Нужно смириться с тем, что автомобили подорожали. Когда люди еще на своей памяти пять лет назад покупали автомобиль, он стоил одних денег, сейчас это совершенно другие «Нужно смириться с тем, что автомобили подорожали. Когда люди еще на моей памяти пять лет назад покупали автомобиль, он стоил одних денег, сейчас — совершенно других» Фото: «БИЗНЕС Online»

О герое:

Нашему собеседнику около 40 лет, он занимается подбором автомобилей под ключ и выездной диагностикой. До этого он занимался музыкой, но решился на смену профессии из-за любви к машинам. Профессиональным поиском недостатков в автомобилях он занимается четыре года. 

Как изменились цены на б/у автомобили

  • Количество автомобилей до пандемии и сейчас уменьшилось процентов на 20. Цены выросли иногда на 20%, иногда — на 30%, а иногда — и на 40%. Связано это в первую очередь с дефицитом новых автомобилей, стоить они стали дороже. Сначала заводы стояли, а потом все товары смели. Сейчас дилеры полный RIO, Polo, Rapid, Solaris на автомате будут продавать за 1,3 миллиона. Тот же самый Solaris в 2015 году можно было купить за 600 тыс. рублей, разница в 2 раза. Бэушный рынок такой же, с ценами мы ничего сделать не можем.
  • Нужно смириться с тем, что автомобили подорожали. Когда люди еще на моей памяти пять лет назад покупали автомобиль, он стоил одних денег, сейчас — совершенно других. Бесполезно вспоминать, что было когда-то. То же самое: человек пришел в «Пятерочку», прошел к хлебобулочным изделиям и смотрит, что батон стоит 35 рублей. Он начинает громко материться и вспоминать советские времена, что когда-то батон стоил 22 копейки. Что от этого изменится? Ничего. Просто взять и принять.
  • Нет понятия «плохой автомобиль», есть понятие «плохая цена». Есть автомобиль с техническими проблемами, но продается по «плохой цене», т. е. должен стоить 50 тыс., а продают его за 500. По факту из 50 автомобилей, которые заходят в салон, нам подходит один. Остальные нас по критериям не устраивают: либо завышенная цена, не соответствующая состоянию, либо у него есть какие-то дефекты, которые не позволяют с чистой совестью сказать клиенту: «Да, ее бери». Если в целом говорить про рынок в Казани, с «плохой ценой» продается 95% автомобилей.

Нет понятия «плохой автомобиль», есть понятие «плохая цена». Есть автомобиль с техническими проблемами, но продается по плохой цене, то есть должен стоить 50 тысяч, а продают его за 500 «Нет понятия «плохой автомобиль», есть понятие «плохая цена». Есть автомобиль с техническими проблемами, но продается по «плохой цене», то есть должен стоить 50 тысяч, а продают его за 500» Фото: «БИЗНЕС Online»

Чего хотят клиенты

  • Клиенты рассматривают все варианты автомобилей, начиная от стоимости в 100 тыс. и заканчивая 10–15 миллионами. У нас большим спросом пользуется бюджетный подбор от 300 тыс. до 1,5 миллиона. У нас и рынок по ним более-менее приличный есть, из которого действительно можно выбирать. Допустим, тот же самый «Крузак 200» (Toyota Land Cruiser 200). Открываем интернет и видим пять автомобилей в нужном клиенту бюджете. Это не подбор получается, а просто фикция. Проверим мы эти пять автомобилей, а потом что будем делать, если они не подойдут? Сидеть и ждать, пока рынок обновится? Смысл? Лучше человеку поехать в Питер или Москву, где рынок действительно есть. Остальные более-менее распространенные бюджетные модели мы можем подобрать.
  • Люди хотят сказать: «Я хочу то, то, то. Найдите мне». Покупатель чаще всего не понимают, что такое рынок и как он формируется. Сегодня ко мне обратился человек и написал: «Мне нужен автомобиль Opel Astra H, универсал, 1.8, автомат. Возьметесь за подбор?» Я открываю интернет: ни одного автомобиля нет вообще. Мы не можем подобрать то, чего нет.
  • У человека иногда бывает больше «хотелок», чем автомобилей существует на рынке. Ему нужен цвет, комплектация, мы не можем предложить этого, потому что выбора нет. Т. е. он за свои деньги хочет купить автомобиль, который он придумал у себя в голове, а такой есть только новый в автосалоне. Найти его не представляется возможным, чтобы еще по всем нашим стандартам.
  • Люди часто покупают автомобили по принципу «понравилось или нет». Обращают внимание на внешность, чистоту салона, какие-то парадные цифры, динамику разгона, мощность, красоту. Для нас в первую очередь важно состояние.

Где лучше выбирать автомобиль

  • Без разницы, к кому пойти — к частнику, «перекупу» или в салон. Но у каждого есть свои нюансы.
  • Самые дикие цены выставляют обычные частники, которые сами на нем ездили. Например, одному клиенту мы год назад подбирали автомобиль за 450 тыс., а теперь он его продает за 600 тысяч.
  • Автосалон не выставляет автомобиль по максимальной цене в своем регионе, он понимает, что ему нужно его продать. Ему невыгодно этот автомобиль держать полгода-год. Он выставляет ту цену, по которой машина уйдет, и постоянно ее корректирует. В том же ТТС каждую неделю переоценка: если не берут автомобиль, они по 10 тыс. начинают снижать. Частник — существо непредсказуемое. Он продает по принципу «мой автомобиль — самый лучший».
  • Я не буду хаять всех «перекупов», есть люди, которые продают честно. Да, они их покупают, вкладывают в них какую-то сумму, восстанавливают, делают хорошо и перепродают. Есть «перекупы», которые купили по «дешману», отполировали, почистили и пустили в продажу.
  • Вообще, частнику сейчас купить хороший автомобиль трудно. Потому что с салона на стадии захода нормальные подборные организации уже знают, что к дилеру заходит. Нормальный автомобиль до обычного частника не дойдет. В салоне его перехватит либо «перекуп», либо какая-то подборная организация.
  • На зашедший в автосалон автомобиль дилер может накрутить 20–40% от его стоимости. В большинстве случаев с автомобилем сделают просто предпродажную подготовку, иногда автосалоны вкладываются туда, чтобы поменять лобовое стекло, если подвеска слишком сильно стучит.


Самые дикие цены на автомобили выставляют обычные частники, которые сами на нем ездили «Самые дикие цены на автомобили выставляют обычные частники, которые сами на нем ездили» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто и как обманывает покупателей

  • Вопрос в том, кто будет показывать и продавать автомобиль, зависит от конкретного человека. Есть салоны официальных дилеров, там сначала оценивают того, кто приходит за автомобилем. Если приходит молодой человек, консультант понимает, что тот не особо разбирается в автомобилях и можно предложить вариант, который нужно продать. Возможно, он битый, крашеный, но будет премиальной марки и дешево стоить.
  • Четыре года назад в одном из крупных автосалонов продавалась Skoda Octavia, я ее рассматривал для себя. Подключился диагностикой — у машины пробег реальный был 180, на приборке светилось 90. Естественно, я этот автомобиль тогда не купил. Это притом что салон декларировал, что пробег они не скручивают.
  • Вот объявление, очень похоже на частника, но машину продает «перекуп», просто он маскируется. Спрашиваешь его: «Занимаешься?» — «Да, занимаюсь».  — «Давай тогда, чтобы твое и мое время не тратить, скажи, сколько пробег смотал?» Он по телефону говорит: «Ну 47 тысяч». Он же понимает, что мы приедем, потратим на осмотр 1,5 часа, в это время он мог погулять с ребенком либо показать автомобиль другому человеку.

Есть автомобили, у которых пробег сматывается быстро и легко. У других типа Mercedes, BMW, Porsche, пробег прописывается в нескольких блоках управления — двигателя, коробки, полного привода, даже в блоке фар «Есть автомобили, у которых пробег сматывается быстро и легко. У других, типа Mercedes, BMW, Porsche, пробег прописывается в нескольких блоках управления — двигателя, коробки, полного привода, даже в блоке фар» Фото: pixabay.com

Для кого продавцы сматывают пробег

  • У российского человека существует понятие «пробег до сотки». На Гвардейской есть один гараж, куда продавцы загоняют машины и сматывают пробег до 90 тыс. или 92 тыс. километров. В угоду этому стереотипу покупателя. Автомобиль до сотки продать легче, поэтому несчастные 15, 20, 50 тыс. км сматывают.
  • Крутят пробег все, кроме официальных дилеров. Они могут не досмотреть, но если они заметят, что пробег скручен, то в большинстве случаев об этом скажут. В большем процентном соотношении официальные дилеры предоставляют всю информацию об автомобиле, потому что есть закон, что если авто будет с какими-то дефектами, о которых не расскажет автосалон, в течение 14 дней человек имеет право сдать его обратно.
  • Есть автомобили, у которых пробег сматывается быстро и легко. У других, типа Mercedes, BMW, Porsche, пробег прописывается в нескольких блоках управления — двигателя, коробки, полного привода, даже в блоке фар. Смотка пробега может стоить 2–5 тыс. рублей, а здесь другие, астрономические суммы выходят, чтобы весь пробег «прочистить». Причем, когда подключаешься с диагностикой, в каждом блоке должен быть свой пробег, немного отличающийся от того, который на приборке. Если ты видишь, что пробег идеальный, один в один километр с приборкой, то понимаешь, что кто-то заморочился, но не сильно. А вот те, кто заморачивается, делают разброс.

О профессиональных хитростях

  • Для меня главный критерий — это безопасность автомобиля, потому что технику, двигатель можно починить. Вот такая ситуация: подборщик не захотел, забыл, поленился, просто не знал, но не дернул ремень безопасности сзади. Пара купила автомобиль, у них ребенок. Она на заднее сиденье, где подборщик не проверил ремень безопасности, ставит детское кресло, сажает ребенка. Скорость небольшая, 40 км/ч, ремень не сработал, ДТП, ребенок вылетает и умирает. Кто будет виноват? Эта пара или тот подборщик, который не проверил? Вот из таких мелочей и складывается наша профессия.
  • По открытым базам ГИБДД вы можете посмотреть, можете купить отчет «Автотеки». Более-менее полная информация начала появляться в базах только с 2015 года. Все, что было с автомобилем раньше, неизвестно.
  • Представим себе такую ситуацию: едет пьяный человек по сельской местности, съезжает в кювет, переворачивается. Как вы считаете, он будет в этом случае вызывать ГИБДД, чтобы оформить ДТП? Нет, не будет, потому что он пьяный, у него отберут права. Это ДТП не оставит следа в базе, и вы его не увидите. Поэтому нужно смотреть именно фактически, что с автомобилем было.
  • У нас в Казани перепродажей автомобилей занимается одна женщина. Она указывает подменный VIN в объявлении. Допустим, автомобиль Hyundai Solaris 2012 года, белого цвета, подбирается VIN подобного автомобиля 2012-го, белого цвета, с абсолютно чистой автотекой, а продается с подменным VIN. По состоянию они сильно отличаются — у одного один хозяин, все хорошо, без ДТП, пробег 120 тыс., а фактически, который продается, может быть в совершенно другом состоянии.
  • В сервисе никто не будет проверять оригинальность VIN, не станут смотреть номер двигателя, а без этого автомобиль просто на учет может не встать. Они просто посмотрят «ходовку», если что-то будет с двигателем, они скажут: «Давай мы тебе дефектуем, разберем его».
  • Если брать выездную диагностику, то в 95 случаях из 100 покупатель выберет автомобиль, который покупать не рекомендуется. Потому что он его выбирает своим взглядом, основываясь на разговоре с продавцом, на объявление: «Не битая, не крашеная, вложений не требует, в салоне не курили».

10-15 летние Toyota Camry, Corolla покупали взрослые дяденьки, с тем же посылом — автомобиль надежный, его можно и не обслуживать «10–15 летние Toyota Camry, Corolla покупали взрослые дяденьки с тем же посылом — автомобиль надежный, его можно и не обслуживать» Фото: pixabay.com

Какие машины покупать не стоит

  • Есть четыре модели автомобилей, на которые не надо смотреть. Это Honda Civic, Mazda (BK), Honda Accord конца 2000-х годов, Camry 40 легендарная. Эти автомобили уже ушли на пенсию, причем давно.
  • Honda Civic и Mazda (BK) — это молодежные, пацанские автомобили, пенсионеры такие не покупают. Естественно, молодежь ездит быстро, модифицирует машину, а на починку и обслуживание у них денег, как правило, нет. Стоят такие автомобили 350–400 тыс. рублей, кто-то и за 300 тыс. покупает, но такой автомобиль после 8–10 владельцев будет требовать кучу вложений. Весь снежный ком проблем, который копился от последних владельцев, катится на нового. Об этих автомобилях забудьте, пусть они умирают у того, кому последнему не повезло.
  • Есть другая категория, например Toyota. Это бренд, который вселяет надежность. 10–15 летние Toyota Camry, Corolla покупали взрослые дяденьки с тем же посылом — автомобиль надежный, его можно и не обслуживать. С тем пробегом, который сейчас есть у этих автомобилей, они перестают хранить эту надежность. После 10 лет эксплуатации такой автомобиль начинает ломаться, разрушая стереотипы, поэтому смысла его покупать нет.
  • Покупая автомобиль, не нужно обращать внимание на количество кнопочек на руле, на комплектацию, цвет. Задача — за адекватные деньги взять машину с минимальным количеством вложений.
  • Я не понимаю тех, кто берет кредит на автомобиль. В Казани это не самая нужная вещь. Я понимаю людей, которые покупают жилье в ипотеку, это жизненно необходимо, семья растет. Лучше, наверное, платить ипотеку, чем ежемесячно 20 тыс. за аренду жилья. У нас прекрасно работает транспорт, из любой точки можно добраться, причем на автобусе будет быстрее, чем на своем транспорте.
  • Logan за 400 тыс. рублей за пять лет съест на обслуживании 40 тыс., а в Mercedes за 400 тыс. в первый же месяц потребует вложений на ту же сумму.
  • Каждый день обращаются с заявками из серии «у меня зарплата 30 тысяч рублей, я хочу взять автомобиль за 800 полностью в кредит. Как вы думаете, смогу ли я оплачивать кредит и содержать этот автомобиль?» Нет, с учетом стоимости бензина, оплаты кредита и расходов на обслуживание это и будет размер всей зарплаты. Как ты будешь жить дальше? Если у человека есть 300 тыс. и ему хочется какую-то бюджетную иномарку, он понимает, что сможет оплачивать кредит в 100 тыс. рублей, то это оправданно.
  • Нет смысла брать огромный кредит на автомобиль, который может превратиться в груду искореженного металла. Автомобиль никогда не может быть средством вложения денег, это всегда только их потеря. Да, это комфорт, но это всегда риск, поэтому к автомобилю как к вложению нельзя относится. Это только траты.

Можно ли вернуть «проблемный» автомобиль

  • Возьмем «перекупов», у них два основных способа продажи. Либо «перекуп» вписывается в ПТС и становится юридически владельцем автомобиля, после чего продает его по договору новому владельцу. В этом случае есть возможность ему предъявить. Либо перед нами договор купли-продажи, где вписан продавец, а «перекупа» юридически в документах нигде нет и незаполненное поле с данными покупателя. В этом случае «перекупа» вы никогда не найдете и не притянете его к ответственности за этот автомобиль.
  • Если автомобиль был куплен в салоне дилера, человека могут на этапе регистрации развернуть в ГИБДД. Самая распространенная причина — замененный двигатель. Есть несколько вариантов развития событий. Если номер двигателя не совпадает, но хотя бы данный тип двигателя предназначен для этого автомобиля, то здесь можно разобраться. А если там стоит двигатель от угнанного автомобиля, его отправляют на штрафстоянку и возбуждают уголовное дело в отношении неустановленного лица. Есть все шансы, что автомобиль можно вернуть дилеру, он выплатит сумму либо обменяет на другой.