С 1 июня начинается этап обязательной маркировки в отношении сыров и мороженого. С 1 сентября 2021 года к ним присоединятся производители молочной продукции со сроком годности более 40 суток, а с 1 декабря 2021 года — продукции со сроком годности 40 суток и менее С 1 июня начинается этап обязательной маркировки в отношении сыров и мороженого. С 1 сентября 2021 года к ним присоединятся производители молочной продукции со сроком годности более 40 суток, а с 1 декабря 2021 года — продукции со сроком годности 40 суток и менее Фото: © Алексей Куденко, РИА «Новости»

Минпромторг недоволен загрузкой типографий

«По нашей нехорошей традиции, чем меньше времени остается до запрета оборота немаркированной продукции, тем больше вопросов возникает в отрасли», — заявил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов, открывая всероссийский форум по маркировке молочной продукции. Напомним, уже с первого дня лета начинается этап обязательной маркировки в отношении сыров и мороженого. С 1 сентября 2021 года к сыроварам и мороженщикам присоединятся производители молочной продукции со сроком годности более 40 суток, а с 1 декабря 2021-го — продукции со сроком годности 40 суток и менее.

Кроме оплаты самого кода Data Matrix в ГИС МТ (50 копеек без учета НДС на единицу товара), производителям надо будет раскошелиться на нанесение кода на упаковку. Есть три способа: прямой, этикетирование и типографский. Последний из них замминистра назвал самым востребованным.

«Это был запрос отрасли, мы с типографиями проводили работу очень кропотливую. Кто-то в это шел с удовольствием, кому-то это было абсолютно не нужно. Но так или иначе мы свое домашнее задание выполнили. На сегодня у нас уже 46 типографий полностью готовы и могут обеспечить потребности производителей сыров и мороженого маркированной упаковкой. К 1 июня число таких типографий должно вырасти до порядка 60», — отчитался чиновник.

Но вместе с тем заказы от молочников на текущий момент размещены лишь на 15 типографиях, а общий объем заказов не превышает 10% потребности отрасли. Евтухов возмутился такими низкими показателями и припомнил, что таким образом ведомство хотело снять нагрузку с производителей, чтобы на них «не ложились дополнительные косты».

«Вы тогда уведомите наши министерства в письменном виде, и мы не будем ставить с коллегами вопрос о неготовности к маркировке из-за неготовности типографий. Тогда будем ставить вопрос о том, что вы сами просто не подготовились к маркировке. Несмотря на то что у нас подготовительный период занял 2,5 года. Это самый длинный период по всем видам товаров [подлежащих маркировке]. Мы шли вам навстречу, откладывали сроки и растянули весь процесс до 2023-го», — продолжал замминистра.

Но и типографиям не стоит злоупотреблять положением. Вопрос повышения стоимости упаковки при типографском способе нанесения маркировки у ведомства стоит на особом контроле, подчеркнул спикер. В случае необоснованного роста цен Евтухов пригрозил сразу уведомлять об этом федеральную антимонопольную службу.

Перемаркировка — важный инструмент, который позволит не снимать с продажи молочную продукцию с утраченными кодами и обеспечить ее реализацию Фото: «БИЗНЕС Online»

Какие пробелы остаются?

К запуску обязательной маркировки молочной продукции совместными усилиями удалось выработать важные изменения, рассказала руководитель рабочей группы по прослеживаемости и маркировке товаров ассоциации компаний розничной торговли Анна Орлова. Тем не менее организациям придется столкнуться с некоторыми сложностями. Например, порча или утрата кода. 

«Это перемаркировка с сохранением ветеринарной прослежки. Действительно, это очень важный функционал, но, к сожалению, я говорю, что приемлемого решения пока не смогли выработать. Надеемся что в ближайшее время это произойдет», — сказала Орлова.

Перемаркировка — важный инструмент, который позволит не снимать с продажи молочную продукцию с утраченными кодами и обеспечить ее реализацию, отметила представитель АКОРТ.

Особенность молочной продукции — товары с переменным весом. Эта группа товаров вызывает основное опасение у ретейлеров, рассказал менеджер проектов ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» Николай Кустов. «Мы сейчас ищем пути решения, чтобы каким-то образом найти самое оптимальное использование маркировки с переменным весом. Есть определенные сложности, надеюсь, будем решать с поставщиками и производителями», — сказал он.

Еще одна зона риска заключается в том, что сети ничего не знают о маркировке, которую получают от своих поставщиков. Львиная часть маркировок будет идентифицирована исключительно на кассовом узле в момент реализации товара, добавил Кустов. «В этот момент мы должны быть уверены в том, что эта маркировка находится в легальном обороте, с достаточным сроком годности. Должна быть онлайн-проверка. Я имею в виду быстрое решение, которое позволит нам не замедлить скорость обслуживания наших покупателей. В этом случае мы бы с удовольствием использовали такую схему проверку товара», — добавил докладчик.

Производители надеются, что к 2022 году операторы определятся с поэкземплярной прослеживаемостью — будет ли она внедряться или нет. Такой вопрос поставил IT-директор финской молочно-промышленной компании Valio Евгений Калинин. «Требуется ли этот процесс? Во всех ли группах? Для нас внедрение поэкземплярной прослеживаемости на производстве — это дополнительные инвестиции в упаковочные автоматы, это понижение эффективности работы производства на 20–30 процентов. Не предназначены все упаковочные линии для такой работы, там есть свои тонкости. Она даст скачок в работе людей, работающих на складе, которые будут сканировать каждую коробку для отгрузки клиенту, это увеличение работников, затрат. В целом очень ждем, что в 2022 году эти процессы будут прояснены, чтобы мы спокойно и в срок реализовали все задачи», — сказал Калинин.

Немаловажной причиной недовольства производителей системой маркировки производители называли ее дороговизну. Расходы на эти цели могут достигнуть до 50 млн рублей для среднего молокозавода Фото: «БИЗНЕС Online»

О мерах поддержки и рисках системы

Немаловажной причиной недовольства производителей системой маркировки производители называли ее дороговизну. Расходы на эти цели могут достигнуть до 50 млн рублей для среднего молокозавода, рассказывали нам ранее игроки рынка.

Вот какие меры поддержки действуют сейчас для предприятий. Они могут принять участие в программе «Производительность труда» от фонда развития промышленности и воспользоваться льготным финансированием на сумму от 50 млн до 300 млн рублей по ставке в 1%. Также можно заявиться на льготные кредиты от минсельхоза России, получив ставку от 1 до 5 процентов годовых.

Что касается типографий, для них предусмотрена нулевая ставка НДС на импортное оборудования для печати кодов маркировки, а также программа «цифровизация промышленности» от ФРП (от 20 млн до 500 млн рублей на срок до 5 лет, ставка — 1–3%).

На форуме стало известно, что минпромторг разработал специальные меры поддержки под проект маркировки. Соответствующее постановление расширило возможность ФРП финансировать все проекты в этой сфере. Речь идет о сумме от 5 млн до 50 млн рублей, срок льготного займа — 2 года, ставка составит 1%.

Кроме того, минсельхоз дополнительно рассматривает вопрос о предоставлении краткосрочных кредитов на приобретение упаковки с уже нанесенными кодами маркировки. Такая мера, по словам заместителя директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Владимира Скворцова, призвана стимулировать отечественных производителей молочной продукции использовать типографии. Также обсуждается механизм льготного лизинга и возмещения части капитальных затрат предприятиям молочной отрасли. 

Напомним, в марте «БИЗНЕС Online» подробно писал о предстоящем переходе на обязательную маркировку молочной продукции. По мнению татарстанских участников рынка, в отрасли до сих пор нет понимания, зачем нужно внедрять систему, которая, возможно, на практике будет дублировать функции системы ветеринарной сертификации молочной продукции «Меркурий». По мнению же оператора системы маркировки ООО «Оператор-ЦРПТ», они будут только дополнять друг друга.

«Все говорят о том, что QR-код даст нам возможность борьбы с фальсификатом, но никто не может ответить на вопрос, как он это сделает. У нас, как у производителей, которые живут с данной темой около двух лет, ответ очевиден — никак», — сетовал генеральный директор ООО «Азбука сыра» Алексей Фатыхов. Кроме того, дополнительные затраты, по мнению производителей, приведут к подорожанию товаров для конечного потребителя. «Прогноз подорожания — до 10 процентов за единицу мелкофасованной продукции», — говорил владелец ГК «Вамин Татарстан» Минтимер Мингазов.

Опасения у участников рынка вызывают возможные срывы сроков поставки молочки, технические сбои и вымирание МСБ. Центр развития перспективных технологий впоследствии опровергал эти риски.