Строительство платной скоростной автомагистрали Москва – Казань планируется завершить к 2024 году, но работы уже активно идут. За месяц в Лаишевском районе построили завод, который будет производить асфальт для новой магистрали. У деревни Орел, которая подходит к трассе ближе всего, вырубили лес — уже можно представить себе коридор будущей дороги. Строительство идет не только на земле, но и на воде: поперек Волги строят временный мост для возведения основной переправы. Жители деревни, ранее выступавшие резко против дороги, разделились на два лагеря: одни все еще недовольны, а другие смирились или вовсе за М12. О том, какие плюсы и минусы новой дороги видят люди, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
За синим забором — асфальтобетонный завод, который производит дорожное покрытие для трассы М12. Предприятие появилось совсем недавно — в апреле, но работа там уже кипит: туда-сюда снуют груженые щебнем и песком «КАМАЗы», в воздухе чувствуется характерный запах битума.
-
Построили завод у дороги между селом Кирби и деревней Травкино в Лаишевском районе — рядом с федеральной дорогой Р239 Казань – Оренбург. Работы еще не закончены: на глазах у корреспондента «БИЗНЕС Online» одни рабочие завершали монтаж оборудования, а другие обустраивали металлическое ограждение по периметру.
-
Спустя 10 минут после того, как съемочная группа прибыла на место, к заводу подъехал черный Toyota Land Cruiser Prado с московскими номерами. Из салона вышел мужчина солидного вида, как выяснилось позже, руководитель структурного подразделения М12 Москва – Казань столичной компании «Трансстроймеханизация» Анатолий Мозоль. По сути, руководитель здешней стройки.
-
По словам Мозоля, завод занимает площадь в 18 га и уже готов работать на полную мощность. Предприятие за месяц построили в поле, где раньше выращивали зерновые культуры. Для этого в феврале компания арендовала землю у местного фермера на три года. Во сколько обошлась аренда, собеседник издания не уточнил, но заметил: «Это все по официальным ставкам. Он очень такой вменяемый, порядочный человек, пока сложностей не возникало».
-
На снимке — еще не достроенный жилой корпус для сотрудников завода и строителей дороги. Он будет рассчитан на 1 тыс. человек, ввести его в эксплуатацию планируется в ближайшее время — сейчас решаются вопросы с водоснабжением и внутренним обустройством. При этом местных рабочих почти нет. На стройку в Татарстан приехали специалисты из Смоленска, Брянска, Краснодара и других городов — всего около 800 человек. Сейчас люди временно живут в гостинице под Казанью.
-
«Если на что-то серьезное рассчитываешь — надо ехать со своими кадрами», — объясняет Мозоль и отмечает, что местные квалифицированные специалисты уже заняты на других объектах. По его словам, бо́льшая часть специалистов приехали со стройки платной автомагистрали М11 Москва – Санкт-Петербург («Нева»).
-
По контракту компания должна построить участок протяженностью 70 километров. Завершение запланировано на 2024 год, пока, как заверил собеседник газеты, «все идет по намеченным планам, по графику». Будущая трасса пройдет немного южнее завода — сейчас там идет отвод земли, прорабатываются вопросы с документацией. Основные работы хотят начать к концу июня.
-
После окончания строительства завод «разберут» и вывезут по частям. «[Территория] будет в том же виде, в каком была изначально», — заверил руководитель подразделения. Мозоль признался, что на время стройки переехал с семьей в Казань. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он расхваливал город и отметил, что он даже лучше Москвы. Особенно столичному гостю понравились местные продукты.
-
В 30 минутах езды от предприятия — пожалуй, один из самых важных участков будущей трассы в Татарстане. Речь идет о мосте через Волгу протяженностью 4,7 тыс. метров. Просто так проехать туда нельзя — организовано несколько КПП с сотрудниками местного ЧОПа.
-
На снимке — место переработки грунта, или так называемая выемка. Глубина разработки в данном месте достигает 40 метров. Изначально весь берег был засажен деревьями — их уже срубили и вывезли, сейчас убирают корни и готовят площадку. «Такая вот песочница. На сегодняшний день уже 300 тысяч кубометров земли выработано, это 15 тысяч „КАМАЗов“», — рассказал начальник участка №12 «Трансстроймеханизации» Роман Кручинин.
-
От моста дорога будет плавно подниматься вверх на 15 метров. Под будущей трассой в четыре полосы пройдет два экодука — специальные железобетонные тоннели для перехода животных. По задумке, они помогают сохранить единство среды обитания животных и снижают вероятность их появления на трассе. На снимке грейдером разравнивается площадка под один из таких тоннелей.
-
Переправа вплотную подходит к базе отдыха «Актер». Один из домов (в правом нижнем углу), где раньше отдыхали на берегу, теперь используют как штаб стройки. Напомним, ранее власти республики договорились, что землю «Актера» забирают под стройку, а союзу театральных деятелей РТ выделят равнозначные участки неподалеку. «Там не какие-то богатеи. Подыскали место, даже в чем-то лучше», — отмечал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов.
-
Пока поперек Волги возводится временный ремонтный мост — его используют для строительства основной переправы и перевозки грузов. За переправу отвечают «Мостотряд-6» и «Мостотряд-11». Как отметил представитель одной из организаций, такая же временная конструкция использовалась при строительстве Крымского моста. Ввод основного моста в эксплуатацию намечен на II квартал 2024 года.
-
Сейчас рабочие проводят динамические испытания опор — нужно понять, выдержат ли они расчетную нагрузку. Для этого используется специальная установка, которая обеспечивает нагрузку порядка 3 тыс. тонн. Испытания планируется провести на этой неделе.
-
В кадре — специальная платформа с манипулятором и буксир-толкач «Герой России Игорь Асеев». Судно прибыло под Казань из Тольятти. Платформу используют для «сборки» временного моста — прямо на ней варят трубы. Погода для стройки сейчас идеальная, от жары спасает близость к воде. Во время съемки с Волги подул приятный прохладный ветер. «Морской бриз!» — пошутили между собой мостостроители.
-
С моста на платформу и обратно рабочие перемещаются с помощью манипулятора — в специальной кабинке.
-
На другом берегу Волги — еще одна выемка, где уже выработано больше полумиллиона кубометров земли. Там работы стартовали еще зимой. Грунт на берегах разного качества. Если со стороны «Актера» — фильтрационный песок, который можно использовать для строительства (из него сделают насыпь), то на противоположном берегу — суглинок. Это пучинистый материал, который сильно деформируется при низкой и высокой температурах, и поэтому для стройки непригоден.
-
«У вас очень серьезный контроль от „Автодора“, это порадовало. Обычно опыта меньше, а больше требований. Здесь не дают расслабиться и с пониманием относятся. Чаще встречаешь случаи, когда возьмут СНИПы (строительные нормы и правила — прим. ред.) и по ним будут требовать. Здесь и СНИП возьмут, и объяснят, как правильно сделать», — радовался Кручинин местным проверяющим.
-
«Тревоги местных жителей, наверное, прошли раньше. На сегодняшний день не был свидетелем никаких проблем. Все в рабочем порядке — люди приходят, опасения на перспективу высказывают, но мы все объясняем. Со всеми общаемся, телефоны есть», — говорит Кручинин. В 2012 году он лично столкнулся с противостоянием защитников Химкинского леса, где вырубили просеку под строительство платной трассы Москва – Санкт-Петербург. Специалист вспомнил, как общественники пристегивали себя наручниками к технике и стройка регулярно останавливалась. Здесь Кручинин с подобным еще не сталкивался.
-
На одном из участков вырубку леса остановили до августа: запретили орнитологи, которые заметили на дереве орлиное гнездо. Рабочие ждут, пока птенцы вылупятся и улетят. Таких гнезд в местном лесном массиве три. По словам строителей, хищные птицы здесь летают довольно часто. Отсюда и название местной деревни — Орел.
-
Сам населенный пункт — в пяти минутах езды от стройплощадки. Ранее жители активно выступали против строительства VIP-санатория ТАИФа и платной автомагистрали на территории Орловского сельского поселения. Согласно утвержденному проекту коридора М12, под вырубку попадет 71 га леса, вблизи дороги окажется 514 земельных участков.
-
Небольшой опрос показал, что сейчас мнения в деревне разделились. «Есть те, кто уже смирился, и те, кто против, — рассказала девушка, пожелавшая остаться анонимной. — У меня сложилось впечатление, что все уже куплено, на нашу власть не стоит рассчитывать». Во встречах с администрацией и строителями девушка не участвовала. Она призналась, что ранее купила в Орле участок под строительство дома, но теперь сомневается, стоит ли здесь строиться. По словам девушки, большинство противников трассы — это казанцы, покупавшие участки в деревне ради тишины и леса.
-
«Конечно против! В основном, сынок, против!» — ответила старожил Галина Волкова (на фото крайняя справа) на вопрос об отношении к строительству трассы. — У нас дома-то и так на ладан дышат, а тут они будут гонять! По нашему ничего не будет — никто на мнение рабочих людей внимания не обращает. Я как увижу, сколько деревьев срубили, — хвораю! Не растила эта Москва ничего! Приехали, очистили все — и продают! И ты не подумай взять жердушку! Растили ведь, сажали люди!»
-
«Ну они же все равно не рядом, а!» — вступилась за магистраль сидевшая рядом Галина Суслова (в центре).
«Помолчи! Такие, как ты, и портят все, всю малину!» — не уступила Волкова.
«А я согласна», — призналась Суслова и отметила, что главный плюс для местных жителей — это новый мост через Волгу. По словам женщины, сейчас, для того чтобы попасть на другой берег, где живут родственники, приходится объезжать Казань, а это занимает много времени.
-
Евгений приехал в деревню Орел из Казани — живет здесь с матерью. Раньше работал дальнобойщиком и, как уверяет, объездил всю страну. Мужчина полностью поддерживает строительство трассы: «Конечно, я за! Потому что мне будет удобно и в Москву попасть, и в Челны, и в Уфу. Лес мне нисколько не жалко — в России столько леса, что хватит всем. Когда упыри богатые себе строили, они вырубали лес, а ради дороги можно». По словам Евгения, местным уже пора привыкнуть к шуму — в городах же люди как-то живут. К тому же мужчине надо отремонтировать машину (на заднем плане), и без шума здесь никак, а привыкшие к тишине соседи ругаются.
-
«Сейчас пока трасса не беспокоит, но шум мы слышим, забивают сваи. И ночью тоже. Мы, в принципе, не против самой дороги, но как-то она нас здесь взбудоражила, и мы поэтому очень тяжело это восприняли. Сейчас вроде успокоились. Да и нас все равно никто слушать не будет», — признает Евдокия Николаевна. Ее детей трасса не беспокоит: «Дочка смеется, что китайцы настроят здесь киоски». Переезжать отсюда из-за стройки пенсионерка не собирается.
-
Бывшая учительница Мариам Абдулловна не против дороги и даже находит в ней плюс — теперь можно на автобусе добираться из садов прямо до дома, а раньше приходилось идти 1,5 км пешком. Транспорт стал двигаться по новому маршруту после того, как один из участков перекрыли в рамках строительства M12.
«Это же не наше решение, а государства. Против народа же не пойдут. Значит, это оправданно, нужно. Говорят, что воздух станет плохой. А в городе воздух лучше? Там возле каждого большого дома машины, автобусы без остановки. Нельзя же угодить каждому человеку, у каждого свое мнение!» — добавила женщина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 137
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.