«Просто берем камеру и снимаем», — так объяснял на этой неделе феномен успеха якутского кино директор «Сахафильм» Дмитрий Шадрин. Дело было в Казани на круглом столе в кинотеатре «Мир» с участием представителей Татарстана, Башкортостана и Якутии «Просто берем камеру и снимаем», — так объяснял на этой неделе феномен успеха якутского кино директор «Сахафильм» Дмитрий Шадрин. Дело было в Казани на круглом столе в кинотеатре «Мир» с участием представителей Татарстана, Башкортостана и Якутии Фото предоставлено пресс-службой «Татаркино»

«Просто берем камеру и снимаем»

«Просто берем камеру и снимаем», — так объяснял на этой неделе феномен успеха якутского кино директор «Сахафильм» Дмитрий Шадрин. Дело было в Казани на круглом столе в кинотеатре «Мир» с участием представителей Татарстана, Башкортостана и Якутии. Напомним, что уходящая неделя в столице РТ прошла под знаком Дней культуры Якутии в Татарстане. И, пожалуй, именно кино, созданное на территории самого большого по площади субъекта Российской Федерации, вызвало и у публики, и у профессионалов особый интерес. Модератор круглого стола, глава «Татаркино» Миляуша Айтуганова похвалилась перед гостями с северо-востока страны тем, что билеты на все показы якутских фильмов в «Мире» уже проданы.

А посмотреть было на что. Например, в Казань привезли фильм «Царь-птица» — обладатель «Золотого Георгия», Гран-при московского международного кинофестиваля 2018 года. Картину представлял сам режиссер Эдуард Новиков, который с ней получил призы и в Торонто, и в Монреале.

В Казань привезли фильм «Царь-птица» — обладатель «Золотого Георгия», Гран-при московского международного кинофестиваля 2018 года. Картину представлял сам режиссер Эдуард Новиков (на фото), который с ней получил призы и в Торонто, и в МонреалеФото: Сергей Елагин

И в целом якутское кино перестает быть экзотикой для отечественного проката. Только за последние месяцы в наших кинотеатрах, включая Казань, имелась возможность посмотреть драму «Пугало» Дмитрия Давыдова (победителя «Кинотавра» 2020 года) или триллер «Иччи» Костаса Марсана. А еще недавно якутскому феномену был посвящен целый номер журнала «Искусство кино», который возглавляет Антон Долин. Кроме того, в сети ждут и фильм Ксении Собчак о данном явлении, который известная медиаперсона анонсировала еще в начале весны.

В общем, кино — это та редкая сфера, когда Татарстан смотрит на другой национальный регион страны, казалось бы менее экономически развитый и благополучный, снизу вверх. И подобное при том, что у нашей республики достаточно кинематографических амбиций. Но здесь скорее можно говорить о проблемах, чем о достижениях, о которых, в частности, писал недавно в «БИЗНЕС Online» продюсер и режиссер Алексей Барыкин.

«Создается госмонополия на киноискусство?»: пять фактов деградации отрасли в Татарстане

«Нам до конца непонятен успех якутского кино», — бросил на круглом столе в «Мире» кто-то из его татарстанских участников. Мы же решили хотя бы приблизиться к этому пониманию, поговорив в том числе с заинтересованными лицами. Итак, что же есть такого в Якутии в части развития кино, чего нет в Татарстане, и может ли опыт северной республики быть использован на Средней Волге.

1. Якуты хотят смотреть на свое кино на родном языке

По признанию самих якутских кинематографистов, их кино на малой родине смотрят только представители титульной нации, русскоязычным жителям Республики Саха это не так интересно. Однако у без малого полумиллионного собственно якутского населения подобное кино чрезвычайно востребовано.

«Самая главная фишка, почему они смогли вырасти, — у них был свой, родной зритель, это очень сильно энергетически поддерживает, — считает казанский режиссер Ильшат Рахимбай. — В Якутии смотрят свои фильмы, что связано в первую очередь с тем, что у них в принципе не имелось другого выбора, кинотеатров было мало, и там показывали якутское кино. Они смотрели его и полюбили, им нравится кино на родном языке, на близкие им темы, с приколами, которых другие не понимают. Якуты независимы, у них мозг не зашорен какими-то течениями, они просто взяли камеры и начали делать то, что им нравится».

Интересно, что и РТ не чужда своего кино. На показах татарстанских фильмов в рамках казанского фестиваля мусульманского кино залы часто полны. Ну а самая примечательная история здесь произошла еще в 2015 году, когда зрительские толпы едва не снесли кинотеатр «Мир», придя посмотреть премьеру короткометражки Рустама Рашитова «Айсылу». К сожалению, та история так и осталась эпизодом, который ни во что не вылился.

Ильшат Рахимбай: «Самая главная фишка почему они смогли вырасти — у них был свой, родной зритель, это очень сильно энергетически поддерживает. Им нравится смотреть свое кино на своем языке, на свои темы, со своими приколами, которые другие не понимают Ильшат Рахимбай: «Самая главная фишка, почему они смогли вырасти — у них был свой, родной зритель, это очень сильно энергетически поддерживает. Им нравится смотреть кино на родном языке, на близкие им темы, с приколами, которых другие не понимают Фото: «БИЗНЕС Online»

2. В далекую республику не зашли федеральные сети кинотеатров

Одно из преимуществ якутского кинематографа — в республику так и не пришли федеральные сети кинотеатров, диктующие свою волю относительно репертуара. На это как раз жалуются татарстанские режиссеры и продюсеры — договариваться с москвичами практически невозможно. А если они и согласятся на один-два показа в день игровой картины, сделанной в Казани, то сеансы поставят либо рано утром, либо поздно вечером. Государственный же кинотеатр в столице РТ только один — это «Мир».

А вот как описывает свой первый опыт общения с руководством кинотеатра нынешний глава «Сахафильм» Шадрин, который некогда возглавлял собственную компанию «Детсат». Тогда профессиональный артист, выпускник Щепкинского училища и актер местного драмтеатра, вместе с коллегами начал снимать на любительскую камеру юмористическое шоу, попавшее на местное TV. После этого на его основе был снят фильм. «Нас не брали, мы просили в одном кинотеатре: „Дайте нам шанс“, — вспоминает Шадрин. — Говорю, хорошо, давайте заключим договор. Вы нам выделяете пять сеансов, при 30 процентах загрузки зала сеанс можно убирать. Тогда завтра уже показов может и не остаться. Вам хорошо, и нам. Заключили пари. 2 мая 2006 года стартовали и закончили ровно в мой день рождения — 2 июня. Это был первый миллион рублей». Конечно, представить такое общение с руководством «Каро» или «Киномакса» невозможно. Якутские кинематографисты говорят, что практически любое снятое в республике кино имеет шанс попасть на экран, а там уже будет решать зритель, вкусы и запросы которого также растут.

Сегодня в Республике Саха порядка 40 кинотеатров, 50 кинозалов. Интересно, что в целом по РТ, говорит глава «Татаркино», чуть больше 100 государственных кинозалов, пусть абсолютное большинство и находится за пределами Казани и в сельской местности. Так что, в принципе, есть где показывать татарское кино.

Ильдар Ягафаров: «Там есть киностудия, это системный подход к производству, у них есть, а у нас киностудии нет» Ильдар Ягафаров: «Там есть киностудия, это системный подход к производству, у них есть, а у нас нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

3. Наличие своей государственной киностудии

По словам Шадрина, примерно 90% якутских фильмов, а в лучшие времена это 18 (!) полнометражных игровых картин в год, так или иначе снимаются при финансовой поддержке «Сахафильм». Наличие своей государственной студии дает возможность пользоваться оборудованием, павильонами… Такие же преимущества есть и у кинематографистов РБ, у которых есть киностудия «Башкортостан», на счету которой, например, фильм «Отряд Таганок». «Там есть киностудия, это системный подход к производству, у них есть, а у нас нет», — говорит руководитель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров. — В Якутии на киностудии имеется даже штатное расписание для режиссеров — когда они не снимают, все равно получают зарплату, они же работают, пишут сценарии, ищут локации. У нас надо прийти с готовым сценарием, и тогда, может быть, тебя начнут снимать, если одобрит минфин, минкульт, кабмин, президент. Вот тогда, возможно, к тебе придут деньги. По этой схеме мы живем».

«Нужно понимать, что глава республики в Якутии поддерживает кинематограф, тут и министр культуры был, очень открытый человек, с нами пообщался, прекрасно знает, сколько это все стоит, там не смотрят на режиссеров, вообще на кинопроекты, как на сволочей что ли. Они прекрасно понимают, что это за профессия» «Нужно понимать, что глава республики в Якутии поддерживает кинематограф, тут и министр культуры был, очень открытый человек, с нами пообщался. Прекрасно знает, сколько подобное стоит, там не смотрят на режиссеров, вообще на кинопроекты, как на сволочей, что ли. Они прекрасно понимают, что это за профессия» Фото: © Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

4. Республиканские власти не жалеют денег на кино

В этом году якутское кино должно получить 80 млн рублей субсидий из республиканского бюджета, из них 20 млн непосредственно на производство фильмов. Вместе с тем, учитывая разницу в численности населения между регионами, 80 млн в Якутии равны 350 млн в Татарстане. Между тем на этой неделе на сайте министерства культуры РТ появилась информация о приеме заявок на предоставление субсидий НКО РТ для реализации проектов в сфере кинематографии в 2021 году. К примеру, там можно получить 2 млн на полнометражный игровой фильм, «направленный на пропаганду семейных и общечеловеческих ценностей».

Но в целом траты двух республик на кино несопоставимы. Кстати, сами якуты немного посмеиваются над официальными цифрами бюджетов их успешных картин. Например, «Царь-птица», согласно этим данным, стоил 3 млн рублей, а «Пугало» — и вовсе 1,5 миллиона. На самом деле цифры больше.

«Нужно понимать, что глава республики в Якутии поддерживает кинематограф, тут и министр культуры был, очень открытый человек, с нами пообщался. Прекрасно знает, сколько подобное стоит, там не смотрят на режиссеров, вообще на кинопроекты, как на сволочей, что ли. Они прекрасно понимают, что это за профессия. Но нам в Татарстане нужен свой фонд кино», — в сердцах говорит Ягафаров. Одновременно собеседники газеты в татарстанском минкульте также сетуют на безденежье. Они рассказывают, что сюда приходят ребята с интересными идеями и сценариями, есть даже художественный совет, который оценивает проекты. Дальше отправляется письмо руководству республики о выделении средств, и на этом все заканчивается.

На вопрос о том, что татарстанскому кино нужно выделять деньги, часто можно услышать такой ответ: «А кому их давать, кто из местных режиссеров способен снять качественный игровой фильм?» На вопрос о том, что татарстанскому кино нужно выделять деньги, часто можно услышать такой ответ: «А кому их давать, кто из местных режиссеров способен снять качественный игровой фильм?» Фото: «БИЗНЕС Online»

5. Якуты растят кадры в Москве и Санкт-Петербурге

На вопрос о том, что татарстанскому кино нужно выделять деньги, часто можно услышать такой ответ: «А кому их давать, кто из местных режиссеров способен снять качественный игровой фильм?» В Якутии эту проблему начали решать еще в 1990-е, до всякого кинобума в республике, отправляя учиться нацкадры в Москву и Санкт-Петербург. Напомним, что в Татарстане к этому опыту сегодня относятся настороженно, поскольку опасаются, что обучившиеся за счет местного бюджета специалисты попросту не вернутся обратно. В Республике Саха, видимо, такой проблемы нет. «Да кому мы там в столицах нужны», — говорит режиссер «Царь-птицы» Новиков, который сам получал образование в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения.

На встрече в «Мире» вспоминали и «Зулейху», и «Девятаева», и «Мастер» — сериал о гоночной команде «КАМАЗ-мастер». Относительно каждого из этих проектов остались вопросы о том,  насколько эффективно республика тратит средства, и стали ли они имиджевым успехом для Татарстана На встрече в «Мире» вспоминали и «Зулейху», и «Девятаева», и «Мастер» — сериал о гоночной команде «КАМАЗ-мастер». Относительно каждого из этих проектов остались вопросы о том, насколько эффективно республика тратит средства и стали ли данные картины имиджевым успехом для Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

6. Отсутствие негативного опыта участия в федеральных проектах

На круглом столе в «Мире» прозвучал и тезис о том, что высшее руководство республики, включая Рустама Минниханова, буквально раздражается, когда слышит в очередной раз просьбы раскошелиться на кино. Вероятно, тому виной и довольно частые федеральные проекты, в которых участвует Татарстан, чаще всего не слишком удачные. От «Теплых ветров древних булгар» до «Сокровища О.К.», главным достижением которого стал разгромный обзор от BadComedian. На встрече в «Мире» вспоминали и «Зулейху», и «Девятаева», и «Мастер» — сериал о гоночной команде «КАМАЗ-мастер». Относительно каждого из этих проектов остались вопросы о том, насколько эффективно республика тратит средства и стали ли данные картины имиджевым успехом для Татарстана. У Якутии, понятно, таких проблем нет.

«У якутского кино есть один феномен — они очень яркие внешне. Они от нас очень сильно отличаются, и многие фильмы базируются на таком фольклорном восприятии» «У якутского кино есть один феномен — они очень яркие внешне, от нас довольно сильно отличаются, и многие фильмы базируются на таком фольклорном восприятии» Фото: © Андрей Голованов, РИА «Новости»

7. Продвижение своей особой экзотической культуры

«Нам не верили, что мы русские. Тогда говорили, что мы из Сибири», — рассказывает режиссер Новиков о своем опыте общения с зарубежными журналистами и зрителями по поводу своей «Царь-птицы». Конечно, свои особые якутскую культуру и религию кинематографисты самым активным образом эксплуатируют в создаваемых картинах. Практически всегда они основаны на каких-то верованиях, преданиях, притчах с шаманами и прочими атрибутами этой культуры. «У якутского кино есть один феномен — они очень яркие внешне, от нас довольно сильно отличаются, и многие фильмы базируются на таком фольклорном восприятии, — считает Ягафаров. — Поэтому их Москва поддерживает, для них это вроде костюмированного шоу, что ли. А татары… Иногда даже не отличишь, русский или татарин, мы немножко одной крови. Нам надо делать картины сюжетные, современные. Если снимем по татарскому эпосу картину — это будет немножко старомодно, может быть, даже смешно. В нашей культуре это уходит, а они за счет подобного процветают».

Следующий шаг, по словам главы «Сахафильм» Шадрина, — это попадание в мировые онлайн-кинотеатры. «Только Netflix, — так формулирует он задачуФото: Сергей Елагин

8. Поступательное развитие кино в Якутии

Системный подход к развитию кинематографа в Республике Саха проявляется и в том, что регион шаг за шагом берет новые высоты. Поначалу это было просто зрительское кино, часто не самого высокого качества, но имевшее кассовый успех. Кстати, рекордсменом якутского проката является комедийный боевик «Агент Мамбо» про «копа под прикрытием», где нет особых следов авторского высказывания. Но теперь якутское кино уже всерьез о себе заявило и на фестивальном уровне. Следующий шаг, по словам главы «Сахафильм» Шадрина, — попадание в мировые онлайн-кинотеатры. «Только Netflix, — так формулирует он задачу. И это в тот момент, когда в РТ только задумались и собираются выделять средства на создание подобного ресурса с татарстанским кино. В Якутии такой портал — «Сахамуви» — существует уже давно.