Рынок аренды электросамокатов в Казани уже этим летом может пополниться мощным игроком. По данным СМИ, кикшерингом в столице Татарстана планирует заняться «Яндекс» Рынок аренды электросамокатов в Казани уже этим летом может пополниться мощным игроком. По данным СМИ, кикшерингом в столице Татарстана планирует заняться «Яндекс»

«Яндекс» выкатывается на рынок кикшеринга?

О намерениях «Яндекса» запустить свой сервис по аренде электросамокатов в Казани, Москве и Санкт-Петербурге сегодня сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на несколько источников. Официального подтверждения данной информации нет. «Мы не комментируем слухи», — заявили «БИЗНЕС Online» в пиар-службе «Яндекс Go».

По словам собеседников «Ъ», помимо Казани, самокаты «Яндекса» появятся в Москве и Санкт-Петербурге. На улицах столицы РФ якобы расставят от 4 тыс. до 8 тыс. самокатов компании Ninebot (такие же используют популярные сервисы Whoosh и Urent). Арендовать транспортные средства смогут пользователи приложений «Яндекс.Драйв» и «Яндекс Go». Пользователь получит возможность строить маршруты, в рамках которых можно будет бронировать такси, каршеринг и самокат, пояснил один из собеседников газеты.

Самокаты естественно встраиваются в транспортно-логистическое крыло экосистемы «Яндекса», заявил в беседе с изданием руководитель группы по работе с технологическими компаниями Deloitte в СНГ Антон Шульга.

О выходе «Яндекса» на рынок аренды электросамокатов в апреле 2019 года писали издания Tjournal и «Трушеринг». Возможно, IT гигант решил не торопить события и взять паузу, а теперь вернулся к реализации задуманного. К примеру, «Яндекс» только в апреле этого года запустил в столице Татарстана сервис доставки продуктов «Лавка» — через полгода после того, как «приехал» «Самокат».

Сейчас в Казани действует два кикшеринговых оператора: Whoosh и U-Rent. По данным на начало мая 2021 года, у Whoosh в столице РТ было 1,5 тыс. самокатов, у Urent — 600 штук. На просьбы «БИЗНЕС Online» прокомментировать информацию о появлении третьего оператора в пресс-службе U-Rent заметили, что в Казани рынок электросамокатов уже насыщен. «Urent работает на казанском рынке уже второй сезон и занимает одну из лидирующих позиций, все игроки кикшеринга в регионе активно растут, считаем, что места для нового кикшеринга в городе нет, — заметили в компании. — В этом бизнесе очень важна операционная составляющая бизнеса, а у „Яндекса“ нет операционного опыта в самокатах». В Whoosh на вопрос нашего издания не ответили.

«„Яндекс“ уже планировал зайти на рынок кикшеринга, но этого так и не случилось, — оценивает планы агрегатора источник „БИЗНЕС Online“, знакомый с ситуацией. — В то же время нельзя недооценивать возможности федерального игрока. Идея очень здравая — пользователям дают уникальную возможность в одном приложении пользоваться тремя продуктами — кикшерингом, каршерингом и такси. Это удобно».

Собеседник издания привел в пример совместный продукт URent и такси «Ситимобил», который действует уже около года: на базе одного приложения пользователи могут и заказать такси, и взять в аренду самокат. «От конкуренции всегда выигрывают пользователи, качество услуги увеличивается, а выживает сильнейший», — заключил собеседник издания.

Сейчас в Казани действует два кикшеринговых оператора — Whoosh и U-Rent. По данным на начало мая 2021 года, у Whoosh в столице РТ было 1,5 тыс. самокатов, у Urent — 600 штук Сейчас в Казани действует два кикшеринговых оператора: Whoosh и U-Rent. По данным на начало мая 2021 года, у Whoosh в столице РТ было 1,5 тыс. самокатов, у Urent — 600 штук

Минниханов дал неделю на решение вопроса с самокатами: «Видели, как они летают?!»

Удивляет, что новости о заходе на этот рынок «Яндекса» появились именно сейчас. Власти крупных городов страны уже рассмотрели обратную сторону медали этого бизнеса, стихийное развитие которого приводит к росту ДТП и заторах на тротуарах. Появились попытки регулировать данную отрасль, но пока они сосредоточены в направлении снижения скорости движения самокатов — например, в Москве и Екатеринбурге расширяют зоны с максимальной скоростью в 10–15 км/ч. В Санкт-Петербурге после резонансного случая с солистом Мариинского театра, упавшим с самоката на асфальт, ввели ограничение скорости до 15 км/час. После того, как в конце апреля свой список претензий казанским самокатчикам озвучивало руководство республиканского ГИБДД и прокуратуры, Whoosh резко увеличил количество зон, в которых нельзя разгоняться выше обозначенного порога. Однако U-Rent, судя по приложению, изменений не внес. 

«Что ж ты, Ира, натворила?»: фронтмен «Волги-Волги» упал с электросамоката и очутился в РКБ

На инциденты с самокатами в минувшую субботу обратил внимание президент РТ Рустам Минниханов. «Наведите порядок, в течение недели примите решение, каким образом эти самокаты эксплуатировать будем», — поручил президент республики властям Казани, Набережных Челнов и Альметьевска. «Или скоростной режим, или зоны должны быть, или еще какие-то вещи. Необходимы места, на которых можно покататься, — обозначил Минниханов свое видение вопроса. — Если на тебя летит самокат… Вы видели, как они летают?! Уже есть [происшествия] со смертельным исходом».

Сегодня мэр Казани Ильсур Метшин поручил заместителю руководителя исполкома Ильдару Шакирову немедленно собрать круглый стол с компаниями – операторами аренды самокатов, прокуратурой и УВД Казани. По словам Метшина, интернет-приемная мэра, администраций районов, «Народный контроль» завалены обращениями пешеходов и автомобилистов.

«Катание на самокатах из модной забавы стало головной болью, — заявил Метшин. — Это не только проблема Казани, данный вид транспорта никак не регулируется действующим законодательством. Тот случай, когда жизнь быстро меняется, а мы проснулись. У нас не было такой головной боли с велосипедистами. Начинаем думать. Нужно регламентировать и договариваться, как и где пользоваться самокатами».

На прошлой неделе Шакиров отмечал, что проблема регулирования самокатов характерна для всех городов, поскольку федерального регулирования данной сферы нет. В Казани пользователям запретят оставлять транспортные средства где попало, а штат персонала, который собирает брошенные самокаты и следит за покатушками, увеличат. Несовершеннолетним водителям (определяться будет автоматически по весу, условно — до 30 кг) принудительно прекратят поездки и исключат таких из числа пользователей.

Концепцию регулирования движения самокатов сейчас разрабатывает межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз пешеходов» Концепцию регулирования движения самокатов сейчас разрабатывает межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз пешеходов»

«При столкновении с самокатом на скорости 20 километров в час у пешехода шансов нет»

«О господи, еще одни! Мало нам тех, что есть, — эмоционально отреагировал на новости о запуске самокатов от «Яндекса» представитель федерации автомобилистов в РТ Рамиль Хайруллин. По его мнению, планы компании выглядят вполне логичными на фоне «бешеного ажиотажа». 

Собеседник «БИЗНЕС Online» считает, что запуск станет очередным ударом по пешеходам и автомобилистам. По его словам, случаи, когда самокаты бросают на пешеходных зонах, парковках и проезжей части — это лишь малая часть проблемы. Самое печальное — водители двухколесных ездят по проезжей части и тротуарам. Хайруллин надеется, что «Яндекс» введет ограничение скорости для своих самокатов: «Там, где большое скопление людей или автомобилей, — максимум 15 километров в час». 

Представитель ФАР считает, что для самокатчиков нужно ввести некую систему рейтингов. «Для тех, кто пользуется самокатом впервые, нужно ставить скорость не более 5 километров в час. Если за человеком грешков не водится, нарушений нет, по мере пользования и увеличения рейтинга можно постепенно увеличивать и скорость», — добавил эксперт. 

Концепцию регулирования движения самокатов сейчас разрабатывает межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз пешеходов». «Мы сейчас пытаемся начать с концепции, потому что ни минтранс, ни Общественная палата — о концепции и речи не было», — сообщил нашему изданию лидер движения Владимир Соколов. Для того, чтобы обезопасить людей, «Союз пешеходов» предлагает развивать инфраструктуру, в том числе обустраивать велодорожки, отделенные от проезжей части. 

«Только они гарантируют безопасность и для пешеходов, и для водителей. Главное транспортное средство — это электросамокат, а что касается средств вроде моноколес, гироскутеров, сигвеев — они, к сожалению, не могут быть допущены для совмещенного движения с пешеходами и другими ТС. Для них необходимы свои маршруты, площадки, рекреационные зоны и так далее», — говорит собеседник нашего издания.

«Вчера вышла программа на НТВ с попыткой профессионально провести краш-тест. И выяснилось, что при столкновении [с самокатом] на скорости 20 километров в час у пешехода шансов [выжить] нет. Автомобиль попадает в область колен, а здесь толчок в грудь и голову. Если при столкновении с авто вероятность летального исхода — около 20 процентов, то с электросамокатом — 100», — приводит пример лидер движения «Союз пешеходов».

Соколов считает, что часть электросамокатов нужно приравнять к мопедам в соответствии с ПДД (и ограничить их максимальную скорость), а некоторые — к велосипедам. «Ограничение скорости должно быть совершенно четким — 15 километров в час. По тротуарам опять же ездить нельзя, только со скоростью пешеходов. И по дворовым территориям — только со скоростью пешеходов», — добавил Соколов.