В Казани стартует фестиваль «Театр горожан» В Казани стартует фестиваль «Театр горожан»

Сеанс психотерапии для народа

Пресс-конференции, предваряющие открытие каких-то продолжительных мероприятий, редко представляет из себя занимательное зрелище. Президиум, члены оргкомитета, ключевые творческие фигуры и бесконечные благодарности, чередующиеся с беглым просмотром программы. Фестиваль «Театр горожан», как новичок в этом деле, решил зарекомендовать себя с необычной стороны. Рассадил журналистов по периметру MOÑ, поставил в центр зала две стойки с микрофонами и велел выполнять команды модераторов.

Кто родился в Казани, выйдите вперед. Кто раньше был на этой театральной площадке, поднимите руку. Кто смотрел спектакль «Чын татар», помашите смартфоном. Да, немного напоминает начало самого спектакля о национальной идентичности татар. Однако по «вегатарианским» вопросам возникает ощущение, что «артисты с улицы» смелее местных журналистов в своей искренности… 

«Мы собрались, чтобы открыть фестиваль „Театр горожан“. Это профессиональный театр, участниками которого являются непрофессиональные актеры. В этот раз ими будут жители Казани и Иннополиса, а иногда — просто зрители. Таким образом мы подводим итог нашей годовой деятельности. Мы учились, выпускали лаборатории и сейчас готовы показать это вам», — сказала соучредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова.

Кто родился в Казани, выйдете вперед. Кто раньше был на этой театральной площадке, поднимите руку. Кто смотреть спектакль «Чын татар», помашите смартфоном Кто родился в Казани, выйдите вперед. Кто раньше был на этой театральной площадке, поднимите руку. Кто смотрел спектакль «Чын татар», помашите смартфоном

По структуре фестиваль состоит из трех блоков. Это традиционная для «Живого города» театральная лаборатория «Город АРТ-подготовка», результатом которой станут показы эскизов четырех спектаклей: «Маршрут построен» с водителями Казани, «24/7» с учителями, «Клуб без обязательств», в котором женщины старше 40 поделятся историями о себе и семье, и «Ностальгия по будущему» глазами жителей Иннополиса. Каждый из эскизов должен отразить одну из граней города, его проблемы, слабые и сильные места. И, возможно, выйти за пределы театрального действия.

«Сначала мы объявили open-сall. Нам поступило порядка 50 заявок, из которых мы отмели 20. Это были люди, которые прямо говорили, что рвутся на сцену. А оставшихся разделили на две группы. Получился такой сеанс психотерапии, — рассказывает драматург, лауреат „Золотой маски“ и куратор эскиза „24/7“ Дина Сафина. — В один из дней к нам пришла учительница татарского языка. Она рассказывала про образовательную реформу, когда отменили обязательное преподавание языка в школе, и про то, что, по сути, стала „нелегалом“. В школах проводились чуть ли не полицейские облавы, а учителя и ученики, желающие учить родной язык, были вынуждены прятать учебники».

Но язык — это часть проблемы. Может ли у учителя быть личная жизнь, страничка в соцсетях, право выставлять фото в купальнике? А что делать с поколением тик-токеров и зумеров? Как заставить учиться?

Дина Сафина: «У нас был преподаватель, который не смог, к сожалению, с нами остаться. Он потерял семью из-за школы, потому что его рабочий день начинается в 6:40, а заканчивается в 9 вечера» Дина Сафина: «У нас был преподаватель, который не смог, к сожалению, с нами остаться. Он потерял семью из-за школы, потому что его рабочий день начинается в 6:40, а заканчивается в 9 часов вечера»

«У нас был преподаватель, который не смог, к сожалению, с нами остаться. Он потерял семью из-за школы, потому что его рабочий день начинается в 6:40, а заканчивается в 9 часов вечера. И жена в какой-то момент устала это терпеть. Мы ведь не знаем таких историй, не слышим людей. Они будто стали безликой частью системы. Но это неправильно», — уверена Сафина.

Второй блок фестиваля «Театр горожан» состоит непосредственно из готовых и обкатанных зрителями спектаклей. Это «Чын татар» Ксении Шачневой и Сафиной, перформанс «Умаление мира» Марины Давыдовой (дебют известного театрального критика в режиссерском амплуа в России), спектакль-игра «Децентрализация» и «Плюс-минус спектакль», инклюзивный проект, победитель фестиваля «Особый взгляд. Регионы».

Завершает насыщенную программу череда перформативных исследований знаменитой поэмы «Кыйссаи Йосыф» средневекового татарского поэта Кул Гали. Это 7 разножанровых проектов, которые курировали Туфан Имамутдинов, Марсель Нуриев и Нурбек Батулла.

А для удобства самих горожан организаторы запустили еще и сетевого проводника по фестивалю. Он же телеграм-бот, который и места зарезервирует, и о новых мероприятиях предупредит, и подскажет, где в городе время скоротать.

Возможно, в каком-то смысле «Театр горожан» может работать как групповой сеанс психотерапии или показывать результат частных размышлений Возможно, в каком-то смысле «Театр горожан» может работать как групповой сеанс психотерапии или показывать результат частных размышлений

Театр горожан — это искусство?

С одной стороны, никаких вопросов к фестивалю нет. Да и рано пока устраивать разбор полетов и корпеть над работой над ошибками. Но у самих горожан, которые не так легко соглашаются на театральные эксперименты и просто настороженно смотрят за происходящим, остаются вопросы.

В крупных мегаполисах чуть ли не каждый месяц рождается новая форма, новый фестиваль, новый жанр, новое искусство. Редко кто полезет разбираться в смыслах. Зачем? Чем город меньше, тем сложнее допустить само существование чего-то отличного от классики. Вот есть проверенный, хоть и спорный, Качаловский театр. Есть два ТЮЗа, театр им. Камала, драмы и комедии им. Тинчурина. В них появляются творческие эксперименты, даже если они и идут добавкой к основному репертуарному «блюду».

А здесь на протяжении уже нескольких лет усилиями фонда «Живой город» на различных площадках живет разного рода свидетельский и документальный театр, одним из выражений которого и стал «Театр горожан». В нем нет профессиональных актеров, привычной атрибутики и средств выражения. Так театр ли это? Искусство ли это или, например, некий аналог графоманства, выдаваемый за творческие поиски? 

«В классическом смысле это, конечно, не театр. Если брать в пример перформанс. Мы привыкли, что театр — это сцена, режиссер, целый завод в каком-то смысле», — говорит хореограф и один из кураторов фестиваля Нуриев.

«Я не думаю, что мы должны об этом думать. Не так важно, интересны ли мы. Гораздо важнее, чтобы было интересно нам в этом разбираться и каждому отдельно взятому горожанину рассказывать свои истории, — дополняет режиссер и куратор MOÑ в нынешнем театральном сезоне Имамутдинов. — В большей степени мы делаем это не для зрителей, а для тех людей, кто в этом участвует. Говорят же, если жизнь хотя бы одного зрителя изменится после спектакля, то он прошел удачно. Так вот же этот зритель — сам участник. Получается такая перевернутая религия, когда ты можешь исповедаться в подобном формате».

Туфан Имамутдинов: «Когда человек выходит на сцену и произносит первое же слово, становится понятно — врет он или нет» Туфан Имамутдинов: «Когда человек выходит на сцену и произносит первое же слово, становится понятно — врет он или нет»

В некотором смысле заявления Имамутдинова выглядят как саморазоблачение — «не так важно, интересны ли мы», «мы делаем это не для зрителей» и т. д. Возможно, в каком-то смысле «Театр горожан» может работать как групповой сеанс психотерапии или показывать результат частных размышлений. Но вопросы к его творцам и продюсерам остаются в воздухе… 

«Конечно, к нам приходят люди, которые не готовы открыться. Сначала им просто интересно. Потом начинаются сомнения: не то скажу, а у меня муж в зале сидеть будет. А как отреагирует? Кажется, что их будут насиловать, чтобы вытащить подноготную. Мы просим от них одного — искренности. Потому что когда человек выходит на сцену и произносит первое же слово, становится понятно — врет он или нет», — продолжает Имамутдинов.

Все кураторы «Театра горожан» профессионально связаны с творчеством: режиссеры, драматурги, художники, хореографы. Они учились на это в специализированных заведениях, перенимали многолетний опыт коллег и сейчас по собственному выбору работают не с профессиональными артистами, а с простыми горожанами. Почему им это интересно и почему такой театр должен быть интересен людям?

«Думаю, это касается не только Казани. Всегда существует какая-то дистанция с человеком, которого мы считаем „вне искусства“, непрофессионалом. Но в каждом человеке заложен потенциал сказать что-то языком творчества. Порой в таких людях гораздо больше творчества, чем у дипломированных артистов, режиссеров, танцоров, — уверяет Нуриев. — Мы стараемся сломать стену между сценой и залом, настроить диалог между зрителем и создателем. Чтобы однажды сам зритель захотел стать создателем».

Если взглянуть на темы, которые озвучивают в спектаклях «Театра горожан», складывается впечатление, что людям просто дали площадку высказаться. Будь то реформа образования, место женщины в современном татарском обществе, отношение к корням и национальной культуре. Люди хотят говорит о том, что у них болит. А MOÑ стал площадкой для таких манифестов.

«А кто их еще услышит? С кем таксист может поделиться наболевшим, когда он весь день ездит от клиента к клиенту? Только с ним. Да, не каждому захочется это слушать, но он попытался», — отмечает Нуриев.

«Не зря же говорят, что театральное пространство — это увеличительная лупа. И если ты сидишь с таксистом и просто слушаешь его рассказ в машине, это не так сильно повлияет на тебя, как если бы он высказывал это со сцены. Ведь стоящий перед зрителями человек всегда получает ореол полубожества. Не зря артистов носят на руках, о них много говорят. И здесь таксист становится таким полубогом. Он получает голос и способность загипнотизировать зрителей своей правдой», — резюмирует куратор MOÑ Имамутдинов.

В какой-то момент, слушая подобные рассуждения, ловишь себя на мысли, что Имамутдинов и Ко не читают и не смотрят современные медиа, где подобные социальные репортажи и откровенные интервью — это норма профессии и все это освоено и тысячи раз показано миру в разных ракурсах. И интервью с таксистом — это давно вотчина разве что для студентов журфака, настолько избитый жанр. Однако оставим право на эксперименты «загипнотизированному» куратору и режиссерам, а вдруг нас ждет что-то необыкновенное и новая правда о мире и о нас? Хотя иногда сомнения одолевают…