О героях

Трое наших собеседников работают на рынке ассенизаторских услуг в поселках Казани. Стаж работы — от 5 до 12 лет. Каждый «контролирует» территорию своего района. Один из мужчин оформлен как индивидуальный предприниматель, у другого — ООО, третий катается по договору с одной из компаний, которые сдают в аренду илососы. Автопарк разный: от трех машин до полутора десятков специализированных авто для откачки выгребных ям. Золотари, как называли ассенизаторов в царской России, всегда были уважаемой профессией и весьма высокооплачиваемой.

Как живет данный бизнес сегодня? 

В книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», вышедшей в 1926 году, есть фрагмент, описывающий миг из жизни «передвижной канализации» столицы.

«В темноте тащится ночной благоуханный обоз — десятка полтора бочек, запряженных каждая парой ободранных, облезлых кляч. Между бочкой и лошадью на телеге устроено веревочное сиденье, на котором дремлет „золотарь“ — так звали в Москве ассенизаторов. Обоз подпрыгивает по мостовой, расплескивая содержимое на камни, гремя на весь квартал. И тянется, едва двигаясь, после полуночи такой обоз по Тверской, мимо дворца… Обоз растянулся… Последние бочки на окончательно хромых лошадях поотстали… Один „золотарь“ спит. Другой ест большой калач, который держит за дужку».

Само слово «золотарь» в словаре Владимира Даля имеет несколько значений. Первым шло значение «ювелир», а вторым — ассенизатор с пометкой «устаревшее». Сложно сказать, почему именно «золотарь», — возможно, потому, что люди избегали называть точными словами те субстанции, с которыми они работали. «Ночное золото» — содержимое ночных горшков их древнеримских латрин — шло в качестве удобрений на поля, повышая их урожайность. Сам процесс удобрения земли уважительно величали «золочением». Кроме того, труд «передвижной канализации» хорошо оплачивался: работники ковшей и бочек, судя по «Недоконченным беседам» Михаила Салтыкова-Щедрина, в день зарабатывали рубль — в конце XIX века это примерно 90 кг картошки.

Мой максимальный заработок в день — 10-12 тысяч рублей. Но это не постоянно. Бывает, что я совершаю по 6-7 выездов, а иногда и весь день без работы сидишь. Услуги стоят от 1,8 до 4 тысяч, в зависимости от сложности работы и отдаленности района от пункта приема «Водоканала» «Мой максимальный заработок в день — 10–12 тысяч рублей. Но это не постоянно. Бывает, что я совершаю по 6–7 выездов, а иногда и весь день без работы сидишь. Услуги стоят от 1,8 тысячи до 4 тысяч, в зависимости от сложности работы и отдаленности района от пункта приема «Водоканала»

Путь в ассенизаторы: «Я подумал: а неплохо люди зарабатывают!»

  • В ассенизаторский бизнес я пришел 7 лет назад, причем совершенно случайно. До 2014 года работал торговым представителем в одной международной сети в Казани. Но так случилось, что мои магазины, куда я поставлял продукцию, обанкротились. Мне предложили другую должность, но она была ниже и я отказался. Тогда я думал, чем еще могу заняться. Высшего образования у меня нет. И тут я вспомнил своего друга, который живет в частном доме и частенько заказывает откачку канализации. Я подумал: «А неплохо люди зарабатывают!» Купил сначала одну машину за 1 млн рублей с рук, оформил ИП и начал колесить по поселкам. Так все и началось. 
  • Сейчас в моем автопарке три машины: «КАМАЗы» на 10 кубов и один «ГАЗончик» на 5 кубов. Спрос на ассенизаторские услуги стабильно высокий: откачивать канализацию нужно периодически, и при выгребной системе без этого в конечном счете не обойтись. Как правило, если средняя семья из четырех человек, то раз в три месяца. А у кого и чаще — зависит от того, как пользуются водой. Считайте, что все поселки нуждаются в этой услуге, то есть все, кто живет в своем доме. Особенно заметно спрос вырастает весной, когда пригород топит, и летом, когда все за город переезжают.
  • Мой максимальный заработок в день — 10–12 тыс. рублей. Но это не постоянно. Бывает, что я совершаю по 6–7 выездов, а иногда и весь день без работы сидишь. Услуги стоят от 1,8 тыс. до 4 тыс., в зависимости от сложности работы и отдаленности района от пункта приема «Водоканала».
  • Но вы не считайте, что тут все так прибыльно всегда! Я заключаю договор с коммунальщиками на выгрузку отходов. Покупаем талоны на объем машины. 700 рублей я отдаю с «КАМАЗа», 500 рублей — с «ГАЗона», это за один заезд. Причем до апреля эта сумма была гораздо ниже. Поэтому мы и цены для населения подняли. А до этого ведь они держались на одном уровне — в последний переписывали ценник года четыре назад. Впрочем, об этом вы уже писали. Я оформляю талоны сразу на 5 тыс. «кубов», а когда у меня кончается лимит, покупаю следующие талоны.
  • Обучают ли нашему нехитрому делу? Не слышал о таком. Тут все с опытом приходит. Скатаешься раза два со старшим товарищем — и руку набьешь! Главное, иметь водительские права и отсутствие чувства брезгливости. Пахнет сами понимаете чем, да и работать приходится в разных условиях — иногда и забрызгает. 

У нас по факту сейчас 2,5 тысячи штраф проще заплатить — за то, что в канализацию втихую сливаешься, чем ездить в «Водоканал» разгружаться «У нас по факту сейчас 2,5 тысячи штраф проще заплатить — за то, что в канализацию втихую сливаешься, — чем ездить в «Водоканал» разгружаться»

О рынке: конкуренция огромна, но только считанные ассенизаторы готовы заключать договоры

  • Конкуренция сейчас огромная! По моей оценке, в Казани сейчас почти тысяча ассенизаторов. Все кому не лень начинают этим заниматься. Покупают машину и работают фактически неофициально — и в поля льют, и в овраги, в речки, в канализацию городскую просто сливают! Они и цены поэтому роняют на рынке, предлагая ниже рыночной. Клиенту-то все равно, куда мы это везем. 
  • Работать по договору таким частникам невыгодно. Судите сами: у нас по факту сейчас 2,5 тыс. штраф проще заплатить — за то, что в канализацию втихую сливаешься, — чем ездить в «Водоканал» разгружаться. Поэтому тем, кто работает официально, тяжело конкурировать с теми, кто сам ездит за рулем. Какие камеры в тех же оврагах? За руку никого почти не ловят.
  • Рынок серый. Только единицы частников работают как ИП и заключают договоры жителями. Если будут официальные бумаги, выходит, что он получает доход и ему начнут из налоговой счета приходить. А если не будет платить в казну, сочтут за уклонение от налогов. Поэтому как люди работают, так и будут работать, пока не начнут закручивать гайки. 
  • Те, кто на кредиты покупает технику древнего века, думают, что станут много зарабатывать, смотрят на нас. На чтобы реально зарабатывать, нужно иметь большой автопарк. Минимум машины 3–4, чтобы оборот был, тогда это действительно бизнес. Но здесь нужны вложения: новая машина стоит от 6 млн рублей. Если взять, к примеру, старый «КАМАЗ», он от миллиона стоит, но будет ломаться постоянно. Если упустишь ремонт, попадешь на деньги. Есть вариант взять машину в аренду. В Казани несколько больших компаний с автопарком в 15–20 машин. Они дают возможность подзаработать частникам, отдавая свои заявки от жителей в сезон.

Тонкости профессии: «Это не в офисе сидеть — бывает, такая, вонь стоит!»

  • Работа у нас, конечно, специфическая — это не в офисе сидеть и в монитор смотреть, а реальным делом заниматься. Не всегда труд благодарный, конечно. В канализацию смывают все подряд, а потом удивляются, почему засор. Бывало, что в ямах и тряпки, и бутылки находили: не закроют до конца люк — и чего только не падает туда!
  • Можно выезжать на заявки одному, но чаще я беру друга на подмогу: один раскручивает шланг, другой опускает его в выгребную яму. Нужно постоянно следить и поддерживать его, пока насос не откачает жидкость. Люди, кстати, до последнего не вызывают ассенизаторов — пока у них запах не пойдет по улице! Лучше все-таки вовремя нас вызывать. А то бывает такое, что и наружу по земле все фекалии вытекают, такая вонь стоит! 
  • Вот люди недовольны, что стоимость ассенизаторских услуг повысилась в Казани и теперь нам надо платить за вред экологии. А вы просто посмотрите, что мы сливаем в канализацию, подумайте. Какой только химии нет! И порошки от посудомоек, и всякие чистящие средства. Трубы городские 50–60-х годов должны все это терпеть. А сколько от предприятий всего вредного стекается в очистные…
  • Почему нет единой городской службы по откачке? Все просто. Эту позицию отдали частникам, чтобы не содержать огромный парк техники, слесарей, и зарплаты надо платить. А это сколько человек нужно, чтобы обслуживать всю Казань? Поэтому рынок этот полностью отдан на откуп частным организациям: кто с населением работает, кто с предприятиями, кто откачивает биотуалеты. Остается только заключить договор на выгрузку отходов.

Об уважении, слежке за водителями и их зарплатах

  • Отношение жителей к нашей профессии с появлением хорошей техники сразу поменялось. Когда мы приезжали на «КАМАЗах» за 1,5 млн и стоит дом за 12 млн — понимаете, как люди себя ведут? Очень важно и напыщенно, как будто к ним какой-то «говнокопальщик» приехал! А теперь представьте: у нас машины по 8 млн стоят. У некоторых дома меньше оцениваются, чем наша машина. Люди сразу начали  уважать человеческий труд.
  • От машин многое зависит. Раньше у нас были российские, а теперь мы закупили европейские. Возможности у техники совсем другие! Если мы в жилой комплекс заезжаем на старых авто, люди жалуются, что шумно очень: они же хотят отдохнуть.  А этих практически не слышно!
  • Долгое время люди думали, что обращение с отходами — это на уровне грязи. Да, работа очень сложная — постоянно за рулем, в резиновых сапогах и спецовках, шланги крутишь, насосы, эти запахи (кстати, в кабине ароматов совсем не чувствуется), но — финансово интересная. Уровень зарплат сейчас другой — у нас, в компании, ассенизаторы в сезон по 100 тыс. получают. Конкурс такой, что мы только по знакомствам берем.
  • Самое сложное в нашей работе — это как в соцзащите, работа с населением. Если мы сотрудничаем с предприятием, тут все просто: как военное положение, все четко и по времени. С населением же работать — это постоянно слушать их проблемы: то пенсию маленькую дали, то зарплату задержали и человек злой. Все обиды наши водители выслушивают, пока насос работает. Хозяева, бывает, стоят рядом. 
  • У нас в компании отношение к сотрудникам только такое — по имени и отчеству. Есть свой кол-центр, логисты, ведем базу постоянных клиентов, записываем все звонки. Даже видеозапись работы ведется! И если мы поймем, что мы не соответствовали тому, что нам заплатили, мы готовы отказаться от денег. Репутация важнее!
  • Водители не могут делать «левак» в нашей компании. У нас система контроля такая, что все фиксируется на видео. Представляете, до чего техника дошла! Человек, например, бизнесом занимается, у него нет времени на обслуживание дома, это потерять час из жизни, чтобы встретить машину и все проконтролировать. У нас вы просто делаете заявку, машина приезжает, делается видеоотчет, человек все проверяет и после этого производит оплату. За элитных клиентов мы не берем по двойному тарифу — если он в чем-то преуспел, это не говорит о том, что его нужно ободрать. В общем, со всем уважением стараемся подойти ко всем, потому что, еще раз скажу, конкуренция очень высокая.