Сегодня в столице Татарстана начал работу XV международный театральный фестиваль «Науруз». Первый день — 5 спектаклей, 2 из которых прошли исключительно в цифровом режиме. Все же пандемийные нюансы вносят свои коррективы. Если в прошлом году всем пришлось в экстремальном порядке осваивать азы Zoom, «Скайпа» и онлайн (и самому «Наурузу», который перенес всю свою прошлогоднюю программу в сеть), то в 2021-м подобными форматами никого не запугаешь. Более того, в нем можно найти пользу: расширить географию проекта и показать тех, кого трудно привезти. Так 15-й «Науруз» и сделал.

«Мы очень беспокоились, состоится ли фестиваль вообще. Заявлено было очень много коллективов из разных стран, включая Иран и Италию. Многие страны хотели приехать, но, несмотря ни на что, онлайн-формат позволит увидеть эти спектакли», — сказал главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев на утренней пресс-конференции.

Фото предоставлено пресс-службой театра им. Камала

Его слова тут же подхватил программный директор фестиваля, театральный критик Нияз Игламов. Спектакли, показанные на экране, ничуть не хуже «живых», уверен он. «Все они высокого качества. Там нет ни одного случайного спектакля, все показывают срез жизни того, что происходило в тюркских театрах за последние два года», — добавил Игламов. У фестиваля нет жюри, потому что его главная задача — «объединять, а не разделять», это также слова Бикчантаева.

Открыл дистанционную программу Государственный театр коренных малочисленных народов Севера из Республики Саха. В Малом зале Камаловского театра показали полуторачасовую этническую драму о дыхании жизни. Творчество Якутии занимает особое место в фестивале 2021 года, т. к. именно в эти дни в Татарстане проходят Дни якутской культуры. По такому случаю в Казань даже приехала часть труппы театра «Олонхо» во главе с художественным руководителем Андреем Борисовым.

«Я впервые в Казань летел два дня по пяти городам. Этот приезд правда оказался дорогим и добиться его удалось благодаря Дням якутской культуры в Татарстане», — отметил Борисов.

В отличие от якутов, казахский музыкально-драматический театр им. Куанышбаева не смог показать спектакль лично. Зато устроил видеотрансляцию душещипательной поэмы о жертвенной любви «Лейли и Меджнун».

О природе любви, честности, храбрости и важных жизненных принципах говорили и в Казанском татарском ТЮЗе им. Кариева. Но на этот раз вживую. Режиссер спектакля «Сказки Хикмета» Сойжин Жамбалова рассказала две разные сказки: темную и светлую, жестокую и философскую, остросоциальную и чувственную.
В первый день можно было не только посмотреть на вымышленный мир, но и буквально прогуляться по нему. Режиссер Резеда Гарипова и артисты Татарского театра драмы и комедии им. Тинчурина погрузили зрителей в гипнотический сон, раз за разом вводя присутствующих в бессознательный и глубинный мир великого татарского композитора Салиха Сайдашева во время спектакля-лабиринта «Сайдаш. Бессонница».

А завершился день открытия прошлогодней премьерой театра им. Камала «Угасшие звезды» по пьесе Карима Тинчурина, переосмысленной главрежем Бикчантаевым.