Летним вечером 13 июня на сцене ГБКЗ было по-настоящему жарко. Иначе быть не могло, ведь в рамках одного концерта снова объединились Александр Сладковский и Денис Мацуев Летним вечером 13 июня на сцене ГБКЗ было по-настоящему жарко. Иначе быть не могло, ведь в рамках одного концерта снова объединились Александр Сладковский и Денис Мацуев

«Я сегодня завидую нам всем»

Летним вечером 13 июня на сцене ГБКЗ было по-настоящему жарко. Иначе быть не могло, ведь в рамках одного концерта снова объединились Александр Сладковский и Денис Мацуев. Их dynamic duo каждый раз создает такую энергию, которая традиционно пробирает слушателей насквозь. Недаром один из них после выступления написал в «Инстаграме» Мацуева: «С женой до сих пор не отошли от концерта! Кайфуем».

Это была уже вторая встреча казанской публики с именитым пианистом после пандемии — в декабре тот открывал в столице РТ очередной музыкальный фест своего имени, а в июне приехал солировать на X Международном фестивале фортепианной музыки им. Рахманинова «Белая сирень». К слову, 11 июня у Мацуева был день рождения, так что выступление в Казани можно расценивать как подарок и публике, и самому себе.

В программе концерта значились Концерт №3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и музыка балета «Весна священная» Игоря Стравинского. «Я сегодня завидую нам всем. Даже если вы знаете эти две партитуры от первой до последней ноты, то в данном исполнении вас ждут открытия. Каждое новое живое исполнение — достижение новых вершин музыкального искусства», — сказала ведущая концерта, музыковед и лектор Московской филармонии Ирина Тушинцева.

Оркестр Сладковского и Мацуев будто слились в едином музыкальном течении, настолько гармонично звучало музыкальное полотно Оркестр Сладковского и Мацуев будто слились в едином музыкальном течении, настолько гармонично звучало музыкальное полотно

Музыкальный Эверест и фортепианный хит

Как отметила Тушинцева, Третий концерт Рахманинова сопровождает пианиста по жизни — недаром концерт есть в его дискографии, а запись исполнения вместе со Сладковским и Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Светланова можно найти на Medici.tv. Сам Мацуев признавался, что этот концерт Рахманинова — самое сложное произведение для музыкантов, «музыкальный Эверест», и за этот энергозатратный концерт он теряет как минимум три килограмма. При этом впервые пианист сыграл такое сложное произведение уже в 14 лет, что лишний раз подтверждает — его энергии хватит еще на несколько сотен исполнений.

В результате оркестр Сладковского и Мацуев будто слились в едином музыкальном течении, настолько гармонично звучало музыкальное полотно. Третий концерт Рахманинова у худрука ГСО РТ Сладковского — это пронзительная грусть, красота воспоминаний и яркие жизнеутверждающие эмоции. Все это с невероятной синхронностью откликается и в игре Мацуева, тоже яркой и эмоциональной. На бис он исполнил безусловный фортепианный хит — «Вокализ» Рахманинова, который прозвучал нежно и проникновенно.

Во втором отделении прозвучала музыка из балета «Весна священная» Стравинского Во втором отделении прозвучала музыка из балета «Весна священная» Стравинского

«А сейчас мы хотим вам сыграть нормальную музыку»

Во втором отделении прозвучала музыка из балета «Весна священная» Стравинского. Стихийная идейная составляющая балета искусно схвачена оркестром и мастерски воплощена: маэстро наполнил партитуру всеми четырьмя стихиями — огнем, воздухом, землей и водой, превратив ее в многоцветное мистическое полотно, которое разворачивается на глазах у слушателей. «В воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой „Весны священной“», — говорил Стравинский о замысле своего балета.

И ГСО РТ рисует такую по-язычески яркую и эмоциональную, драматическую картину, не упуская таинственность ритуала и страх перед всемогущей природой, которая в представлении этих людей оказывается больше их самих. Век с лишним назад эта музыка была скандальной и неприемлемой для публики, и как же отрадно, что сейчас она признана шедевром академической музыки и мы имеем счастливую возможность наслаждаться ею — не только вживую, но и в записи.

«Спасибо большое, дорогие дамы и господа! Я хотел сказать, что сегодня ровно 10 лет, как мы в нашей новейшей истории сыграли музыку балета „Весна священная“ Игоря Стравинского. Времени уже так много прошло, есть что вспомнить. Мы исполняли эту партитуру в конце нашего первого концертного сезона, и я очень рад тому, что она у нас в репертуаре. Мы будем записывать ее на Sony под лейблом Татарстана, и весь мир услышит ее!» — объявил публике Сладковский. В декабре прошлого года он уже анонсировал «БИЗНЕС Online» планы по очередной летней студийной работе — летом 2021-го ГСО РТ осуществит запись всех симфоний Бетховена и музыки из балетов Стравинского «Петрушка», «Весна священная» и «Жар-птица». К слову, музыку из «Жар-птицы» и Девятую симфонию Бетховена оркестр Сладковского исполнит на следующем концерте «Белой сирени» 25 июня.

На бис ГСО РТ исполнил «Танец семи покрывал» из оперы «Саломея» Рихарда Штрауса. «А сейчас мы хотим вам сыграть нормальную музыку», — пошутил перед бисом Сладковский, вызвав улыбки публики. Интересно, что, как и балет Стравинского, опера Штрауса вызвала скандал при своем первом исполнении, но спустя век стала классикой и одной из самых популярных опер композитора. Штраус — тоже важный композитор для оркестра Сладковского, который старается знакомить казанскую публику с поздним немецким романтизмом.