Работа с образовательной неуспешностью, когда до 30% школьников отстают в обучении, является одной из проблем, на которую обращают внимание специалисты НИУ ВШЭ в контексте темы борьбы с бедностью.

«Что означает доля неуспевающих в школе в 20−30 процентов? Детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать — за счет доходов от успешных работников», — сказал в интервью «Известиям» ректор университета Ярослав Кузьминов.

По его словам, средний по миру уровень образовательной неуспешности — порядка 25%. «Это уровень, например, Бразилии или Индии. Но данные страны — трудоизбыточны, у них традиционно высокая безработица. Для России же, где 10 процентов рынка труда закрыто мигрантами, образно говоря, каждый активный гражданин на счету. Нам надо срочно начинать системную работу в указанном направлении. В европейских странах, особенно в Скандинавии, неуспешность свели к 10 процентам», — заявил ректор ВШЭ, подчеркнув, что России нельзя отставать.

В качестве решения проблемы образовательной неуспешности Кузьминов предложил выдавать «выравнивающие» гранты школам, многие ученики которых живут в малоимущих семьях.

При этом ректор ВШЭ отметил, что корень образовательной неуспешности — в основе классно-урочной системы, сформированной еще в XVII веке. Из-за нее педагоги на уроках работают максимум с 60% класса, которые соответствуют «стандартным требованиям», а дети, соображающие медленнее или быстрее остальных, а также те, кто имеет иной тип мышления, выпадают из образовательного процесса.