отчеты по всем проведенным проверкам, вне зависимости от наличия нарушений, влекущих уголовную ответственность, органы финансового контроля республики направляли в прокуратуру республики. А при установлении признаков уголовно-наказуемых деяний материалы по решению прокурора подлежат направлению в органы предварительного расследования.

- В последнее время с итогами проверок, проводимых органами финансового контроля, значительно сблизились позиции антикоррупционной работы, - отметил далее А.Демидов.

Управление Президента Республики Татарстан инициативно запрашивает у Счетной палаты и изучает материалы проверок, а его руководитель Марс Бадрутдинов активно участвует в заседаниях коллегии СП. В свою очередь, сотрудники Счетной палаты регулярно выезжают на контрольные мероприятия, проводимые Управлением.

Исходя из результатов своей контрольной деятельности, Счетная палата РТ определила виды нарушений и недостатков, при совершении которых могут присутствовать коррупционные мотивы. Подготовленный ею перечень критериев был представлен на обсуждение членов МКС.

В системе государственных (муниципальных) закупок коррупционные риски постепенно переходят на этап планирования потребностей и исполнения контрактов, констатировал глава Счетной палаты. В качестве примера он привел факты, когда отдельные исполнители поставляют товары сортностью, не соответствующей условиям контрактов, при этом цена закупаемой продукции не уменьшается. Как правило, это касается некондиционных продуктов питания.

Так, ООО «Компания Продснаб» поставило в Республиканский дом ребенка 200 кг сливочного масла, не соответствующего ГОСТу. Под видом сливочного масла высшего сорта скрывался фальсифицированный суррогат, содержащий жиры растительного происхождения.

По контрактам, заключенным Городским центром по организации оздоровления, отдыха, занятости детей и молодежи «Ял» на поставку продуктов в детские оздоровительные лагеря, ООО «Толедо» вместо куриных диетических яиц поставляло обычные, а вместо потрошеных цыплят – замороженных кур из Ставропольского края. При этом, по санитарным нормам использование мяса птицы (кроме охлажденного) для производства продуктов детского питания не допускается. По данному факту за приемку продуктов питания сортностью ниже предусмотренной муниципальным контрактом Управление ФАС по РТ привлекла к ответственности заместителя руководителя Центра «Ял».

В школах Бавлинского района натуральные соки заменили нектарами с массовой долей сока не более 50%. Общая стоимость продуктов, поставленных в нарушение условий заключенных контрактов, составила более 1,1 млн.рублей.

О коррупционных мотивах можно говорить и при отсутствии необходимых мер к восстановлению и защите имущественных интересов государства - к взысканию: штрафных санкций за нарушение исполнителями условий контрактов, арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, средств, предоставленных из бюджета на возвратной основе, также может сопровождаться коррупционными проявлениями.

Например, в этом году в Тукаевском муниципальном районе установлено, что из-за необращения или несвоевременного обращения в судебные органы потери местного бюджета составили более 43 млн. рублей в связи с невозвратом ранее выданных кредитов и списанием задолженности.

В Тетюшском районе в муниципальный бюджет недопоступило свыше 10 млн. рублей: более 4 млн. рублей – от сдачи в аренду земельных участков, 6 млн. рублей – от их реализации. Кроме того, истекли сроки давности для взыскания задолженности по бюджетным кредитам на общую сумму 2,6 млн. рублей.

Отдельным вопросом с точки зрения коррупционных проявлений является оплата за счет бюджетных средств фактически невыполненных, но документально принятых работ. Так, при проверке использования бюджетных средств, выделенных на финансирование объекта «Хозпитьевое водоснабжение г. Альметьевска», Счетной палатой установлено, что на строительство станции доочистки камской воды в Альметьевске было выделено 10 млн. рублей, из которых 4,5 млн. рублей израсходовали на оплату фактически не выполненных работ. Оплата проводилась по фиктивным документам подрядчика ОАО «Строймеханизация». Два руководителя привлечены к уголовной ответственности.

В Елабужском районе подрядчику заплатили более 300 тыс. рублей за посев газонов при обустройстве родника. Но если верить актам выполненных работ, разбивка газонов производилась… в январе.

Проверка использования средств Экологическим фондом РТ выявила факт оплаты невыполненных работ по возведению зоны санитарной охраны и устройству сетей высоковольтных линий в населенном пункте Вороновка Лаишевского района. Было возбуждено уголовное дело. Виновный понес наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет.

Тем не менее, несмотря на большой объем выявленных органами финконтроля нарушений, общее количество переданных в следственные подразделения материалов и уголовных дел не велико. Возникает вопрос и по коррупционным правонарушениям, а именно – по их квалификации.

– Проводимый нами анализ вскрытых фактов хищений, нецелевого, неэффективного и иного незаконного расходования бюджетных средств показывает, что практически во всех этих действиях имел место коррупционный след, - сообщил начальник Оперативно-розыскной части ЭБ и ПК МВД по РТ Ильдар Сафиуллин. – В одних случаях должностные лица сами становятся участниками коррупционных схем - при прямом злоупотреблении полномочиями, в других случаях крупные хищения бюджетных средств совершаются из-за небрежного, безответственного отношения к служебным обязанностям, ненадлежащего исполнения представителями государственных и муниципальных органов власти своих функций.

По результатам проверок в сферах поддержки и развития предпринимательства, снижения напряженности на рынке труда, оказания поддержки безработным гражданам возбуждены уголовные дела в Актанышском, Елабужском, Нижнекамском районах и Набережных Челнах. Эти преступления стали возможны при непосредственном корыстном участии чиновников Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ. Ежегодно выявляются крупные хищения бюджетных средств, выделяемые на развитие сельского хозяйства республики и улучшение жилищных условий специалистов на селе.

«Мошенничество, халатность, злоупотребления должностными полномочиями - большое количество таких должностных преступлений выявлено в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ. К сожалению, подобных случаев становится всё больше», - отметил И.Сафиуллин.

По его мнению, многое зависит от скорости взаимодействия между правоохранительными и контрольными органами. «Наши специалисты должны подключаться еще на стадии проверки, а не после того, как акт ревизии уже подписан. При наличии у контролирующих органов достоверной информации о незаконном распределении бюджетных средств с участием должностных лиц, уже на первоначальном этапе проверки вам будет оказана практическая помощь со стороны МВД республики», - заявил И.Сафиуллин.

В ответ свои уточнения внес руководитель татарстанского управления Росфиннадзора Анас Адыев: «Наш годовой план работы и планы Счетной палаты размещаются на наших официальных сайтах. Поэтому следователям ничто не мешает ознакомиться с ними и в случае заинтересованности подключиться к работе на стадии проверки».

На заседании прозвучала информация, что за 11 месяцев 2011 года по 32 материалам Счетной палаты возбуждено 5 уголовных дел, для сравнения - по фактам Счетной палаты России следственные органы сообщили о возбуждении 69 уголовных дел.

- Сегодня понятия коррупции, коррупционного поведения, коррупционного правоотношения определены и являются достаточными, чтобы нарушения в этой сфере оценить, зафиксировать и посредством доказательной базы призвать нарушителя к соответствующей ответственности, - сказал заместитель Прокурора Газинур Галимов.

Он призвал аудиторов в актах ревизионных проверок давать оценку действий должностных лиц. А чтобы доказательная база не страдала, предложил организовать в ближайшее время учебу для аудиторов и ревизоров.

- В нашем деле многое зависит от оперативности, в противном случае работа частенько идет в корзину, - подключился к разговору начальник Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марс Бадрутдинов. Но главная задача всё же – это профилактика нарушений. Поэтому он внес предложение как можно чаще приглашать на заседания МКС должностных лиц с отчетами о мерах по возмещению допущенных финансовых нарушений.

Участники заседания одобрили и другое предложение М.Бадрутдинова – о включении в состав Координационного Совета представителя Следственного комитета РФ по РТ.

Члены МКС приняли решение после обобщения всех позиций составить перечень критериев, по которым правонарушения можно будет, конечно предварительно, относить к коррупционным. В этой работе предложено задействовать сотрудников Управления по вопросам антикоррупционной политики, Прокуратуры республики, Министерства внутренних дел и органов финансового контроля.

Кроме того, как проинформировал председатель Координационного Совета А.Демидов, на федеральном уровне во исполнение решения президиума Совета при Президенте России по противодействию коррупции проводится совместная работа Счетной палаты России и Минэкономразвития по определению показателей и методики оценки эффективности реализации антикоррупционных программ. В настоящее время решается вопрос об апробации этой методики в органах исполнительной власти. В дальнейшем они будут рекомендованы и контрольно-счетным органам на региональном уровне для контроля за обеспечением коррупционной безопасности в проверяемых организациях.

На совещании отмечалось, что коррупция квалифицируется властью уже как явление, представляющее угрозу национальной безопасности страны. Победить ее быстро, видимо, не получится. И необходимо мобилизовать на эту борьбу все внутренние резервы. А они, безусловно, имеются в каждом ведомстве...

 

Члены МКС вернулись к теме контроля над стартовыми ценами при размещении государственного и муниципального заказа, которая обсуждалась на одном из заседаний Координационного Совета в 2009 году. Несмотря на многочисленные попытки законодателей модернизировать систему госзакупок, проблемы в этой сфере остаются.

13 декабря на федеральном уровне проведено ежегодное совещание по вопросам повышения эффективности системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, на котором руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин тему повышения эффективности организации госзакупок назвал принципиальной, особо отметив, что «модернизация в этой сфере потребует сквозного контроля за каждым решением, каждым действием чиновников».

В борьбе с этим злом парламентарии уже пошли на крайние меры: в соответствии с рекомендациями Счетной палаты России, в конце ноября Совет Федерации утвердил Закон №419-ФЗ, который предполагает уголовную ответственность за учреждение и использование в целях налоговой оптимизации фирм-однодневок. Эта мера будет способствовать существенному увеличению бюджетных поступлений по основным налогам и, прежде, всего НДС. 7 декабря Закон был подписан Президентом России и вступил в силу.

Анализ сформированных заказчиками начальных (стартовых) цен свидетельствует об их существенном в ряде случаев завышении, что приводит к излишним расходам бюджетных средств. Причинами этого может быть как отсутствие предварительного анализа рыночных предложений, так и намеренные решения, за которыми следуют действия заказчика, ведущие к необоснованному ограничению участия в конкурсных процедурах с целью победы определенного лица.

Например, стоимость хлебобулочных изделий, поставленных в рамках муниципального контракта, превышала цены в розничной сети Казани на 25%.

Выборочными проверками исполнения контрактов по поставке продуктов питания в 11 учреждениях начального профессионального образования установлены факты принятия продукции по ценам, превышающим контрактные. В результате дополнительно затрачены бюджетные средства в сумме 1,5 млн. рублей. А при поставках продуктов в детские дома по той же причине дополнительные расходы бюджета составили более 1,2 млн. рублей.

Определенные шаги против тех, кто спекулирует на госзакупках, были предприняты законодателями в апреле этого года. В Федеральный закон № 94-ФЗ внесли изменения, содержащие требования к обоснованию заказчиками и уполномоченными органами начальной цены контракта. Но главных проблем эти поправки не решили, ведь закон о госзакупках регулирует только размещение заказа. Все остальные процедуры – планирование обеспечения госнужд, исполнение госконтракта, мониторинг, приемка и использование результатов, управление созданными активами – испытывают дефицит регулирования.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Алексей Березкин сообщил, что ФАС предлагается создать Единый центр экономической конъюнктуры рынков. Предполагается, что Центр будет мониторить цены, осуществлять исследования по различным товарам, работам, услугам, по ценам в разрезе федеральных округов и субъектов РФ. Всю информацию разместят на портале и заказчики смогут использовать ее при установлении начальной (максимальной) цены контракта.

В Послании о бюджетной политике на 2010-2012 годы Президентом РФ была поставлена задача создания комплексной федеральной контрактной системы (ФКС). Планируемый в скором времени переход к ФКС позволит перейти к правовому регулированию всех стадий закупок, начиная от прогнозирования и планирования до полного исполнения контрактов.

Ожидается, что будет определен порядок расчета максимальной цены размещаемого заказа и определения конкурентных цен, установлен механизм ответственности заказчиков (руководителей - должностных лиц) и, что особенно важно, будут регламентированы процедуры сквозного аудита и контроля всего цикла закупок.

В процессе внедрения федеральной контрактной системы предполагается урегулировать и вопрос защиты заказчиков от демпингования (необоснованного понижения) цен недобросовестными участниками, от участия фирм-однодневок. А факты намеренного снижения цен с целью победы в конкурсе действительно выявляются.

Члены МКС приняли решение: контроль соответствия начальных (стартовых) цен сложившимся рыночным предложениям признать необходимым условием повышения эффективности расходования бюджетных средств. Они также посчитали целесообразным, выявляемые органами финансового контроля факты существенного завышения стартовых цен при размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд, цен заключения и исполнения контрактов, рассматривать на предмет наличия коррупционных факторов и выделять в материалах, направляемых в прокуратуру республики.