Франция на пороге внутриполитического кризиса. Действующие и отставные военные пишут властям открытые письма о тлеющей гражданской войне и необходимости принятия мер ради «выживания страны». Авторов скандальных обращений пугают репрессиями и отказываются воспринимать слова военных всерьез. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что угроза преувеличена, а самое интересное — как власти будут выходить из сложившейся ситуации.
Французские военные предупредили о надвигающейся на страну гражданской войне
«Не время болтать попусту, иначе завтра гражданская война положит конец этому нарастающему хаосу…»
Французские военные предупредили о грядущей гражданской войне. Об этом они заявили в открытом, хотя и анонимном, письме, опубликованном в правом издании Valeurs actuelles. Их обращение подписали, поставив свои подписи, более 250 тыс. человек. Таким образом действующие военные поддержали отставников: в конце апреля в том же издании появилось письмо за подписями 20 генералов и 80 офицеров в отставке, которые, несмотря на законодательный запрет для данной категории граждан высказываться на религиозные и политические темы, обратились к президенту Эммануэлю Макрону, предупреждая его о возможном перевороте, если тот не обратит внимания на действия исламистов, которые устанавливают свои порядки. По мнению авторов письма, во Франции уже началась расовая война. «Сейчас не время болтать попусту, иначе завтра гражданская война положит конец нарастающему хаосу — и вы окажетесь повинны в гибели тысяч людей», — говорится в обращении на сайте Valeurs actuelles. Главным инициатором обращения стал отставной офицер жандармерии Жан-Пьер Фабр-Бернадак, который до этого активно участвовал в движении «желтых жилетов». Власти, по сути, проигнорировали демарш. Министр обороны Франции Флоранс Парли назвал его авторов «генералами в домашних тапочках», которые уже не имеют никакого авторитета.
Действующие военные раскритиковали реакцию властей на предыдущее обращение: «Наши старшие товарищи — бойцы, заслуживающие уважения. Вы отнеслись к ним как к мятежникам, хотя их единственная вина состоит в том, что они любят свою страну и оплакивают ее очевидное падение». А себя авторы сравнивают с бойцами Сопротивления. Министр внутренних дел Жеральд Дарманин назвал письмо «грубым маневром», обвиняя анонимных военных в отсутствии смелости и советуя всем недовольным участвовать в выборах.
Оба обращения стали реакцией на конкретные события. 23 апреля под Парижем выходец из Туниса напал на представительницу правоохранительных органов, она скончалась. 5 мая в центре Авиньона во время антинаркотической спецоперации был застрелен полицейский. Последние несколько дней в разных частях Франции зафиксировано сразу несколько эпизодов нападения на правоохранителей — одни забросали машину майора полиции камнями и бутылками, другие — коктейлями Молотова и фейерверками. В Пятой республике еще помнят осенние события прошлого года, когда в пригороде Парижа обезглавили учителя Самюэля Пати, а через две недели мужчина напал на прихожан церкви в центре Ниццы. «Кто бы мог представить 10 лет назад, что однажды учитель будет обезглавлен у выхода из своей школы?» — вопрошали в апрельском обращении отставные французские генералы.
Примечательно, что как первое, так и второе обращения военных стали своего рода реакцией на весьма конкретные события во Франции, которые только лишний раз подтверждают опасения авторов
«Большой урок и для России»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты в целом не исключают описанные в обращениях военных сценарии.
Павел Салин — политолог:
— Во Франции, как в любом гражданском светском обществе, конфликт выходит наружу, обсуждается и таким образом решается. Что касается риска гражданской войны, то проблему не высасывают из пальца, но ее масштаб преувеличивается, чтобы привлечь внимание СМИ.
На первое письмо власти ответили угрозами, а не репрессиями, и вряд ли до этого дойдет. Когда в Турции отставные генералы выступают с неудобными заявлениями, там их действительно арестовывают и лишают наград. Эрдоган может себе подобное позволить, французские власти — нет, потому что есть система сдержек и противовесов, и власть не может задавить конкурентов, хотя, возможно, и хотела бы. Как Франция будет выходить из данной истории, достаточно любопытно, и здесь большой урок и для России с точки зрения того, как система дает сбои.
Максим Шевченко — журналист:
— Это возвращение в какие-то 30-е и 60-е годы XX века, ко всякого рода франкистским, салазаровским, гитлеровским и так далее военным режимам, которые тоже приходили «спасать европейскую цивилизацию». И это полный крах Европейского союза как такового. Поскольку ЕС декларировался как зона мира, демократического гражданского согласия и управления, как возможность разрешения конфликтов с помощью политических институтов. Понятно, что военные тоже политический институт, но особого рода. В 60-е годы на фоне алжирской войны во Франции уже было ОАС — крайне правое движение, которое сформировали военные, прошедшие войны во Вьетнаме, Алжире, да и Вторую мировую войну тоже. И они готовили убийство Де Голля, проводили теракты во французских городах, и тогда их главным аргументом тоже являлись уступки исламистам.
Но, как и полагается нормальному обществу, серьезные кризисы в нем выводятся на поверхность. Проблема не в мигрантах и бандах, а в «желтых жилетах» и революционном протесте, который нарастает во Франции. Мигранты и банды — это просто предлог. На самом деле французский капитал обеспокоен ростом именно революционных настроений, которые выражаются в усилении массовых протестов под левыми знаменами. Рост популярности «Непокоренной Франции» и то, что происходит 1 мая, и с движением «желтые жилеты», говорит о том, что Франция на самом деле стоит на пороге если не гражданской войны, то очень серьезных событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.