Татарстанское УФАС, возглавляемое Айратом Шафигуллиным, нашла признаки массового нарушения антимонопольного законодательства в работе исполнительного комитета Набережных Челнов Татарстанский УФАС, возглавляемый Айратом Шафигуллиным, нашел признаки массового нарушения антимонопольного законодательства в работе исполнительного комитета Набережных Челнов Фото: «БИЗНЕС Online»

УФАС: исполком Набережных Челнов бездействует

Татарстанский УФАС, возглавляемый Айратом Шафигуллиным, нашел признаки массового нарушения антимонопольного законодательства в работе исполнительного комитета Набережных Челнов. У инспекции появились вопросы по соблюдению сразу нескольких статей федерального закона о защите конкуренции и закона о контрактной системе в сфере госзакупок. В их числе и признаки нарушений при организации похоронного дела и аренды земельных участков.

Плановая выездная и документарная проверка проводилась весной, проверялась работа чиновников сразу за три последних года. В конце мая начальник отдела контроля органов власти УФАС РТ Валерий Казаков на публичных обсуждениях работы ведомства уже раскрыл некоторые результаты. «Участок был предоставлен в аренду, где-то срок аренды составлял один месяц, где-то — три. При этом наш анализ показал, что другим участникам земля предоставлялась в аренду на срок от 11 месяцев до 49 лет. По данному факту возбудили дело, было вынесено решение, чтобы муниципалитет принял меры по устранению нарушений», — рассказал Казаков.

Акт плановой проверки, который исследовал «БИЗНЕС Online», содержит в себе 69 страниц с подробным описанием нарушений — всего по 25 пунктам. Одно из первых связано с размещением торговых объектов на муниципальной земле. Оказалось, что в Челнах 30 киосков размещено без проведения торгов и разрешительной документации исполкома. Из них 6 на набережной Тукая (Papa Doni, «Сербия», «Блины-чебуреки», «Быстрогонов», «Меховая лавка» и «Сухофрукты-орехи»). Кроме того, четыре киоска мороженого «Славица» и один — «Челны-холод», 7 киосков с выпечкой и шаурмой, а также магазины автозапчастей, продажи цветов, памятников и оград. Всего в городе 210 НТО и 58 сезонных нестационарных объектов. В решении УФАС сказано, что к нарушению закона о защите конкуренции могло привести бездействие исполкома в части отсутствия контроля за размещением торговых объектов. Хотя еще в феврале мы писали о том, что местные власти ужесточили требования к нестационарным объектам. 

Оказалось, что в Челнах 30 киосков размещены без проведения торгов и разрешительной документации исполкома Оказалось, что в Челнах 30 киосков размещено без проведения торгов и разрешительной документации исполкома Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, в бездействии УФАС подозревает исполком Челнов и в части выдачи разрешений на размещение рекламных баннеров. Как выяснили в антимонопольном органе, всего обозначено 887 точек для рекламных баннеров. На установку и эксплуатацию было выдано 424 разрешения. Но инспекция нашла в городе 17 рекламных конструкций, установленных без разрешения, а еще 19, по мнению проверяющих, расположены не там, где должны быть по схеме. 10 нарушений касается баннеров, которые размещены на трассе федерального значения М7.

В части бездействия исполкому предъявили и по возврату земельных участков, предоставленных в аренду «Татэлектромонтажу» и ООО «ТАЛ». Согласно документам они пользовались землей после истечения срока аренды, ежемесячно за нее продолжали платить муниципалитету. Отметим, что такое решение инспекция, судя по акту, приняла из-за отсутствия актов возврата земельных участков. Фактически это может значить, что если исполком представит данные документы, то претензии будут сняты. 

В бездействии УФАС подозревает исполком Челнов и при выдачи разрешений на рекламные баннеры. Как выяснили в антимонопольном органе, всего обозначено 887 точек для рекламных баннеров В бездействии УФАС подозревает исполком Челнов и в части выдачи разрешений на размещение рекламных баннеров. Как выяснили в антимонопольном органе, всего обозначено 887 точек для рекламных баннеров Фото: «БИЗНЕС Online»

Закрытый конкурс, затягивание сроков и незаконное изменение вида земельного участка

В базе решений УФАС РТ есть достаточно материалов и по результатам проведения торгов. Например, стало известно, что в мае 2013 года застройщик ООО «Ликарт» через аукцион выиграл торги на аренду земельного участка в Челнах в 59-м комплексе — с торцов домов №59/08б и 59/08в. Стоимость арендной платы в год — 833 тыс. рублей. Вид разрешенного использования участка — строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома. Но в апреле 2019 года на основании заявления «Ликарта» исполком, по данным УФАС, издал постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «4.1 — деловое управление, 3.3 — бытовое обслуживание». 

Органы антимонопольной службы уверены, что исполком «фактически изменил условия договора аренды, заключенного на торгах, ограничил доступ к муниципальному имуществу лиц, желающих приобрести земельный участок для использования под деловое управление и бытовое обслуживание, предоставил ООО „Ликарт“ преимущественный доступ к муниципальному земельному участку для использования под деловое управление и бытовое обслуживание».

Без проведения торгов, уверены в УФАС, исполком Челнов заключил дополнительные соглашения о внесении изменений к договору аренды части помещений в ДЮСШ «Дельфин» в поселке ГЭС. При том что арендодатель — министерство земельных и имущественных отношений РТ — сдал «Дельфину» помещения еще в 2005 году. В 2007-м арендодателем вместо минземимущества стало управление ЗИО исполкома Челнов. После этого договор аренды продлевался неоднократно. 

Недовольны и проведением закрытых конкурсов на право заключения договоров аренды в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения ООО «Челныводоканал». «Действующее законодательство не предусматривает случаев проведения закрытых конкурсов на право заключения договора аренды объектов холодного водоснабжения и водоотведения», — сообщается в акте проверки. Не устроила УФАС и передача объектов муниципального имущества по договорам аренды, заключенным с ООО «Камский бекон» и ОАО «Набережночелнинский элеватор». 

Проверкой были выявлены нарушения по 27 госконтрактам на предмет оказания услуг для нужд исполкома. Среди них есть данные о сорванных сроках оплаты заказчиком, нарушения сроков размещения данных в единой информационной системе в сфере закупок — контракт исполнен, деньги выплачены, а сведения добавили, например, только через месяц. Кроме того, были не исполнены требования в части установления срока действия банковской гарантии (не от срока исполнения обязательств, а от срока действия контракта) — это, отмечают в УФАС, приводит к «существенному увеличению стоимости такой банковской гарантии для поставщика». Добавлял заказчик и устаревшую документацию в систему — так случилось с контрактом на оказание услуг по уборке административного здания для нужд муниципальных казенных учреждений за 2,5 млн рублей. 

«Именно по Челнам поступают многочисленные жалобы, что на кладбищах действуют определенные группы лиц, которые не дают иным субъектам оказывать услуги по организации похорон, при этом заставляют граждан подписывать договора только со своими „приближенными“ индивидуальными предпринимателями» «Именно по Челнам поступают многочисленные жалобы, что на кладбищах действуют определенные группы лиц, которые не дают иным субъектам оказывать услуги по организации похорон, при этом заставляют граждан подписывать договоры только со своими „приближенными“ индивидуальными предпринимателями» Фото: «БИЗНЕС Online»

Монополия рынка ритуальных услуг в Челнах: по требованию УФАС возбуждено дело

Зацепился УФАС и за рынок ритуальных услуг. Инспекция установила признаки нарушения закона о защите конкуренции. Исполком, считает антимонопольный орган, предоставил единственной специализированной службе по вопросам похоронного дела в Челнах — МУП «Горкоммунхоз» — необоснованное преимущество по благоустройству и содержанию кладбищ, обслуживанию мест захоронения и принятию надгробий, оград на сохранность.

Определили, что, например, стоимость проведения похорон, в том числе копки могилы, у МУПа составляет 12 тыс. рублей, тогда как другие представители рынка готовы выполнить эту работу в 3−4 раза дешевле.

«Именно по Челнам поступают многочисленные жалобы, что на кладбищах действуют определенные группы лиц, которые не дают иным субъектам оказывать услуги по организации похорон, при этом заставляют граждан подписывать договоры только со своими „приближенными“ индивидуальными предпринимателями. По данному факту уже рассматриваются материалы, если признаки нарушений подтвердятся, будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства», — предупреждал замруководителя татарстанского УФАС Алмаз Яфизов.

В действительности уже после этого стало известно, что целых три ритуальные компании заподозрили в монопольном соглашении, которое препятствует доступу других участников на рынок ритуальных услуг. В итоге по требованию республиканского УФАС возбуждено первое антимонопольное дело в отношении МУП «Горкоммунхоз», ООО «Мемориал-НЧ» и ООО «Ритуал-НЧ». 

Ответ от администрации города на запрос нашего издания на момент публикации не поступил.

«У исполкома Набережных Челнов есть 15 дней для направления в татарстанский УФАС России возражений на акт, составленный по итогам проведенной проверки. Этот срок отсчитывается с момента получения акта. Документ исполком получил несколько дней назад. У него есть право дать свои возражения или представить документы, свидетельствующие в его пользу, — объяснили корреспонденту „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе татарстанского УФАСа. — После рассмотрения возражений антимонопольный орган может принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Говорить об общей сумме штрафа за те признаки нарушений, что указаны в акте, преждевременно. Что-то будет рассматриваться в рамках конкретных дел, по каким-то нарушениям могут быть выданы предупреждения о необходимости их устранения. Вопрос о наложении штрафных санкций станет решаться отдельно по каждому выявленному факту. Если последуют предупреждения, то в случае их неисполнения в указанный антимонопольным органом срок последует возбуждение дела, а впоследствии и привлечение к административной ответственности».