«Создание бизнес-клуба и выбор маркетплейсов в качестве первой темы для встречи — итог наших обсуждений с бизнесом, — первым взял слово директор дирекции разработки продуктов корпоративного бизнеса Ак Барс Банка Роман Лесохин «Создание бизнес-клуба и выбор маркетплейсов в качестве первой темы для встречи — итог наших обсуждений с бизнесом», — первым взял слово директор дирекции разработки продуктов корпоративного бизнеса Ак Барс Банка Роман Лесохин

«Это не очередной бизнес-клуб, как некоторые могли бы подумать»

В четверг, 20 мая, в разгар рабочего дня у фешенебельного отеля Luciano возник ажиотаж: один за другим парковались авто. Из них выходили господа и стремительно заходили внутрь отеля — все они приехали на первую встречу, посвященную маркетплейсам, организатором которой стал закрытый клуб предпринимателей «Ак Барс Лабс» — сообщество, созданное Ак Барс Банком.

«Создание бизнес-клуба и выбор маркетплейсов в качестве первой темы для встречи — итог наших обсуждений с бизнесом, — первым взял слово директор дирекции разработки продуктов корпоративного бизнеса Ак Барс Банка Роман Лесохин. — Электронная коммерция выделена в Ак Барс Банке отдельным полноценным направлением, сейчас мы готовим набор инструментов для предпринимателей, интересующихся онлайн-торговлей, и работаем с ведущими торговыми площадками».

«Это не очередной бизнес-клуб, как некоторые могли бы подумать, — заверила публику идеолог „Ак Барс Лабс“ Эльмира Джафарова. — Моя мечта — „раскачать“ предпринимательское сообщество Татарстана не через призму навязывания стратегий и популизма, а за счет предметного диалога. Более того, пул спикеров и тем в дальнейшем будете определять именно вы, высказывая свои пожелания в нашем телеграм-канале. А совсем скоро в Luciano у нас откроется резиденция „Ак Барс Лабс“, где мы с вами сможем видеться регулярно».

Эльмира Джафарова: «Моя мечта — „раскачать“ предпринимательское сообщество Татарстана не через призму навязывания стратегий и популизма, а за счет предметного диалога» Эльмира Джафарова: «Моя мечта — «раскачать» предпринимательское сообщество Татарстана не через призму навязывания стратегий и популизма, а за счет предметного диалога»

«За два дня акции продали товара в России на 29 миллиардов рублей!»

Лейтмотивом первой встречи клуба стала тема e-commerce — один из самых развивающихся сегментов экономики. Только в РФ этот сегмент за 2020 год вырос на 22% до 6,07 трлн рублей! Чтобы раскрыть весь потенциал данного рынка, организаторы пригласили настоящих практиков: старшего менеджера AliExpress в России Екатерину Филенко, основателя KazanExpress Линара Хуснуллина, CEO Outpac Леонида Борисова, а также основателя интернет-магазинов «Футужама» и The Cave Максима Димитрова.

«Мы давно работаем через маркетплейсы, и сейчас у нас есть уникальная возможность задать вопросы основателям этих площадок лично. Главная проблема в том, что служба поддержки маркетплейсов, как правило, слабая и не может ответить на все наши вопросы, — отметил представитель компании Natural Product Company. — Еще одна причина, по которой мы здесь, — нетворкинг с другими бизнесменами».

Екатерина Филенко: «Рынок онлайн-торговли растет с каждым годом и примерно для 55 процентов предпринимателей онлайн-каналы — единственный способ продаж» Екатерина Филенко: «Рынок онлайн-торговли растет с каждым годом, и примерно для 55 процентов предпринимателей онлайн-каналы — единственный способ продаж»

Первой на сцену вышла старший менеджер AliExpress. Она начала с небольшого экскурса в историю компании и напомнила, что они представлены в 220 странах мира. «При этом Россия — второй по объемам бизнес для AliExpress, — подчеркнула Филенко. — Рынок онлайн-торговли растет с каждым годом, и примерно для 55 процентов предпринимателей онлайн-каналы — единственный способ продаж».

Сегодня число казанских предпринимателей, пользующихся площадкой, регулярно увеличивается. За пять месяцев этого года их количество выросло на 61% и достигло более 1 100. Кроме того, на AliExpress работают более 110 самозанятых из Казани. Предприниматели татарстанской столицы продают на AliExpress около 70 тыс. товаров, сообщила старший менеджер компании в России.

Филенко подробно рассказала о том, какая категория товаров сейчас в тренде, какие задачи ставит перед собой маркетплейс из Поднебесной, и более подробно остановилась на условиях для новичков.

«Сейчас у нас действует нулевая комиссия на продажу первых 100 товаров. Далее комиссия составит 5–8 процентов в зависимости от категории товаров. Насчет логистики есть два варианта: вы можете взять данный вопрос на себя, а можете доверить нам и платить всего 69 рублей за посылки не тяжелее 2 килограммов. При этом вы решаете, какой товар и по какой цене продавать, управляете магазином. А мы помогаем вам развиваться. В частности, проводим крупные распродажи, которые позволяют делать рекордные выручки. Самая масштабная из них — „11.11“, которая проводится AliExpress по всему миру. Например, в 2020 году за 2 дня этой акции продали товара в России на 29 миллиардов рублей!»

По окончании выступления Фисенко на нее обрушился шквал вопросов, и еще около получаса спикер стояла на сцене, отвечая на все без исключения. Один из главных — который озвучили предприниматели: «Может ли товар из России продаваться зарубежным покупателям?»

«Мы планируем это и уже думаем, как реализовать, но на данный момент такой опции у нас нет, — парировала старший менеджер AliExpress. — Но советую вам использовать английские слова среди ключевых — они не будут видны покупателю, зато помогут лучше продвигаться товару в нашей поисковой системе».

Далее аудитория поинтересовалась, какие ошибки, которые мешают продвижению на маркетплейсе, чаще всего совершают предприниматели.

«Можно выделить топ-3 ошибок продавцов при торговле на маркетплейсах, — продолжила Филенко. — Во-первых, цены дороже, чем на своем сайте. Во-вторых, загрузить много товара, но сделать слабое описание или добавить плохие фото. Лучше размещать меньше позиций, но преподнести их максимально выгодно. В-третьих, не пользоваться тем, что предоставляет платформа. Магазин нужно прокачивать: есть примеры, как новички площадки уже через неделю оформляют свою первую тысячу заказов».   

Линар Хуснуллин: «У нас один алгоритм продвижения товаров — мы его не меняем с каждым обновлением платформы, потому что это мешает развиваться бизнесу» Линар Хуснуллин: «У нас один алгоритм продвижения товаров — мы его не меняем с каждым обновлением платформы, потому что это мешает развиваться бизнесу»

«К 2024 году планируем стать крупнейшим маркетплейсом в Европе и СНГ»

О том, что будущее за маркетплейсами, рассказывал публике и основатель KazanExpress Линар Хуснуллин: «Они растут, „летят“, и порядка 90 процентов продаж в мире уже идет через них. По разным оценкам, Amazon в США занимает 55 процентов продаж всех товаров. Хотя еще в 2018 году картина была иной — всего 10 процентов товаров покупалось онлайн. Почему маркетплейсы побеждают офлайн? Потому что для бизнеса очень много привилегий: бесплатно открываете магазин, экономите на логистике. Например, у нас упаковка и доставка обходятся всего в 80 рублей. Вам не нужно думать о хранении товара и переживать, что у склада потечет крыша. Это все наши заботы».

Далее Хуснуллин отметил, что каждый маркетплейс работает на своих алгоритмах, что чувствуют на себе предприниматели. 

«У нас один алгоритм продвижения товаров — мы его не меняем с каждым обновлением платформы, потому что это мешает развиваться бизнесу. Вы один раз „сели“ на наш маркетплейс, заняли свое место, и ваши продажи повышаются пропорционально росту KazanExpress. Например, за прошедший год мы выросли примерно в 10 раз, а наши продавцы — в 4–5».

Основатель KazanExpress рассказал, что его площадка сейчас в стадии развития, и если прежде компания держалась на энтузиазме, то с приходом сильного партнера все изменилось.

«Раньше у нас элементарно не было денег, а теперь они есть, поэтому можем улучшать сервис и услуги. Уже строим склад за 3 миллиарда рублей, а к концу года планируем иметь 680 пунктов выдачи по всей стране. К 2024 году намерены стать крупнейшим маркетплейсом в Европе и СНГ. Более того, мы одними из первых решили внедрить персональных менеджеров, которые появятся у вас уже к концу мая и будут „драться“ за ваши интересы, помогать вам развиваться на нашей площадке. Также в планах развивать новую модель взаимодействия с бизнесом. Например, у вас есть свой онлайн-магазин, сайт, где вы уже продаете. Допустим, на рекламу вы тратите миллион рублей и еще 2 миллиона рублей на логистику. Получается, что совокупно вы направляете 3 миллиона рублей на рекламу и логистику. Теперь половину данной суммы заплатим мы и займемся и продвижением, и логистикой. Чтобы запустить этот продукт, нам потребовалось привлечь дополнительно 30 разработчиков».

Остановить вопросы публики после выступления Хуснуллина удалось только модератору, который напомнил о том, что пришло время следующего спикера.

Леонид Борисов: «Нюанс в том, что как только вы зарегистрировались в маркетплейсе, вы принимаете его условия игры. Меняющиеся алгоритмы, не всегда актуальные для вас распродажи» Леонид Борисов: «Нюанс в том, что, как только вы зарегистрировались в маркетплейсе, вы принимаете его условия игры. Меняющиеся алгоритмы, не всегда актуальные для вас распродажи»

Почему компании-гиганты ушли с Amazon?

О том, что товары можно продавать успешнее по старинке, рассказал CEO магазина уличной моды Outpac Леонид Борисов. Он предстал в роли антагониста маркетплейсов, который считает, что это не единственный путь к большим продажам. И у спикера есть на это веские основания: полтора года назад люди подрались за место в очереди в его магазин. И если драка — единичный случай, то очереди в Outpac — явление постоянное.

«Мы пришли в онлайн-продажи в 2009 году, — подчеркнул Борисов. — По информации компании „СДЭК“, на тот момент мы были одним из крупнейших игроков на этом рынке. А сейчас у нас почти нет онлайн-продаж. А многие из тех, кто зашел на маркетплейсы одним из первых, вышли с таких площадок. Например, Nike, Harley-Davidson вообще ушли с Amazon, а IKEA оставила в данном маркетплейсе лишь маленькие товары. Одна из официальных причин — компаниям хочется замкнуть трафик на себе, а не делить его с кем-то. Нюанс в том, что, как только вы зарегистрировались в маркетплейсе, вы принимаете его условия игры. Меняющиеся алгоритмы, не всегда актуальные для вас распродажи. А вместе с этим вероятность потерять свой груз где-то. Я знаю историю, когда предприниматель потерял фуру товара. Такие случаи могут просто загубить начинающий бизнес».

Лейтмотивом всего выступления Борисова была мысль о том, что офлайн-продажи — современный люкс. Пандемия умножила желание тактильного контакта покупателя с товаром.

«Люди приходят в магазин не за товаром, а за эмоцией, — продолжил CEO Outpac. — Пожалуй, ни один маркетплейс не даст такой обратной связи, как консультант в магазине. Мы столько лет вкладывали в сервис, что просто не можем от него отказаться, занимаясь только онлайн-продажами».

Максим Димитров: «Я предприниматель, который делает продукт, хочет делать его больше и донести информацию о нем до большего количества потребителей» Максим Димитров: «Я предприниматель, который создает продукт, хочет делать его больше и донести информацию о нем до большего количества потребителей»

Продажи на маркетплейсах — это не ваши продажи

Подвел итог встречи и поделился личным опытом с лайфхаками увеличения продаж на маркетплейсах основатель интернет-магазинов «Футужама» и The Cave Димитров: «Я предприниматель, который создает продукт, хочет делать его больше и донести информацию о нем до большего количества потребителей. Поэтому свою задачу как предпринимателя я вижу в том, чтобы смотреть на текущие условия игры, не критикуя ни маркетплейсы, ни офлайн, подстраиваться под них и максимизировать свою прибыль».

Спикер рассказал, что видит плюсы работы с маркетплейсами в легком старте, надежности и полном фулфилменте товара:

«Мне не нужны маркетинг, склады, магазины, ремонт, продавцы. Я либо производитель, либо реселлер — упаковываю в коробку товар, отправляю службой доставки на склад маркетплейса или привожу сам, завожу карточки товара, и все: доступ к многомиллионной аудитории у меня».

«Казалось бы, все круто, но так не бывает, — посетовал Димитров. — Главный подводный камень в том, что продажи на маркетплейсах не равно мои продажи.  У нас нет контактов клиентов, и, самое главное, клиенты приобретают не у нашей марки, они покупают на онлайн-площадке, и им все равно, кто этот товар произвел».

В числе минусов предприниматель также упомянул отсутствие контроля за ценой — маркетплейсы часто подталкивают продавцов к скидкам, распродажам или даже снижают цену без подтверждения мерчанта — и высокий риск копирования вашего товара.

«Мне интересно, как после сегодняшнего диалога маркетплейсы будут развиваться дальше, — прокомментировала мероприятие руководитель направления „СеллерМАРКЕТ“ Анна Шафигуллина. — Готовы ли они учитывать ту „боль“, которая есть у предпринимателей? Здорово, что у нас в принципе была такая возможность обсудить проблемные места и получить ответ от первых лиц компании. Надеюсь, это позволит добиться нужного результата».