Николай Атласов: «Те, кто в России давно занимается реальным производством, привыкли оценивать действия нашего либерального минфина и ЦБР критически» Николай Атласов: «Те, кто в России давно занимается реальным производством, привыкли оценивать действия нашего либерального минфина и ЦБР критически»

Какая «арифметика» пришлась не по душе финансово-экономическому блоку правительства

Спор касается целесообразности программы строительства 25 мусоросжигательных заводов (МСЗ), анонсированной еще год назад. В мае прошлого года было заявлено о создании под этот проект консорциума в составе «Ростеха», «Росатома» и ВЭБ.РФ. Общая стоимость проекта тогда оценивалась в 600 млрд рублей, из которых треть — 200 млрд рублей — должен был предоставить ВЭБ.РФ. Остальные 400 млрд рублей, по сообщению РБК, консорциум рассчитывал привлечь через «инвестиции коммерческих банков, финансовых институтов и частных инвесторов, в том числе в рамках механизма государственно-частного партнерства, а также с использованием механизма „зеленых облигаций“».

Как это часто бывает в России с крупными проектами, по прошествии времени их стоимость резко возрастает, причем нередко еще до того, как они начнут реализовываться. И, как правило, находятся «объективные причины», объясняющие этот рост, после чего следует обращение в адрес правительства с просьбой об оказании государственной поддержки. На сегодняшний день стоимость проекта строительства 25 МСЗ оценивается в 1,296 трлн рублей, из которых 976 млрд рублей — частные инвестиции, а 320 млрд рублей — субсидии из федерального и региональных бюджетов.

Понятно, что такая «арифметика» пришлась не по душе финансово-экономическому блоку правительства, а также вице-премьеру Виктории Абрамченко, которая фактически стала публичным лицом тех, кто готов противостоять растущим аппетитам «капитанов отечественного бизнеса». Можно много рассуждать о конфликте интересов разных политических групп, оценивать шансы «Ростеха», чьи интересы лоббирует глава минпрома Денис Мантуров. Но нельзя не оценить эту дискуссию с точки зрения интересов реальных переработчиков отходов.

В данной дискуссии обращает на себя внимание два момента. Первый — это жесткое неприятие проекта строительства 25 МСЗ со стороны финансового блока правительства. Пожалуй, в первый раз я как представитель реального производственного сектора готов высказать поддержку главе минфина Антону Силуанову, активно возражающему планам «Ростеха». Те, кто в России давно занимается реальным производством, привыкли оценивать действия нашего либерального минфина и ЦБР критически. Прежде всего потому, что их монетаристские методы лишают независимых российских производителей дешевых кредитов. Но в данном случае мы готовы аплодировать Силуанову, который отказывает в согласовании огромных бюджетных субсидий. Потому что есть большие сомнения в эффективности расходования этих средств. По крайней мере, одно из ключевых обязательств по уже реализующемуся проекту не выполнено. Речь идет о смещении на более поздний срок даты ввода в эксплуатацию пяти уже строящихся МСЗ. Можно на этот счет придумать множество оправданий, возлагая основную вину на пандемию и ее последствия. Но факт запаздывания со сроками налицо. 

Второй момент, который привлекает внимание к конфликту Абрамченко с «Ростехом», — повышенный интерес. Этот конфликт стимулирует дискуссию по поиску альтернативных решений в сфере утилизации отходов. С некоторых пор в официальных кругах вдруг стало возможным ставить под сомнение саму идею безальтернативности МСЗ. Прежде всего потому, что стала очевидна огромная цена всего проекта.

«Пришло понимание, что дешевле и проще найти неперерабатываемому пластику приемлемую альтернативу, чем расширять дорогостоящие мощности МСЗ для его сжигания» «Пришло понимание, что дешевле и проще найти неперерабатываемому пластику приемлемую альтернативу, чем расширять дорогостоящие мощности МСЗ для его сжигания»

Первый шаг в правильном направлении

В контексте этого обращает на себя внимание то, какие аргументы используют стороны в продвижении своей позиции. И на что они обращают внимание в первую очередь. К сожалению, в аргументации представителей «РТ-инвеста» преобладают темы финансовых издержек, необходимость господдержки, вероятности повышения тарифов, но очень мало говорится о переработке отходов как таковой и почти нет ничего о раздельном сборе отходов. Отсюда следует закономерный вывод: переработка и рециклинг для операторов МСЗ вообще интереса не представляют. И это очень сильно отличается от идеологии, которой следуют финские отраслевые специалисты. Для них переработка — приоритет, а мусоросжигание — вынужденная необходимость.

В этом смысле аргументы Абрамченко вызывают большее доверие, даже если ее крен в сторону развития реальной переработки отходов обусловлен внутриэлитной политической борьбой и принадлежностью к иной группировке. В любом случае желание вице-премьера противопоставить идеологии мусоросжигания альтернативную концепцию, предполагающую реальное развитие переработки, можно только приветствовать. Наконец-то на уровне федеральной власти появился человек, готовый произносить не ритуальные мантры (про преимущества МСЗ), а общаться на понятном для всех языке цифр (во что нам это обойдется?), обсуждая при этом альтернативные решения.

Абрамченко заявила, что проекта «Ростеха» о строительстве 25 МСЗ стоимостью почти 1,3 трлн рублей «нет в проработанном виде ни в территориальных схемах обращения с отходами, ни в федеральной схеме обращения с отходами… Локации для заводов определены весьма условно. Ни люди, которые проживают на данной территории, ни главы субъектов Российской Федерации не высказывались на этот счет». В то же время финансовая модель, по словам вице-премьера, не согласована с экономическим блоком правительства.

Надо отдать должное Абрамченко, она не боится ставить в повестку актуальные вопросы, например о необходимости запрета на использование неперерабатываемого пластика. До недавних пор эту тему поднимали лишь представители экологической общественности, на которых предпочитали смотреть как на сумасшедших или, того хуже, агентов влияния западного капитала. Теперь же об этом заявляется на уровне правительства. Потому пришло понимание, что дешевле и проще найти неперерабатываемому пластику приемлемую альтернативу, чем расширять дорогостоящие мощности МСЗ для его сжигания. И это первый шаг в правильном направлении. Хотелось бы верить, что не последний.        

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов