Набор «Бахетле» подешевел относительно марта на 1,8%, за год он прибавил 4,7%, а за пять лет — 16,3% до 7171 рубля Набор «Бахетле» подешевел относительно марта на 1,8%, за год он прибавил 4,7%, а за пять лет — 16,3% до 7 171 рубля Фото: «БИЗНЕС Online»

Корзина «Магнит базовый» +29,5%, «Магнит» +13,3%, «Бахетле» +4,7%

Бег ценников наперегонки — так кратко можно охарактеризовать апрель – май 2021 года с точки зрения стоимости продуктов питания. Конечно, драйв не тот, что в фильмах серии «Безумный Макс», но что-то безумное во всей этой вакханалии на фоне падения реальных доходов граждан просматривается. И сегодня мы рассмотрим, с какими же результатами оказались участники продуктовой гонки спустя полгода с момента, как этим озаботился лично Владимир Путин.

Напомним, что наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно приобретаем два набора продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов мы покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй, подороже, — в татарстанской сети «Бахетле». Кроме того, последние пару лет мы стали рассчитывать индекс «Магнит базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо «излишеств». Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, т. к. в простых базовых продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.

Итак, с третьей декады марта по 1 июня наш набор «Магнит базовый» подорожал на 89,2 рубля, или на 10,1%, до 969 рублей. И это на 29,5% выше уровня июня 2020 года и на 17,1% — уровня пятилетней давности (июнь-2016). Приправленная такими допингами, как кофе, сигареты, водка и еще ряд товаров, полная корзина «Магнит» за  квартал без малого подорожала на 15,5%, за год — на 13,3%, за пять лет — на 11% до 2 520 рублей.

И хотя набор «Бахетле» подешевел относительно марта на 1,8%, за год он прибавил 4,7%, а за пять лет — 16,3% до 7 171 рубля. Говоря о текущем снижении стоимости корзины «Бахетле», отметим, что удешевление достигнуто за счет товаров далеко не первой необходимости — таких, как колбаса сырокопченая и красное вино. Что касается насущных продуктов, к которым относятся, например, яйца куриные, картофель или рис, то они не стали перечить общей повышательной тенденции и тоже подорожали, как и в корзине «Магнит».

При этом в июне, как и ранее в марте, прослеживались попытки компенсировать ценовое ралли в базовых продуктах за счет суперскидок на «излишества» — например на шоколад, кофе, вино и т. п.

Жадность бизнеса или некомпетентность регулятора?

В мае высокие правительственные чины в числе главных причин подорожания продуктов называли жадность отдельных производителей и торговых сетей. Т. е. бизнес упрекнули в том, что он следует своей основной цели — получению и максимизации прибыли. И ни слова о промашках в регулировании цен профильных структур. Далеко ходить не надо, достаточно вспомнить ситуацию с сахаром в 2018–2019 годах, когда цены на него держались вблизи многолетних минимумов и представители отрасли сигнализировали о необходимости поддержки. Почему тогда не были стабилизированы цены за счет госзакупок в резерв, ограничения минимальной отпускной цены и т. д. — вопрос открытый. Так или иначе, но обанкротилось несколько сахарных заводов, включая Нурлатский и, судя по всему, ряд фермерских хозяйств, завязанных на сахарную свеклу. Крупные же игроки, у которых запас прочности значительно выше, и здесь нашли свой интерес в том, чтобы проглотить мелкую рыбешку. Теперь же, когда цены находятся на максимальных отметках, по уму государство должно было выставить часть запаса из резерва на рынок и в результате не только сдержать цены, но и заработать на разнице закупочных и розничных цен. Однако сведений о таких, казалось бы, нехитрых и очень эффективных мерах не поступает.

Чиновники сегодня охотно ссылаются на общемировой тренд. Конечно, можно пенять на разгон мировых цен на продукты питания, к примеру, пшеницы за год на 45%. Однако при этом часто опускается ключевой нюанс: Россия вообще-то не импортер, а один из лидеров по производству пшеницы и ее экспорту и то и дело отчитывается о рекордных урожаях. Так, за 2020 год сбор зерна вырос на 9,7% до 132,9 млн т, что стало вторым в истории результатом, больше было лишь в 2017-м. Похожая ситуация и в ряде других товарных групп — скажем, экспорт мяса и субпродуктов в прошлом году вырос на 49%, масличных семян и плодов — на 72%, того же сахара и «кондитерки» — на 44%, жиров и масел животного или растительного происхождения — на 24%, молочки и птичьих яиц — на 15% и т. д. Т. е. чиновники правы, заявляя, что по ряду продуктов Россия вышла на самообеспечение и даже продает излишки, но почему тогда власти не могут отрегулировать схемы продаж и закупок таким образом, чтобы не обделить и производителей, и продавцов? Конечно, внутренние цены все равно будут стремиться к мировым, но процесс этот можно сделать более мягким и растянутым во времени. Кому-то в головы даже приходит шальная мысль о том, что отдельные ведомства и регуляторы вместо приостановки ценового ралли сами тем или иным образом участвуют в творящейся вакханалии и «доведении внутренних цен до экспортной альтернативы».

Начнем с продуктов, которые сильнее всего подорожали в наборе «Магнит базовый». Тут не порадовали нас куриные яйца — самый доступный источник животного белка для россиян Начнем с продуктов, которые сильнее всего подорожали в наборе «Магнит базовый». Тут не порадовали нас куриные яйца — самый доступный источник животного белка для россиян Фото: «БИЗНЕС Online»

Как заварить ценовую кашу

Начнем с продуктов, которые сильнее всего подорожали в наборе «Магнит базовый». Тут не порадовали нас куриные яйца — самый доступный источник животного белка для россиян. Правда, более бюджетный вариант от «Гринко» прибавил за квартал только 1,6%, но за год — 31,5%, а за пятилетку — 57% до 63 рублей за десяток. А вот цены следующих по цене куриных яиц (что «Яратель», что «Село зеленое») скакнули за последние месяцы на 30%, за год — на 88% и за пять лет — на 124% до 90 рублей за десяток! При этом в мае производители забили тревогу, поскольку из-за резко подорожавших кормов производство яиц стало невыгодным. В ответ на это минпромторг РФ 1 июня призвал торговые сети повысить закупочные цены на куриное яйцо (чтобы не допустить сокращения производства и дефицита), видимо, посчитав на этом свою миссию выполненной. Т. е. потребителей, о которых минпромторгу заботиться незачем, ждет очередной скачок цен.

Куда еще податься за белками, хотя бы растительными, и за полезными микроэлементами? Взор устремляется к русской царице круп, гречке. Но ее цена также выросла семимильными шагами, на 16,7% до антирекордных 70 рублей за пачку массой 800 г, что на 6,2% выше прошлогоднего уровня. Напомним, что в апреле – мае 2020-го крупы, как и туалетную бумагу, покупатели просто сметали с полок, опасаясь того же дефицита из-за локдаунов. В результате полки опустели, а ценники поднялись на десятки процентов.

Сосед гречки на бакалейных полках, рис, подорожал с марта на 8,7%, разогнавшись за год на 22% и за пять лет на 54% до антирекорда 50 рублей за 800-граммовую пачку. Уточним, что речь идет о рисе второго сорта, за пачку первого сорта придется выложить минимум 55 рублей. Сможет ли правительство «сварить кашу» с производителями круп и продавцами или мы увидим новый ценовой рывок?

Приготовить гоголь-моголь или просто подсластить кашу также стало дороже. Один из объектов критики Путина, сахар, прибавил к цене с марта по июнь 7%, за год — 44%, хотя к июню-2016 оказался дешевле на 12%. Исторический максимум на уровне 52,1 рубля за кило сахарного песка был зафиксирован нами пять лет назад, и тогда  ценники стали поводом для УФАС начать «сахарное дело». Правда, сейчас у производителей какое-никакое оправдание есть: урожай сахарной свеклы в 2020 году сократился сразу на 40,5% до 32,4 млн тонн.

И еще один продукт из «президентского» списка. Самое доступное подсолнечное масло подорожало за почти квартал на 9,1%, за год — на 62% и за пятилетку — на 25% до 84 рублей за бутылку 0,9 литра. При этом до абсолютного антирекорда 2015 года не хватило 60 копеек, но возможность побить его еще остается. Уточним, что сбор семян подсолнечника сократился на 13,7% до 13,3 млн т в 2020-м.

Пару слов о подсолнечном масле «Золотая семечка». В марте текущего года мы приобрели литровую бутылку за 109,9 рубля, но позже на полках «Магнита» появилось масло в бутылках 0,5 л по 53 рубля, что дает 106 рублей за литр — за квартал снижение на 3,5%, за год рост на 6,1%. Если учесть что, как правило, меньшая тара повышает себестоимость, производителю действительно пришлось ужаться.

Понятно, что рост цен на базовые продукты — сахар, куриные яйца, растительное масло и т. п. — запускает цепную реакцию роста цен на продукцию следующих переделов, к примеру выпечки, соусов и т. д. Т. е. ситуация как с ценами на бензин, которые в итоге закладываются в стоимость всех остальных товаров.

Полноценный рацион требует еще и клетчатки. Самый доступный вариант — капуста, хотя она подорожала с марта по июнь на 200% до 50 рублей за кг, что на 128% выше прошлогоднего уровня и на 108% — июня-2016 Полноценный рацион требует еще и клетчатки. Самый доступный вариант — капуста, хотя она подорожала с марта по июнь на 200% до 50 рублей за кг, что на 128% выше прошлогоднего уровня и на 108% — июня-2016 Фото: «БИЗНЕС Online»

Антирекорд майонеза и «овощной бунт»

Собственно, о продуктах следующего передела: раз уж дорожают яйца и подсолнечное масло, шансов подешеветь у майонеза практически нет. Популярный соус подорожал в корзине «Магнит» на 6,3% до антирекордных 120 рублей за упаковку 0,8 л, оказавшись на 67% дороже, чем в июне прошлого года. Впрочем, большой шаг в этом направлении соус сделал уже в сентябре-2020, когда его ценник подскочил за квартал на 53% до 110 рублей за упаковку. Из нюансов отметим, что на сей раз самый выгодный желтый ценник принадлежал соусу местного бренда Mr.Ricco. Однако в «Бахетле» скидок не было, и там аналогичный майонез обошелся в 93 рубля за упаковку 0,4 л — на 32% дороже, чем в марте, и на 55% — чем годом ранее.

Напомним, что ранее сеть «Магнит» предприняла попытку зафиксировать низкие цены на майонез за счет собственной марки «Секрет кулинара». Однако удалось продержаться в течение нескольких кварталов, затем классический майонез жирностью 67% исчез, а вместо него появились облегченные варианты в более нарядной упаковке и по более высоким ценам.

Картофель подорожал в «Магните» за квартал на 37%, за год на 6% до 37 рублей за кило, но остался на 12% дешевле, чем в июне 2016-го Картофель подорожал в «Магните» за квартал на 37%, за год на 6% до 37 рублей за кило, но остался на 12% дешевле, чем в июне 2016-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Полноценный рацион требует еще и клетчатки. Самый доступный вариант — капуста, хотя она подорожала с марта по июнь на 200% до 50 рублей за кг, что на 128% выше прошлогоднего уровня и на 108% — июня-2016. Абсолютный максимум остается за июлем-2017 с его 58,4 рублей за кг, что было обусловлено холодной весной и поздним созреванием многих сельхозкультур. К слову, уже в сентябре-2017 мы зафиксировали и минимальный ценник — 9,9 рубля за кило. Так что цена капусты, пожалуй, больше других овощей зависит от сезона, и опытные хозяйки знают, когда надо начинать ее квасить и мариновать.

Далее о сезонном росте цены овощей. Картофель подорожал в «Магните» за квартал на 37%, за год на 6% до 37 рублей за кило, но остался на 12% дешевле, чем в июне 2016-го. А вот в «Бахетле» второй хлеб подорожал на 28%, 67% и 9% — за квартал, год и пять лет соответственно.

Несмотря на «овощной бунт», цена на салат с крабовым мясом в «Бахетле» снизилась за квартал и год на 6,8% до 369 рублей за кг, что на 8,2% ниже уровня июня-2016.

Еще из приятного в «Бахетле», где оборону на молочных полках держит местный холдинг «Агросила». Его молоко 3,2% жирности ценой 59,9 рубля за кг (0,97 л) вне конкуренции и всего на 7,5% дороже прошлогоднего. А сливочное масло жирностью 72,5% нам удалось купить по 79,9 рубля за пачку 180 г — на 6% дешевле, чем в марте, и без изменений к июню-2020.

Как мы неоднократно отмечали, ценник бананов со временем стремится к эталону —  $0,9–1,1 за кило, и неудивительно, что в июне килограмм желтого фрукта в казанском «Магните» оценили в 73 рубля — на 4,3% дороже марта и на 7,5% — чем годом ранее.

Пельмени с бараниной (с недавних пор — с бараниной и говядиной) прибавили к мартовскому ценнику 8%, за год — 26% и за пять лет — 69% до 540 рублей за килограмм Пельмени с бараниной (с недавних пор — с бараниной и говядиной) прибавили к мартовскому ценнику 8%, за год — 26% и за пять лет — 69% до 540 рублей за килограмм Фото: «БИЗНЕС Online»

Что еще подорожало

Из прочих продуктов, подорожавших в корзине «Магнит», отметим сигареты Winston Blue, ценник которых подскочил сразу на 13% до 178 рублей, оказавшись на одну пятую дороже июня-2020 и вдвое дороже июня-2016. Так что курить сегодня не только здоровью вредить, но и своему кошельку. Водка «Усадская хлебная» прибавила 2,9% до ровных 250 рублей за 0,5 л, что на 4,6% дороже, чем годом ранее, и на 26% — чем пять лет назад.

В «Бахетле» местные спагетти с марта подорожали в 2 раза до 66,6 рубля за упаковку весом 0,4 кг — на треть дороже, чем годом ранее. Подобные скачки в этой корзине случаются из-за перебоев в поставках товаров нижней ценовой категории. А вот что нас точно разочаровало, и тут уже техническим фактором не оправдаться, так это цены на соусы. Наш любимый натуральный томатный кетчуп Mr.Ricco подорожал сразу на 15% до антирекордных 99,3 рубля за упаковку 350 г, став на 53% дороже, чем год назад, и на 107% — чем в июне-2016. Пельмени с бараниной (с недавних пор — с бараниной и говядиной) прибавили к мартовскому ценнику 8%, за год — 26% и за пять лет — 69% до 540 рублей за килограмм. К слову, о «чистоте» продукта: в холодильниках с полуфабрикатами появились и пельмени с бараниной без добавления говядины в новой нарядной упаковке с надписью «Халяль» массой 550 г за 310 рублей, т. е. 564 рубля за килограмм.

Несмотря на выросшую стоимость своего основного ингредиента (не считая воды), сахара, Coca-Cola подешевела за квартал на 5%, за год — на 32% и за пять лет — на 14% до 95 рублей за двухлитровую бутылку Несмотря на выросшую стоимость своего основного ингредиента (не считая воды), сахара, Coca-Cola подешевела за квартал на 5%, за год — на 32% и за пять лет — на 14% до 95 рублей за двухлитровую бутылку Фото: «БИЗНЕС Online»

Балансировка допингом

Итак, большинство базовых продуктов ценами не радует, но для покупателей остаются небольшие отдушины в виде акционных ценников на привычный «допинг». Так, черный чай «Принцесса Канди» предлагали по 38 рублей за 100-граммовую пачку, что на 24% дешевле, чем в марте, на 19% — чем годом ранее, и на 3% — чем пять лет назад. Минимум был зафиксирован нами в июне-2015 на отметке 28,9 рубля, а максимум — в сентябре-2018 с его 55,9 рубля за пачку.

Несмотря на выросшую стоимость своего основного ингредиента (не считая воды), сахара, Coca-Cola подешевела за квартал на 5%, за год — на 32% и за пять лет — на 14% до 95 рублей за двухлитровую бутылку.

Молочный шоколад «Россия» пусть и подорожал за квартал на 8,2% до 42,2 рубля за 90-граммовую плитку, всего на 0,2% дороже, чем годом ранее, и на 37% дешевле, чем в июне-2016. Хотя обычно данная марка, несмотря на свой девиз «Россия. Щедрая душа», не слишком щедра на скидки, в отличие от тех же Alpen Gold и Milka.

Кроме того, расширился ассортимент шоколадок с разными наполнителями. Ранее эксперты отрасли отмечали, что сгладить рост цен производители постараются за счет этих самых наполнителей, которые заметно дешевле какао. Другой способ замаскировать реальную инфляцию — это игры с упаковкой (так называемая шринкфляция). У той же «России» темный шоколад предлагается в плитках весом уже 82 г, а новинка с карамелью и соленым арахисом в плитках — 80 граммов.

В корзине «Бахетле» плитка шоколада Alpen Gold осталась при своих 44,9 рубля, что на 10% ниже прошлогоднего уровня и на 18% — чем в июне-2016.

Тем временем в «Бахетле», по нашим наблюдениям, расширился ассортимент красных вин нижнего ценового сегмента, и приобрести к столу бутылку полусладкого можно было всего за 200 рублей — на 9% дешевле, чем годом ранее. Как и в случае с кофе и шоколадом, тут большую роль играют акции от производителей и сетей, когда дисконт достигает 30–50%. Увы, на базовые продукты желтые ценники обычно не распространяются — они и без того продаются иногда по себестоимости и даже ниже, так что их покупатели видят, насколько те подорожали, и властям становится все труднее убедить население в 4–5-процентной инфляции. Остается надеяться на осенний урожай, который может хотя бы временно откатить цены.