Не чинясь просили денег, а заодно льготной аренды и рекламной помощи предприниматели в ходе форсайт-сессии при участии мэра Казани. И, похоже, город сделает все, что в его силах: в районах появятся коворкинг-центры для маркетплейсов, а также реестр помещений под аренду для социального бизнеса. О том, как в ДК «Сайдаш» накануне рекламы ради ели стаканчики и клеймили «чиновные круги» согласований, — в материале «БИЗНЕС Online».
Стратегическую сессию с предпринимателями Казани провел накануне мэр Ильсур Метшин. На форсайт-сессию в ДК «Сайдаш» собрались около 40 человек — организаторы разбили их на «кружки по интересам», усадив за круглые столы
Социальному бизнесу помогут с рекламой, а маркетплейсам — с коворкингом в каждом районе Казани
Стратегическую сессию с предпринимателями Казани провел накануне мэр Ильсур Метшин. На форсайт-сессию в ДК «Сайдаш» собрались около 40 человек — организаторы разбили их на «кружки по интересам», усадив за круглые столы. Всего блоков было пять — «Поддержка стартапов», «Социальное предпринимательство», «Городская поддержка МСБ», «Деятельность НТО» (нестационарных торговых объектов) и «Маркетплейсы».
Каждая группа выделила основные проблемы сферы для презентации и искала пути их решения. Контингент собрался разный — от самозанятых до представителя KazanExpress, от крупной сети кофеен до Торгово-промышленной палаты РТ. Ну а затем с презентацией результатов выходили по три человека от каждой группы, рассказывая о своем бизнесе и озвучивая проблемы. В тройку наиболее волнующих бед входят финансирование, льготы и аренда помещений.
Каждая группа выделила основные проблемы сферы для презентации и искала пути их решения
Особо заинтересовали мэра предложения по социальному предпринимательству. Одной из проблем для представителей «социалки» стали сложности с поиском помещений, подходящих для инвалидов: оборудовать их дорого. Из этого, в свою очередь, вытекает следующий пункт — отсутствие специальных льготных кредитов. «Социальное предпринимательство не особо доходная деятельность, поэтому нам очень нужны займы. Причем они необходимы без процентов, на льготных основах», — подчеркнула основатель и руководитель сети пансионатов для пожилых людей и инвалидов «Добрая история» Альбина Сергеева. По ее словам, пока для социальных предпринимателей существует только один вариант займа — до 5 млн рублей сроком до трех лет, но этого недостаточно для развития. «Нам сейчас в Пестречинском районе предлагают помещение на безвозмездной основе. Но, к сожалению, чтобы обустроить его, нужно как минимум 15 миллионов», — рассказала предприниматель. Вообще же социальному бизнесу мог бы помочь хотя бы реестр доступных помещений под аренду. Было бы нелишним и право дальнейшего выкупа.
Метшин расспросил Сергееву про людей, которых к ним привозят, бросают ли их там, требуют ли они ухода, сколько человек могут вместить, сколько нуждающихся, кто работает. И признался, что не знал о существовании таких частных организаций. «Почему я так внимательно спрашиваю? У меня, к сожалению, отец сейчас второй год… Я понимаю, насколько это проблема для людей. Ладно нас три сына, мама, у нас есть возможность организовать это все. А когда мы общаемся с врачами, медсестрами, они говорят: „Месяцами никто не подходит“. Разные семьи! Это большая проблема для всех, кто сталкивается. Некоторые в Москву уехали, за границу отправились работать, с собой родственника забрать не могут», — поделился мэр.
А затем выяснилась причина, почему градоначальник в последнее время пользуется костылями. Депутат Казгордумы и дизайнер одежды для «особенных» детей GT dress Далия Гайнанова предложила расширить информирование населения о подобных услугах с помощью государственных сайтов и на портале мэрии. «Жизненно необходимо, чтобы люди знали, что есть социальные предприниматели — мы, например, шьем одежду. Кстати, у нас есть штаны для вас специальные, удобно надевать», — предложила Гайнанова, намекнув на состояние мэра.
«Мы с моими детьми играли в футбол — порвал ахиллово сухожилие. Два с половиной месяца ходил так, а потом выяснилось! Операцию делали. Когда начинаешь без одной ноги ходить, зубы почистить, причесаться, одеться — это проблема, — поделился личным опытом градоначальник. — Что касается социальной рекламы, то обязательно будем работать в данном направлении».
Отметим, что вопросы стоимости аренды помещений и дефицита площадок для работы поднимали и представители маркетплейсов. Помочь в этом деле можно созданием специализированного коворкинг-центра — нужно пространство для работы и взаимодействия. Идея тоже нашла понимание: проблему исполком начнет решать в ближайшее время. Для начала выделят 500 кв. м на улице Космонавтов. «Давайте мы это помещение отремонтируем с вашим участием, — предложил градоначальник. — Расскажите, каким оно должно быть, какие нужны условия для работы. А в будущем как минимум в каждом районе необходимо по одному такому зданию». Тут же главам районов было дано поручение подыскать соответствующие площадки.
Иван Захаров рассказал о своем проекте производства биоразлагаемой одноразовой посуды: «Мы изготавливаем как пищевую, так и техническую посуду из вторичных ресурсов. Наша продукция является биоразлагаемой, при этом она даже съедобна»
Казань поддержит стартапы грантами, а для «лечения» проблемы низкой информированности создадут мобильное приложение
Рекламное продвижение беспокоило не только социальный бизнес, но и стартаперов. Основатель CLEAPL и выпускник КНИТУ Иван Захаров рассказал о своем проекте производства биоразлагаемой одноразовой посуды.
«Мы изготавливаем как пищевую, так и техническую посуду из вторичных ресурсов. Наша продукция является биоразлагаемой, при этом она даже съедобна», — сказал спикер. И, чтобы не быть голословным, откусил кусочек одного из трех стаканчиков, которые держал в руках. А затем добавил, что столкнулся с проблемой популяризации инновационных проектов.
«Если нужна помощь, под камеру могу откусить, чтобы популярным стало», — пошутил Метшин. Захаров, однако, не растерялся — поймал пас и предложил мэру инновационный стаканчик. Градоначальник, впрочем, напомнил про социальную дистанцию и коронавирус. Ну а производитель посуды продолжил, что не прочь поучаствовать в различных городских, районных, а то и республиканских мероприятиях: его интересовало освещение проекта через СМИ и сайты министерств и ведомств.
«Если нужна помощь, под камеру могу откусить, чтобы популярным стало», — пошутил Метшин
Помимо рекламы стартаперов тоже интересовали деньги: в конце концов, они выводят на рынок инновационные вещи! Как отметил директор ООО «Ирбистех» Артур Гимадеев, субсидирование нужно только на первом этапе. Его компания занимается струйной очисткой объектов сухим льдом, удалением граффити, восстановлением памятников и фасадов исторических зданий. Поддержать могла бы льготная аренда на первом этапе, субсидирование «коммуналки», возмещение затрат на оборудование. Хотя все это, конечно, можно найти в республиканских и городских программах — видимо, информации об этом недостаточно. Мешает развитию также дорогая сертификация продукции, без которой невозможно зайти на маркетплейсы. Такая проблема беспокоит и самозанятых.
«На данное мероприятие я пришла с целью озвучить свои проблемы. Главное для нас — это то, что самозанятый не может самостоятельно выпустить сертификат на продукцию и продвигать ее дальше. Стоимость сертификата — 14 тысяч рублей на один вид продукции!» — поделилась с газетой «БИЗНЕС Online» Ольга Лысенко, которая занимается производством веган-десертов. Действительно, при относительно небольшом объеме производства цена этой бумажки здорово поднимет себестоимость. А без сертификата невозможно заходить на электронные площадки маркетплейсов, которые способны обеспечить неплохой рост продаж.
Ранее город распределил гранты среди самозанятых, которым выделяли по 100 тыс. рублей — теперь эти средства направят на поддержку стартапов, и Метшин поручил провести конкурс грантов.
Ну а низкую информированность начинающих бизнесменов о многообразии форм поддержки предложили «лечить» простым и понятным мобильным приложением. Налаживать таким образом коммуникацию власти и общества предложил советник председателя Торгово-промышленной палаты РТ Марат Ахматов: подписался — и вся информация пришла на телефон. Метшин идею поддержал: город готов профинансировать создание такого приложения. Причем, по мысли градоначальника, там должны быть абсолютно все меры поддержки, которые доступны бизнесу — и городского, и республиканского, и федерального уровня.
Низкую информированность начинающих бизнесменов о многообразии форм поддержки предложили «лечить» простым и понятным мобильным приложением. Налаживать таким образом коммуникацию власти и общества предложил Марат Ахматов (справа)
И снова круги ада согласований: «Мне даже неудобно это слушать!»
Завершающей нотой дня стало решение проблем по размещению и согласованию нестационарных торговых объектов — а проще говоря, киосков. Выложить карты на стол вышел депутат Казгордумы и предприниматель Евгений Сеньковский.
«Начнем с того, каким образом происходит согласование и сдача таких объектов. Чтобы они легитимно и законно стояли на территории Казани, необходимо выдержать ряд процедур. Первое — это согласовать эскизный проект. Затем изготовить объект согласно эскизному проекту и сдать его комиссии. Комиссия приезжает в составе комитета земельных и имущественных отношений, комитета потребительского рынка и управления архитектуры. Часто сталкиваемся с затягиванием сроков», — начал бизнесмен.
Комиссия может высказать свои замечания — предприниматель их устранит, а уже при следующей проверке появляются новые замечания, описал Сеньковский тонкости дела. Метшин поручил ему как депутату с коллегами проработать регламент, чтобы можно было избежать повторения «кругов ада». «Мы же с рекламой это сделали — когда люди нам сказали: „Вы дайте нам 10 форматов, которые приемлемы, а мы уже выберем“. Все — мы варианты архитектурного облика утвердили. Если вы павильон строите, офис и так далее — эскиз выбрали, чиновник приходит и уже не может сказать, „нравится или не нравится“. Создайте регламент, чтобы второй раз комиссия не приходила!» — предложил градоначальник.
Сеньковский наказ принял и добавил: мол, сейчас эскизный проект внешнего облика магазина или павильона согласовывают отдельно от вывески. Сначала месячное согласование эскизного проекта, а после берется по регламенту еще месяц на согласование вывески! Таковы регламенты…
«Мне даже неудобно это слушать! Одни и те же специалисты… Тот же самый художник, главный архитектор смотрят. Во-первых, и смотреть надо вкупе, сразу с подсветкой — облик становится понятен. Кошмар!» — эмоционально отреагировал градоначальник. В итоге сошлись на том, что порядок согласования внешнего вида киосков надо менять — депутаты свои предложения проработают и затягивать с этим не будут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 139
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.