Задача на этот год — выйти на ввод жилья в 85 млн кв. м. Фактически это означает, что стране предстоит возвращение в 2015 год — тогда построили столько же Задача на этот год — выйти на ввод жилья в 85 млн кв. метров. Фактически это означает, что стране предстоит возвращение в 2015 год — тогда построили столько же Фото: «БИЗНЕС Online»

Рецепт борьбы с ростом цен от Хуснуллина: больше строить, быстрее согласовывать и разрешить зэкам пахать на стройках

«Пандемийный» год был тяжелым и принес много трудностей стройотрасли, но результат в целом успешный. Такую краткую оценку дал на коллегии минстроя России вице-премьер страны Марат Хуснуллин. Жилья в 2020 году введено больше, чем в 2019-м. И это несмотря на то, что в ряде регионов приостанавливались стройки. За счет ипотеки в отрасль пришло 1,5 трлн рублей, 500 тыс. семей улучшили свои жилищные условия и еще 200 тыс. реструктурировали свои кредиты.

Задача на этот год — выйти на ввод жилья в 85 млн кв. метров. Фактически это означает, что стране предстоит возвращение в 2015 год — тогда построили столько же. Задел уже есть: объемы строительства жилья показывают рост на 28%, а количество выдач разрешений на строительство растет впервые с 2019 года. По словам Хуснуллина, в целом в стране выданы разрешения на строительство 200 млн кв. метров.

«Самое главное — начинать новые проекты. Надо создать условия, чтобы начинать их — как бюджетные стройки, так и внебюджетные. Нужно создать условия для инвесторов. Это ключевая задача, чтобы мы с вами справились с теми указами президента, которые перед нами стоят, — наказал вице-премьер. — Еще один важный момент, на что я прошу обратить внимание, — рост цен. Есть факторы, на которые мы влияем, есть большинство факторов, на которые мы не влияем. Но с ростом цен мы можем бороться только увеличением предложения. Это первый шаг. Чем больше будет предложено жилья на рынке, тем стабильнее окажутся цены».

Марат Хуснуллин: «Самое главное — начинать новые проекты. Надо создать условия, чтобы начинать их — как бюджетные стройки, так и внебюджетные. Надо создать условия для инвесторов» Марат Хуснуллин: «Самое главное — начинать новые проекты. Надо создать условия, чтобы начинать их — как бюджетные стройки, так и внебюджетные. Нужно создать условия для инвесторов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, что о проблемах с готовыми участками говорил недавно и замминистра строительства РТ Ильшат Гимаев. Раз нет готовых площадок с сетями — нет и строительства «здесь и сейчас», что приводит к дефициту новых предложений от застройщиков. 

«Нужно создать заделы на пятилетку»: буму жилья в РТ не хватает сетей

Второй рецепт Хуснуллина против роста цен — упрощение всех согласительных процедур. «Если мы на 30 процентов сократим инвестиционно-строительный цикл, жилье будет дешевле, скорость строительства — быстрее, денег в экономику страны в ежегодном исчислении придет на 2 триллиона рублей больше. Это ключевая задача, где мы безденежно, чисто организационными решениями можем достигнуть цели», — отметил зампред правительства РФ и напомнил, что ряд законодательных инициатив уже подготовлен.

«Тягачом» стройотрасли, по его мнению, должен стать закон о комплексном развитии территорий (КРТ), который, как планируется, «вытащит» развитие городов «внутри». «Расползание [городов] — это тоже всегда потеря денег и удорожание», — заключил Хуснуллин.

Уже после коллегии вице-премьер оценил инициативу федеральной службы исполнения наказаний — в ведомстве предложили привлекать на стройки заключенных. Тем более что дефицит рабочих рук оценивается в 1,2 млн человек, причем четверть приходится на гастарбайтеров. Вопрос с трудом зэков, оказывается, уже прорабатывается, пояснил Хуснуллин журналистам. И вспомнил советский опыт, когда арестанты трудились на стройках. «Для каких-то объектов вполне возможный вариант. Это хорошо и для экономики, и для людей — пусть лучше работают на стройке, чем сидят взаперти», — заявил спикер. 

Ирек Файзуллин впервые оценил градостроительный потенциал комплексного развития территорий в стране: на сегодня выявлено 418 земельных участков площадью 20 тыс. га. На них можно построить более 700 млн кв. м., отметил министр Ирек Файзуллин впервые оценил градостроительный потенциал комплексного развития территорий в стране: на сегодня выявлено 418 земельных участков площадью 20 тыс. гектаров. На них можно построить более 700 млн кв. м, отметил министр Фото: «БИЗНЕС Online»

В стройке по стране — 144 млн «квадратов», в очереди на жилье стоят более 850 тыс. семей

Глава минстроя России Ирек Файзуллин впервые оценил градостроительный потенциал комплексного развития территорий в стране: на сегодня выявлено 418 земельных участков площадью 20 тыс. гектаров. На них можно построить более 700 млн кв. м, отметил министр.

Отдельно Файзуллин остановился на вопросе ценообразования в строительстве. В связи с резким ростом цен на металлопродукцию в прошлом году, металлурги и строители при участии минпромторга договорились о возможности прямых поставок стройматериалов на объекты. В «ручном» режиме заключено уже более 500 таких контрактов через ассоциацию «Русская сталь». «Более 50 тысяч тонн металла на дорожную отрасль уже приобрели, и цена там в 2 раза ниже», — подчеркнул министр.

Национальные цели — к 2030 году улучшить жилищные условия не менее 5 млн семей ежегодно, увеличение объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м и улучшение качества городской среды. На 1 мая в стране уже построено 23,8 млн кв. м, темп строительства жилья нужно сохранить, наказал министр. В стройке находится еще 144 млн «квадратов». Что касается индивидуального жилищного строительства, продолжается работа над законодательством, чтобы внедрить счета эскроу и в эту сферу. Практика показывает, что в таком случае застройщик получает стабильное и недорогое финансирование — если, конечно, обеспечивает график продаж по договору с банком. Увеличить долю такого жилья позволят типовые проекты и привлечение производителей современных материалов.   

В 2021 году стоит задача расселить из аварийного жилья не менее 150 тыс. человек, для этого построят 2,3 млн кв. м жилья. К 2024-му нужно полностью решить и проблемы обманутых дольщиков — это почти 160 тыс. человек в 73 регионах.

Если Набиуллина победит Хуснуллина: рухнут ли цены на жилье после отмены льготной ипотеки?

В очереди на улучшение жилищных условий стоят еще боле 850 тыс. семей. «В существующих реалиях не все готовы и имеют возможность исходя из доходов приобрести собственное жилье, — отметил Файзуллин. — Поставлена задача сформировать рынок фактически социального найма или арендное жилье. Работа в этом направлении ведется, разрабатываются законодательные механизмы для решения данной задачи в стране».  

Про льготную ипотеку, сроки которой вот-вот подойдут к концу, ни один из спикеров распространяться на сей раз не стал. Файзуллин лишь напомнил, что 2020 год был рекордным по выдаче кредитов. Удалось привлечь в отрасль более 4 трлн рублей.

Проблем хватает: закредитованность населения, ИЖС, лифты

Этот пробел заполнил бывший председатель правительства РФ, а ныне руководитель общественного совета при минстрое и глава наблюдательного совета фонда ЖКХ Сергей Степашин. Он доложил, что в сфере ЖКХ удалось сохранить намеченные темпы, но пока работа налажена в ручном режиме — «ситуация обязывает». Стройкомплекс решит не только поставленные президентом задачи, но и другие насущные проблемы, заверил спикер, оговорившись, что для этого необходимо «ритмичное финансирование». На этом позитивное вступление закончилось, и Степашин перешел к проблемам.

А их оказалось немало. Первый вопрос — это перспективы льготной ипотеки. Выступающий признал, что ставка в 6,5% позволяет удерживать темпы жилищного строительства, но есть и другая сторона медали. «В экспертном сообществе, да и не только там, все чаще стали звучать тревожные нотки по поводу допустимого уровня кредитования физических лиц. Закредитованность россиян по итогам прошлого года, давайте говорить откровенно, бьет рекорды», — подчеркнул Степашин. И привел внушительные цифры. В абсолютном выражении россияне должны банкам около 20 трлн рублей, а сумма просроченной задолженности только на октябрь 2020 года составляла 911 млрд рублей (в 2019-м было 798 млрд). Это опасная тенденция, предупредил руководитель общественного совета.

«В экспертном сообществе, да и не только там, все чаще стали звучать тревожные нотки по поводу допустимого уровня кредитования физических лиц. Закредитованность россиян по итогам прошлого года, давайте говорить откровенно, бьет рекорды» «В экспертном сообществе, да и не только там, все чаще стали звучать тревожные нотки по поводу допустимого уровня кредитования физических лиц. Закредитованность россиян по итогам прошлого года, давайте говорить откровенно, бьет рекорды» Фото: «БИЗНЕС Online»

Недостаточно внимания пока уделяется индивидуальному жилищному строительству, продолжил Степашин. При этом ИЖС — один из важнейших способов достичь амбициозных целей национального проекта «Жилье и комфортная среда», пояснил специалист. К тому же, по словам спикера, в этой сфере еще не проявились негативные факторы закредитованности населения. 

Еще одна проблема — капремонт многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия. Стандартных расценок на это просто не хватает. Порой отремонтировать старенький, ценный, но маленький домик стоит дороже, чем многоэтажку на три сотни квартир. Степашин напомнил, что общественный совет не раз обращал внимание на этот вопрос, а сам он обращался к бывшему премьеру Дмитрию Медведеву. Поручения были даны, но воз и ныне там, огорчился спикер. «Подходить общими методами капитального ремонта к памятникам культуры просто нельзя!» — подчеркнул он.

Нашлась и еще одна «чрезвычайно острая» тема — состояние лифтового хозяйства. До февраля 2025 года в стране нужно заменить более 100 тыс. лифтов. Но, как оказалось, не все регионы торопятся выполнять задачу, есть серьезные злоупотребления, которые, например, в Иркутской области закончились уголовным делом. Упомянул Степашин и о предстоящем слиянии фондов ЖКХ и защиты прав дольщиков. Спикер не стал комментировать само решение, поскольку оно «уже состоялось». Но заметил, что к соответствующему законопроекту минстроя, который сейчас в правительстве, много нареканий.

«Ирек Энварович, я предлагаю все-таки еще раз вернуться к этому вопросу», — обратился Степашин к Файзуллину.

Нашлась и еще одна «чрезвычайно острая» тема — состояние лифтового хозяйства. До февраля 2025 года в стране нужно заменить более 100 тыс. лифтов Нашлась и еще одна «чрезвычайно острая» тема — состояние лифтового хозяйства. До февраля 2025 года в стране нужно заменить более 100 тыс. лифтов Фото: «БИЗНЕС Online»

Наказ Хуснуллину и Файзуллину от Счетной палаты

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова попросила минстрой как можно скорее принять стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Пока есть только проект документа. Очень многое еще предстоит сделать по государственной информационной системе ЖКХ, указала спикер. Напомним, систему ввели в эксплуатацию еще пять лет назад — в июле 2016 года. Это единый федеральный ресурс, где собраны сведения о жилищном фонде, работах по содержанию и ремонту жилья, информации, связанной с ЖКХ.

Орлова озадачила Файзуллина еще одним вопросом — выполнение проекта «Оздоровление Волги» трудно назвать успешным. Минстрой отслеживает ход работ по этой программе с марта 2020 года. Недавняя проверка СП показала, что «не все аспекты сделаны правильно и профессионально», в ряде случаев «документация вообще выпала», а кассовое исполнение составило 28%.

«Ну я не буду рассказывать: все сидящие в этом зале знают, что у нас с водоснабжением, водоотведением, с очисткой, сбросом вод. Надо будет детально посмотреть», — обозначила Орлова. Также аудитор раскритиковала существующую программу обеспечения жильем детей-сирот: «Субсидия не работает. 10,9 миллиарда, выделенных ранее, эффективность не дали». Еще год назад СП отмечала недостаточное финансирование и медленное строительство.

Орлова также обратила внимание вице-премьера и главы минстроя на то, что в документах очень много отсылочных норм, которые не содержат конкретные правила, а отсылают к тому или иному нормативному акту. По словам аудитора, отсылочные нормы очень плохо работают и законодатели уже спотыкались на этом в Налоговом, Бюджетом и Водном кодексе, причем последний «вообще пришлось переделывать».