«У президента РТ есть свой взгляд на центр Казани»

— Жанна Владимировна, чем вообще занимается ваш отдел городского дизайна? 

— Цель работы отдела — формирование гармоничного архитектурно-художественного облика Казани с учетом сохранения объектов культурного наследия — того, что уже стало архитектурным достоянием нашего города.

— По большому счету этим же занимаются градостроительный совет, комиссия при мэре, комиссия при президенте РТ…

— Все органы, которые вы перечислили, занимаются градостроительством, а мои вопросы больше оформительские, не связанные со строительством. Тем не менее я принимаю участие в работе и градостроительного совета, и комиссии при мэре и иногда при президенте.

 Вам не кажется, что в Казани избыточное количество структур типа «не пущать» на пути застройщиков? (Журов Александр)

— Эти структуры ведь неслучайно возникли. Во-первых, Казань готовилась к проведению Универсиады. Как вы помните, было очень много пустырей, город выглядел как после бомбежки. Владельцам земли надо было решить: либо они строят, либо предоставляют возможность построить другим. Серьезная работа в историческом центре началась осенью 2011 года по инициативе Рустама Минниханова. С собственниками 309 объектов, из которых 89 — объекты культурного наследия, были заключены соглашения. Мы перелопатили много проектов, которые уже нами были согласованы, но до стройки дело так и не дошло.  Начиная с того момента особое внимание мэра и президента было уделено именно центру города. У президента РТ есть свой взгляд на центр Казани, и он имеет право его высказать.

Не административные барьеры, а площадки для дискуссии
Почему эти комиссии возникли? Наверное, потому что не было единого взгляда, даже у архитекторов, на то, каким должен быть центр столицы РТ.
Жанна Белицкая   главный художник Казани
Жанна Белицкая главный художник Казани

Некоторые говорили, что центр города должен быть историческим, то есть все пустыри надлежало застроить в контексте с историческими объектами, небольшой высоты. Другие говорили: «Нет, давайте на контрасте возводить высотные акценты».

Поэтому и появилась эта поэтапная комиссия. Сначала мы внутри архитектурного управления рассматриваем проект — соответствует ли он нормативам. Если да, то переносим его рассмотрение на градостроительный совет. Спор идет, пока эксперты не придут к общему варианту. Есть проекты, которые до 7 раз архитекторы переделывали, — на памяти проект напротив здания по адресу: улице Нариманова, 40. Изначально этот объект предполагался как очень нарядный. Но не факт, что собственник смог бы его реализовать. Часто получается, что при строительстве заменяют материалы и какие-то элементы ввиду дороговизны и объект перестает быть тем, каким задумывался.

— Какова роль главного художника в данном процессе согласований? 

— Я высказываю свое мнение, и не только по вопросам дизайна, поскольку прежде всего архитектор. Я заканчивала кафедру реконструкции и реставрации Казанского архитектурно-строительного института. В мои полномочия входит рассмотрение колористических решений, подсветки объектов, причем и нового строительства, и существующих объектов, а также вывески, объекты нестационарной торговли и летних кафе, малые архитектурные формы, объекты декоративно-монументального искусства.

«Я поменяла бы цвет крыш в историческом центре, особенно это наглядно видно на панорамах берегов Казанки и озера Кабан. Если посмотреть в ту сторону, то видим ярко-зеленые, ярко-синие крыши» «Я поменяла бы цвет крыш в историческом центре, особенно все наглядно видно на панорамах берегов Казанки и озера Кабан. Если посмотреть в ту сторону, то видим ярко-зеленые, ярко-синие крыши» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ну не было в Казани в старину такого «вырви глаз»!»

— Как вы оцениваете Казань с точки зрения дизайна зданий и общественных пространств, их цветового решения? (Эльза Нуруллина)

— Я поменяла бы цвет крыш в историческом центре, особенно все наглядно видно на панорамах берегов Казанки и озера Кабан. Если посмотреть в ту сторону, то видим ярко-зеленые, ярко-синие крыши. Даже пролетая над другими городами, по характерному цвету крыш сразу виден определенный статус этих территорий.

— А какой цвет характерен для старых домов?

— Для зданий советского периода — серый, темно-зеленый. Скатная кровля, как правило, была фальцевой, окрашенной в красно-коричневый цвет (сурик).

— А синий и зеленый — это профнастил?

— Да. Видимо, кто-то посчитал, что это нарядно. Ну не было в Казани в старину такого «вырви глаз»! Фасады требуют ремонта или обновления при необходимости каждые пять лет — так в правилах благоустройства прописано. А вот с крышами сложнее.

— Что еще хотелось бы изменить?

— Многое. Превалирующие стили в искусстве откладывают отпечаток на архитектуру, дизайн. Модные цвета или решения когда-то перестают быть модными. Соответствующие негативные примеры есть на перекрестке улиц по следующим адресам: Лево-Булачная, 24 (здание-карандаш), Нариманова, 14, Петербургская, 1 («Кольцо»), Пушкина, 17 («Арена»), Назарбаева, 27б… Примерно такие же объекты есть и в других районах города. В историческом центре фальшь видна сразу. Но больше всего меня беспокоит застройка постсоветского периода в Старо-Татарской слободе. Там есть и деревянные дома, и из кирпича, и непонятно чем облицованные. Хотелось бы раздеть и вернуть прежний вид зданию колледжа предпринимательства на Тукая, 114. Считаю, что это отпечаток времени. В перестроечное время появился капиталистический строительный бизнес и возможность творить свободно и больше, а выбор материала для отделки оставался скудным.

— Это частные дома?

— Есть и частные, и многоквартирные. Вот с ними тяжелее всего. Что с ними делать? Когда мы задали этот вопрос на архитектурном форуме, один из коллег сказал: «Ничего не делать. Время придет — само решится». Но этим летом архитектором Наринэ Тютчевой разработан мастер-план на часть Старо-Татарской слободы. До этого тоже деятельность велась. Есть наработки и у меня, и у Дарьи Толовенковой. У Фариды Забировой их около 15. Будем анализировать и предлагать территории для реализации, которые смогли бы оживить среду не точечно, и дать импульс развитию с учетом сохранения идентичности.

— В других районах Казани какие объекты раздражают?

— Ягодинская, 25, Кулахметова, 33 («Удача») на память пришли.

— Как вы отслеживаете подобные здания? Объезды делаете?

— Конечно. Особенно когда проходит капитальный ремонт домов. А к Универсиаде и чемпионату мира по футболу ремонтом охватили большое количество объектов. Только за 2011 год было согласовано 579 проектов. И на каждый мы выезжали и делали выкрасы. С тех пор и пошла практика делать выкрасы на здании, прежде чем его полностью покрасить.

— Выкрас — это что?

— Покраска на стене квадрата со стороной полметра выбранного цвета, чтобы посмотреть, как будет сочетаться с окружающей застройкой. Сложно добиться гармонии в тех местах, где фасады накрашены чем придется. Задача — подобрать цвета, чтобы хотя бы нейтрализовать диссонанс.

— Компания ASG Алексея Семина на улице Карла Маркса все свои дома покрасила в один цвет — бордовый. Это вообще нормально, когда почти вся улица одного цвета?

— Это нормально, когда это отвечает принципам исторической застройки. Насколько я знаю, это объекты культурного наследия, поэтому красишь не в тот цвет, который хочешь, а в «родной». Есть примеры строительства всей улицы из темно-красного кирпича. Есть города в бетоне — из-за влажного климата краска быстро сходила, и их просто перестали красить. 

«Здание «Лучано» — пяти-шестиэтажное, такой высотности дома на Булаке уже есть. По всем параметрам (высотность, парковочные места, озеленение) здание проходит, внешний вид здания рассматривался на градостроительном совете несколько раз» «Здание «Лучано» — 5–6-этажное, такой высотности дома на Булаке уже есть. По всем параметрам (высотность, парковочные места, озеленение) здание проходит, внешний вид здания рассматривался на градостроительном совете несколько раз» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В любой стране есть правила, которые нравятся не всем»

— Какой город в России и в мире вы считаете самым интересным в плане градостроительства и самым удобным для жизни людей? (Валерий)

— Об этом лучше скажут градостроители, но, честно говоря, я считаю, что идеальных городов вообще нет. К примеру, в Сингапуре при наличии транспортных развязок пробки все равно есть. Вроде бы там живут счастливые люди, у них все хорошо с работой, там все развивается, к общественному мнению прислушиваются, но, чтобы купить автомобиль, человек должен обосновать, что может его где-то хранить. В любой стране есть правила, которые нравятся не всем.

— Если бы у нас такое правило ввели, дворы не были бы так забиты машинами…

— Меня тоже волнует этот вопрос: почему нельзя продавать машино-место вместе с квартирой? Говорят, кому-то может быть не нужно парковочное место. Безусловно, соответствующий вопрос должен быть отрегулирован. Сегодня таких норм нет.

 Почему на Булаке позволили строить этот огромный стеклянный монстр «Лучано»? (Эдуард)

— Комбинат «Здоровье» тоже был построен в 1970-х годах на месте двухэтажных зданий. Все объекты, которые строятся в исторической части Казани, проходят обсуждения на заседании градостроительного совета и комиссии при президенте РТ. Здание «Лучано» — 5–6-этажное, такой высотности дома на Булаке уже есть. По всем параметрам (высотность, парковочные места, озеленение) здание проходит, внешний вид здания рассматривался на градостроительном совете несколько раз.

— Вы как главный художник считаете, что оно вписывается в это место?

— Меня здание не раздражает. Членения фасада привязаны к масштабу территории и ритму исторической застройки.

— На градсовете проект был принят с первого раза?

— Нет, этажность понижали, первоначально здание проектировалось гораздо выше.

— А так много ли «стекла» вписывается в историческую часть?

— Этот прием проектирования — на контрасте. Относительно «Лучано»: большие витражи скорее позволяют подчеркнуть угловой объект культурного наследия по адресу: улица Университетская, 2/53 (храмовый комплекс XIX века, Никольская единоверческая церковь, 1855 год). В связи с утверждением нового проекта зон охраны ансамбля «Казанский Кремль» в 2020 году все же введены ограничения по площади остекления.

 Как могло получить добро строительство рядом со зданием Шамовской больницы кирпичного строения типа большого сарая? (Вадим)

— Шамовская больница — объект культурного наследия республиканского значения. Полномочия по его охране ранее лежали на министерстве культуры РТ, сегодня — на госкомитете РТ по охране объектов культурного наследия. Напомню, здание давно пустовало, на него не могли найти инвестора. И вот, наконец, нашли. Это ведь не проект реставрации здания, а проект его приспособления. Видимо, для приспособления под общественные функции потребовались дополнительные помещения. Конечно, специалисты старались сделать так, чтобы эта жемчужина — Шамовская больница — все-таки выделялась. Во всяком случае здание не развалилось от бесхозности, как это случилось с гостиницей «Казань» на улице Баумана. К счастью, Шамовскую больницу восстановили, но «родной» там осталась только одна стена.

«Шамовская больница — объект культурного наследия республиканского значения, полномочия по его охране раньше лежали на министерстве культуры РТ, сегодня на госкомитете РТ по охране объектов культурного наследия» «Шамовская больница — объект культурного наследия республиканского значения. Полномочия по его охране ранее лежали на министерстве культуры РТ, сегодня — на госкомитете РТ по охране объектов культурного наследия» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В Москве и Петербурге местами слишком ярко ночью»

— Что вы думаете о подсветке Казани? (Олег Трофимов)

— Именно мировым трендам и соответствует, потому что, слава богу, мы в свое время в плане подсветки не ушли вперед, как Санкт-Петербург и Москва. Мы как-то потоптались на месте и правильно сделали, потому что сегодня нам надо мало что исправлять. Мировой тренд — это экология, поэтому излишняя засветка — это как раз то, чего не нужно делать. Считаю, в Москве и Петербурге местами слишком ярко ночью, что плохо влияет и на экологию, и на здоровье. Мы в вопросе подсветки только в начале пути. Ее могло бы быть больше, но нужно дифференцировать объекты: что-то подсвечивать, акцентируя, что-то, наоборот, скрывая, а что-то — как связующую нить. Более яркая подсветка может быть на основных артериях, на панорамных видах, а в остальных местах — только акценты.

— В Казани стали красиво подсвечивать высотные здания. Должны ли застройщики согласовывать с вами световое решение? (Дания Усманова)

— По подсветке в Казани выработан нормативный документ, и он до сих пор актуален. По итогам конкурса была разработана и в 2008 году утверждена концепция подсветки. Однако данный документ не работал, потому что у органов местного самоуправления не было оснований и полномочий устанавливать требования ни к подсветке, ни к вывескам, ни к фасадам.

Но в 2018 году такие возможности были введены федеральным законом. Приняты требования в правилах благоустройства, утвержден порядок согласования паспорта архитектурной подсветки, определен перечень улиц, на которых объекты должны иметь подсветку. Уточню, что подсветка подсветке рознь: где-то можно подсветить только первый этаж или завершение, а где-то и все здание может заиграть. При строительстве зданий все эти требования учитываются. Важные или спорные проекты рассматриваются коллегиально на художественном совете. Главный принцип: ярко не значит красиво.

 Когда руки дизайнеров дойдут до спальных районов старой застройки?! (Альфия Зиганшина)

— Наверное, руки дойдут до практического воплощения, когда дом будет включен в план капитального ремонта. К универсиаде нами разработана концепция цветового решения 118 улиц, но это лицевая часть. Есть и такое: в программу капитального ремонта вошел дом во внутриквартальной застройке, и при обосновании цвета одного дома делается концепция на соседние. Так получилось с жилыми домами на Авангардной, 62. Стараемся, где это уместно, вводить цвет, но не раздражающий и не надоедающий. В Дербышках ради выбора цвета одного дома пришлось разработать целую концепцию на улицах Мира и Советской. Сейчас она постепенно воплощается, и дома заиграли теплыми лесными оттенками. Равнодушие и делает нашу жизнь серой и убогой. Достаточно самим начать действовать: посадить дерево или ухаживать за тем, что посажено, следить за порядком. У себя во дворе мы так и делаем — сами ухаживаем за клумбой, так как лучше нас это никто не сделает.

«Подобные скульптуры все чаще появляются на средства инвесторов. Первая из них — водовоз — появилась в 2005 году перед зданием МУП «Водоканал» на улице Горького. Примерно в 2010 году — Шурале у театра Камала» «Подобные скульптуры все чаще появляются на средства инвесторов. Первая из них — водовоз — появилась в 2005 году перед зданием МУП «Водоканал» на улице Горького. Примерно в 2010 году — Шурале у театра имени Камала» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Подсветка светофоров выглядит немного ядовито»

— Почему в Казани очень мало скульптур — я имею в виду не только памятников выдающимся людям, но и объектов так называемой малой архитектурной формы? (Андрей Федоров)

— Подобные скульптуры все чаще появляются на средства инвесторов. Первая из них — водовоз — появилась в 2005 году перед зданием МУП «Водоканал» на улице Горького. Примерно в 2010 году — Шурале у театра имени Камала, в 2016 году — на пересечении улиц Профсоюзной и Чернышевского появилась скульптура «Доверие», которую установила сеть клиник «Городская стоматология». Думаю, она позитивно влияет на имидж компании. Еще одну скульптуру установил ресторан «Утка в котелке» у входной группы. Положительный пример — торговый центр «МЕГА», который не только свой фасад переделал, но и обустроил рядом общественное пространство. В Казани появились благоустроенные парки и скверы, причем со своей культурной программой, и народ из торговых центров начал уходить. Чтобы вернуть людей, «МЕГА» обустроила свою территорию.

Мы поняли, что собственники готовы обустраивать свои общественные пространства, поскольку в этом заинтересованы сами, поэтому внесли изменения в правила благоустройства и местные нормативы при проектировании современных зданий. Если площадь здания больше 1,5 тысячи квадратных метров, то застройщик обязательно должен установить какой-то имиджевый элемент — либо на здании, либо рядом с ним.

— Опять обязаловка для бизнеса… Может, лучше как-то мотивировать?

— Это же в интересах их имиджа! В Европе давно в порядке вещей тратить 1 процент от стоимости строительства на искусство. У нас ТЦ были какими-то бездушными: внутри — народ, а снаружи — коробка здания, вывески рядами, стела с наименованием брендов — и всё, а какой-то души, изюминки нет. Сегодня, если предприниматель владеет торговым центром и хочет установить стелу с наименованиями брендов, то ему обязательно нужно сделать какой-либо элемент дизайна. Это может быть что-то небольшое, но нестандартное (современная лавочка или арт-объект на фасаде, роспись, скульптура), то есть то, что выделяет этот объект среди других. Торговый центр «Южный», например, установил композицию «Листья», а торговый центр KazanMall запланировал территорию под выставки, первой из которых стала экспозиция креативного современного скульптора Дмитрия Каварги.

«Появление таких светофоров стало и для нас сюрпризом. Дорожные знаки с нами не согласовывают и нашего мнения не спрашивают. Я согласна, что подсветка светофоров выглядит немного ядовито» «Появление таких светофоров стало и для нас сюрпризом. Дорожные знаки с нами не согласовывают и нашего мнения не спрашивают. Я согласна, что подсветка светофоров выглядит немного ядовито» Фото: «БИЗНЕС Online»

 Наш читатель Альберт предлагает вам взглянуть на дорожные знаки с точки зрения дизайна города, в частности на горизонтальную подсветку, дублирующую сигнал светофоров. Также он предлагает уменьшить размер и количество дорожных знаков хотя бы в исторической части города.

— Мы тоже обращаем на это внимание. Появление таких светофоров стало и для нас сюрпризом. Дорожные знаки с нами не согласовывают и нашего мнения не спрашивают. Я согласна, что подсветка светофоров выглядит немного ядовито. Понимаю, что это сделано для обеспечения безопасности, но все-таки у нас в центре среда очень деликатная, поэтому хотелось бы, чтобы это было как-то помягче и не так громоздко. Что касается малогабаритных дорожных знаков, то они практикуются в Финляндии и крепятся к фасадам, в Москве стали появляться. На одном из обходов с президентом РТ мы обратили его внимание на скопление опор со знаками на улице Карла Маркса и предложили сделать их поменьше, размещать на одной опоре по возможности. Когда разрабатывался проект зоны охраны ансамбля «Казанский Кремль», было прописано довольно много требований к застройке, благоустройству, размещению вывесок и других элементов. И по нашей просьбе внесли требование, запрещающее размещение крупногабаритных технических средств дорожного движения — светофоров и знаков.

— И как это реализовалось на практике? Ведь интерес ГИБДД не в дизайне, а в безопасности движения.

— Согласна, для них безопасность важнее. Пока в ГОСТах нет стандарта уменьшенных знаков. Но такое требование все же появилось для нашего города…

— Но вы повлиять на ситуацию со знаками не можете?

— Повлиять не можем, поскольку мы не контролирующий орган.

«Рисовать на больших площадях — это трудозатратно, за один день не нарисуешь, могут нагрянуть правоохранительные органы. Сегодня в нашей базе данных порядка 125 поверхностей, где можно изобразить мурал» «Рисовать на больших площадях — это трудозатратно, за один день не выполнишь, могут нагрянуть правоохранительные органы. Сегодня в нашей базе данных порядка 125 поверхностей, где можно изобразить мурал» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В нашей базе данных порядка 125 поверхностей, где можно изобразить мурал»

— Вопрос читателя: «Как вы относитесь к творчеству Дамира Бозика и вообще к граффити

— Положительно отношусь и к творчеству Бозика, и к граффити (муралам). Но все-таки надо смотреть, где и что изображать. Дамир работает в точечной графике. 

— Если художник хочет изобразить что-то, он у вас должен спросить разрешения и согласовать проект?

— Сейчас уже спрашивают и согласовывают. Рисовать на больших площадях — это трудозатратно, за один день не выполнишь, могут нагрянуть правоохранительные органы. Сегодня в нашей базе данных порядка 125 поверхностей, где можно изобразить мурал.

— Разрисовать граффити серые безликие панельки, особенно во дворах — это, наверное, выход для оживления среды?

— И во дворах есть такие примеры, в частности на домах, выходящих на бульвар на улице Фучика. Граффити были сделаны в рамках капитального ремонта. Правда, их больше можно назвать суперграфикой, которая является частью цветового решения фасадов. Есть места, которые нужно оформлять комплексно, поэтому мы держим их, не разрешаем абы что рисовать. Например, на бульваре на Абсалямова, на Ноксинском спуске. Эти объекты хотелось бы сделать комплексно, объединенных тематикой, может быть, в рамках фестиваля. А есть улицы, где уже много фасадов с граффити, и еще два фасада, и будет улица граффити, например Красной Позиции. Граффити были созданы во время конкурса «Красота. Города». С другой стороны — на улице Аделя Кутуя: граффити «Девушка слушает музыку» было сделано в 2017 году в составе фестиваля Like It.Art. Без граффити остались два дома, на одном из которых скоро будет капремонт.

— Много ли художников, желающих сделать граффити за свои деньги?

— За свои деньги — немного. Иногда мы предлагаем собственникам зданий, которые в процессе ремонта фасадов, сделать что-то необычное, в виде граффити, при этом сэкономить. Необычное решение было предложено Дмитрием Кудиновым на здании по адресу: улица Портовая, 19. Надеюсь, что собственник завершит его. К чемпионату мира по футболу было расписано несколько объектов — и в процессе подготовки, и спонтанно, поскольку по итогам матчей к нам приезжали команды, и нужно было чуть ли не за ночь нарисовать.

«Вывеска — это элемент благоустройства, фасада, информация о деятельности предпринимателя, осуществляемой в месте ее размещения» «Вывеска — это элемент благоустройства, фасада, информация о деятельности предпринимателя, осуществляемой в месте ее размещения» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Таблички у предприятий торговли стопроцентно должны быть на двух языках»

 Почему такой долгий срок согласования вывесок?  (Булат, производитель вывесок)

— Изначально согласование вывесок занимало месяца два как минимум: месяц у нас, а потом месяц в управлении наружной рекламы. Сейчас согласование менее 14 дней.

Вывеска или реклама?
В 2014 году, в связи с судебной практикой, согласование вывесок отдали управлению архитектуры, потому что признали, что все конструкции на здании собственника являются вывеской, а не рекламой.
Жанна Белицкая   главный художник Казани
Жанна Белицкая главный художник Казани

Потребовалось существенно менять требования к вывескам в правилах благоустройства. Для бизнеса многие изменения были кардинальными. В ходе обсуждения поменялось и определение понятия «вывеска». 

— Что такое вывеска?

— Вывеска — это элемент благоустройства, фасада, информация о деятельности предпринимателя, осуществляемой в месте ее размещения.

— Требования есть и к шрифту, и к цвету?

— Есть требования к высоте и длине вывески. По цвету вывеска должна сочетаться с архитектурным фоном, на объектах культурного наследия, на исторических зданиях рекомендованы неяркие цвета. Плюс предусмотрена концепция размещения вывесок на зданиях площадью более 400 квадратных метров, где и цвет прописан, и высота, и способ изготовления. 

Да, еще есть одна тонкость. Мы ведем электронную базу, и если человек хочет разместить вывеску, а в базе данных уже фигурирует вывеска на данном месте от прежнего собственника или арендатора, то сначала надо аннулировать предыдущую.

— А что для этого требуется?

— Процедура аннулирования прописана также административным регламентом. Считаю, в этом вопросе собственник здания должен бо́льшую инициативу проявлять. К сожалению, арендаторы зачастую бывают заложниками попустительства собственников. Если бы арендатор владел информацией о том, что творится на его собственности, то и сроки из-за аннулирования сократились бы. Быстрее мы чисто физически не успеваем, потому что вывесок очень много, есть и другая работа, проекты, ответы на обращения и так далее, а в отделе всего 8 человек.

— В связи с чем проект вывески могут не согласовать?

— По причине того, что предыдущая вывеска не аннулирована, всего 10 процентов отказов в согласовании. Больше всего — 50 процентов — из-за того, что неправильно загружены документы. По архитектурно-художественному облику — 40 процентов отказов. Это когда не соблюдены требования по конкретному зданию. Например, вывеску нужно либо уменьшить, либо чуть-чуть подвинуть, чтобы она с учетом членений фасада располагалась, либо повторяла асимметрию здания. Тот факт, что вывесками продолжают заниматься не архитекторы и дизайнеры, а люди, не имеющие профессионального образования, приводит к получению такого опыта.

«Для всех административных и торговых центров площадью от 400 квадратных метров создается концепция. Принцип размещения вывесок следует архитектурной логике фасада» «Для всех административных и торговых центров площадью от 400 квадратных метров создается концепция. Принцип размещения вывесок следует архитектурной логике фасада» Фото: «БИЗНЕС Online»

 По какому принципу разрешают или запрещают вывески магазинов-арендаторов на фасаде ТЦ? (Ильхам Тухватуллин)

— Для всех административных и торговых центров площадью от 400 квадратных метров создается концепция. Принцип размещения вывесок следует архитектурной логике фасада. Если собственник заранее не предусмотрел концепцию, значит, первый, кто захотел разместить свою вывеску, либо обращается к собственнику, чтобы тот сделал концепцию, либо делает ее сам.

— Что значит «концепция» в данном контексте?

— Концепция предполагает принципы размещения вывесок на фасадах здания и территории, их виды, габариты, материалы.

— Наведение порядка по вывескам на ТЦ было болезненным процессом для бизнеса?

— Последнее разрешение на вывески на ТЦ закончилось 31 декабря 2019 года. Наверное, болезненно было для тех, у кого срок разрешения заканчивался в 2014 году, и им приходилось работать по-новому. А у других было время, чтобы морально подготовиться.

— Как вы делите функции с управлением наружной рекламы?

— Функции мы разделили в 2014 году: наружная реклама у них, вывески — у нас. Но даже по рекламным конструкциям они с нами советуются, и мы их тоже приглашаем на свои обсуждения.

— Как вывеску отличить от рекламы?

— Есть определение наружной рекламы, есть правила размещения и есть типовые рекламные конструкции. Управлением наружной рекламы разработан специальный сборник, в котором они собраны. А вывеска — это информация о деятельности предпринимателя, которая размещается в месте осуществления деятельности. Практически это название и профиль. Например, «„Магнит“. Продукты. Ашамлыклар».

— Информация о часах работы тоже к вывеске относится?

— Да, это режимные таблички. Они являются обязательными вывесками.

— Читатель спрашивает: «Сколько процентов вывесок магазинов и прочих заведений выполнено на двух госязыках РТ?»

— Режимные таблички у предприятий торговли стопроцентно должны быть на двух языках. Но согласовывать их не нужно, так как требования к их размещению детально прописаны в правилах благоустройства. Контролирующие органы могут проверить наличие вывески и информацию на двух госязыках. В вывесках необязательного характера наличие двух государственных языков лишь рекомендуется. В законе о защите прав потребителей указано, что предприниматель на фасаде может размещать объем информации на свое усмотрение. Законодательство неоднозначно трактует, что следует переводить.

«Режимные таблички у предприятий торговли 100-процентно должны быть на двух языках. Но согласовывать их не нужно, так как требования к их размещению детально прописаны в правилах благоустройства» «Режимные таблички у предприятий торговли стопроцентно должны быть на двух языках. Но согласовывать их не нужно, так как требования к их размещению детально прописаны в правилах благоустройства» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нельзя отходить от проекта здания»

— Насколько профессиональны у нас архитекторы и дизайнеры, которые создают проекты фасадов и вывесок?

— Я считаю, что проектами и вывесками должны заниматься проектировщики. Я вообще сторонник профессионализма. К сожалению, многие считают, что всё могут сделать своими руками. Как говорил Жванецкий: «Откуда взяться профессионалам, если мы всю жизнь воспитывали самодеятельность?..» Если каждый будет заниматься своим делом, и порядка станет больше, и быстрее пройдет согласование. Для повышения качества сейчас вместо фотомонтажа вывески на фото должен быть вычерчен фасад в ортогональной проекции в масштабе, пропорциях с размерами. Но есть у нас и разработанное специальное предложение для малого и среднего бизнеса — упрощенное согласование. В 2017 году мы разработали калькулятор типовой вывески. Но пока не все тонкости доработаны программистами, поскольку возникли более срочные и масштабные задачи.

— Как работает этот калькулятор?

— В нем 55 наименований профиля деятельности, три варианта шрифтов, комбинации его цветов, логотипы. Достаточно выбрать вид поверхности на фасаде, нужное название — и калькулятор сам предложит варианты ее размещения. Причем калькулятор предполагает использование и татарского языка.

— Бывали ли случаи, когда после строительства проекты выглядят не так, как согласовалось изначально? 

— Такого все меньше встречается. Очень внимательно к этому подходит управление градостроительных разрешений.

— Это на стадии проектирования. А когда строительные леса с объекта сняли, а там все не как в проекте?

— На улице Амирхана было такое. Выкрасы на доме мы согласовали, а при сдаче оказалось, что на балконах появился профнастил, который в проекте отсутствовал. Стараемся такие вопросы отлаживать.

— Уже было такое, что вы отказались подписывать акт приемки?

— Да. Акт приемки — это согласованный проект с указанием номеров колеров, в которые покрашены фасады. К счастью, ошибки были замечены вовремя и их смогли устранить.

— Стало модным делать внешнюю стенку балконов стеклянной. Естественно, жильцы начинают ее закрывать, причем кто во что горазд. Что-то предпринимается в этом случае?

— Это вообще больная тема для нас. В правилах эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением правительства РФ, указано, что нельзя отходить от проекта здания. То же самое написано и в правилах благоустройства. Но отследить отклонения контролирующим органам очень сложно, потому что Кодексом административных правонарушений РФ им дается всего два месяца на то, чтобы выявить нарушения и довести до суда. Та же самая ситуация с размещением кондиционеров.

— А по прошествии двух месяцев уже ничего нельзя предъявить?

— Совершенно верно. Есть законодательная инициатива внести изменения в Кодекс, чтобы продлить срок до полугода. Но я считаю, что и в двухмесячный срок можно успеть, если бы, например, управляющие компании или ТСЖ помогали и предупреждали жильцов или своевременно выявляли отклонения от проекта. Все проекты по капремонту с указанием цвета и материалов отделки направляются в УК. Схема размещения кондиционеров на фасадах также теперь выполняется для любого нового жилого дома.

«Яркие орнаментальные клумбы — это стиль восточного ковра. Думаю, для нашего города это уже стало традицией» «Яркие орнаментальные клумбы — это стиль восточного ковра. Думаю, для нашего города это уже стало традицией» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Изюминка Казани — это буйство красок однолетних цветов»

— Горводзеленхоз занимается оформлением города цветами — согласовывают ли с вами свои проекты оформления клумб? (Маршида)

— Клумбы и озеленение общественных пространств — это не мой вопрос, этим занимается Горводзеленхоз, и проекты они у нас не согласовывают. У них есть ландшафтный архитектор, озеленители. А когда речь идет о зеленом оформлении знаковых мест, то решение принимается коллегиально. Но свое мнение я могу высказать.

В целом же по данному вопросу мы поняли, что изюминка Казани — это буйство красок однолетних цветов и их аромат, который не заменит практически ни один многолетник. Да, однолетники надо сажать каждый год, но должно быть разнообразие. Яркие орнаментальные клумбы — это стиль восточного ковра. Думаю, для нашего города это уже стало традицией, и ничего плохого в этом нет. Новизна, конечно, тоже должна быть, и я ее вижу, например, склоны около станции метро «Аметьево» засадили в пейзажном стиле многолетниками — хвойными и лиственными породами деревьев, кустарниками. Там такой стиль уместен.

— В Казани начали появляться жилые комплексы фактически без дворовой территории, вместо нее — крыша паркинга и первого этажа, отданного под коммерцию, сады на крыше. Есть ли у вас рычаги влияния на застройщиков? (Максим)

— Я согласна с читателем — такого не должно быть. Если честно, в таком дворе я не хотела бы жить, поэтому я живу в доме советской постройки с зеленым двором.

— А повлиять на застройщика вы можете?

— Для устранения подобных ситуаций мы ввели норму, что 10 процентов озеленения должны занимать крупномеры — деревья с определенным диаметром ствола и высотой. Раньше зеленую парковку включали в процент озеленения, но со временем зелень на парковке исчезает.

— Что значит «зеленая парковка»?

— Это когда на определенный «пирог» постилают газонную решетку и ее ячейки засевают травой. Но трава быстро исчезает, поэтому озеленять таким способом теперь можно только на 5 процентов.

— Потребителям, конечно, хочется и этажность поменьше, и дворы с озеленением побольше. Но выгодно ли это застройщикам?

— Сейчас выгодно строить комфортные условия проживания. А для норм есть обоснования. Например, в историческом центре Казани есть проект зоны охраны кремля, где регламентируется высотность зданий. Тут выше не прыгнешь! Тем более что все научно обосновано, а не взято с потолка. Для других территорий генпланом и правилами землепользования и застройки тоже установлены определенные нормы. Прописано, где строительство возможно только на основании проекта планировки. С другой стороны, чем больше этажность здания и жилая площадь, тем больше должно быть парковочных мест и озеленения, а все расчеты по социальной инфраструктуре — детские сады, школы — идут от числа квадратных метров. Если застройщик хочет построить высотку, то он должен обеспечить жителей объектами соцкультбыта, а это не всегда возможно.

«Дизайн-код — это не только вывески — это и уличная мебель, и цветовая палитра, и принципы архитектурной подсветки, и элементы фасада… Дизайн-код описывает то, что можно или нельзя делать со средой и объектами ее формирующими, чтобы сохранить уникальность города» «Дизайн-код — это не только вывески. Это и уличная мебель, и цветовая палитра, и принципы архитектурной подсветки, и элементы фасада… Дизайн-код описывает то, что можно или нельзя делать со средой и объектами ее формирующими, чтобы сохранить уникальность города» Фото: Андрей Титов

Какой он — дизайн-код Казани?

— В последнее время все чаще можно слышать о дизайн-коде. Есть ли свой дизайн-код у Казани?

— Да, этот термин сегодня на слуху. Например, дизайн-код в Москве — это дизайн-код вывесок. Если речь идет о дизайн-коде вывесок, то, считаю, в Казани он есть, потому что правила благоустройства диктуют, где и как должны размещаться вывески, есть даже графические приложения. Но я считаю, что дизайн-код — это не только вывески. Это и уличная мебель, и цветовая палитра, и принципы архитектурной подсветки, и элементы фасада… Дизайн-код описывает то, что можно или нельзя делать со средой и объектами ее формирующими, чтобы сохранить уникальность города. Причем дизайн-код должен быть и на локальные территории. Например, улица Баумана сформирована фасадами красивых исторических зданий, которые были до 2018 года закрыты пристроями летних террас. Был выработан принцип (дизайн-код), и сейчас фасады открыты, столики располагаются под зонтиками бежевого цвета, в кашпо — живые цветы. Благоустроенные дворики могли бы стать изюминкой Баумана. Типовые элементы благоустройства по туристическим маршрутам, типовые нестационарные торговые объекты, сезонные кафе, указатели, урны, скамейки, остановки общественного транспорта в городе уже имеются. Правда, некоторые элементы уже требуют замены. Сегодня под руководством помощника президента РТ Олеси Балтусовой разрабатывается концепция исторического центра. Первый этап завершен, началась отладка механизма — в какой стилистике можно строить в исторической части города, в каких параметрах, по какому типу. Следующий этап — планировалась разработка дизайн-кода.

— Кроме скамеек, что еще является уличной мебелью?

— Фонари и урны. С первыми у нас беда. В Петербурге, например, очень красивые фонарные опоры в центре, но это инвестиционный проект «Газпрома»…

— Впереди — реновация территории речпорта. Ваш отдел уже вносил свои предложения по дизайну?

— Нас пока еще не привлекали к обсуждению данного проекта.

— Какую роль будет играть ваш отдел в Институте развития города?

— Я попыталась, чтобы отдел каким-то образом влился в работу института. Институт развития города — это практически полноценный городской институт, каким раньше был Казгражданпроект. В Питере и Москве в таких организациях, как у нас, имеются профильные отделы в проектных институтах. Управления вырабатывают вектор развития, институт — в помощь, он же и разработкой программ, городских проектов занимается. В голове много идей, но рук на все не хватает. На взаимодействие с институтом я возлагаю большие надежды.

— В Казани новый генплан, новые нормативы ПЗЗ готовятся. Как вы считаете, эти документы изменят облик и дизайн города?

— Они определяют другие параметры: генплан и ПЗЗ устанавливают территориальную и функциональную принадлежность, территории с особым статусом, транспортную схему,  задают развитие на перспективу. Местные нормативы определяют требования к проектированию объектов капитального строительства.

— И все это не про красоту, не про дизайн… Как считаете, по дизайну должен быть отдельный  документ?

— Я не сторонник плодить документы. Документ должен работать и иметь юридическую силу. Правила благоустройства — документ, который установлен законодательством РФ. Постановления вносят конкретику в эти правила. Для подсказки сделала бы приложения в виде инфографики, альбома типовых решений. Разработала бы удобный интерфейс для выбора колористики, подсветки фасадов. Создала бы цифровую цвето-световую карту Казани, удобную для работы и подбора колеров, основанную на традициях и стилях, учитывающую колористику объектов культурного наследия. Хочется сделать качественно и надолго. Ввела бы обязательное наличие диплома для дизайн-проектирования.

— Ваш отец — Владимир Белицкий — был автором ряда знаковых проектов Казани. Почему вы выбрали дизайн, а не архитектурное проектирование?

— Я с детства наблюдала, как папа работал с макетами, но не сразу захотела стать архитектором, мечтала быть актрисой (смеется). Я окончила художественную школу. А когда в КИСИ появилось новое направление со словом «дизайн», меня оно привлекло, я поступила в строительный институт. А когда я окончила вуз по профессии архитектор (не дизайнер), работы практически не было. Работала в Татинвестгражданпроекте, мы проектировали здания, в том числе в Кремле. Параллельно работала вместе с папой, набиралась опыта в архитектуре. Были у меня и свои проекты — в основном это небольшие объекты, АЗС, здания казначейства по районам РТ, административные здания, например по адресу: улица Московская, 2а.

В 1996 году я перешла в коллектив к Розалии Нургалиевой, которая набирала штат нового отдела — городского дизайна. Участвовала в реставрации и реконструкции КФУ, очень много работ по колористике. В полиграфии работала — делали первые выпуски журнала «Кураж». Все-таки вывела меня дорога жизни на «дизайн»…

 Ваш стиль? (Лилия)

— В собственном стиле мне эклектика нравится: сегодня я хочу быть одной, завтра — другой. В зависимости от ситуации. Но мой внутренний мир — с твердыми убеждениями.

— Жанна Владимировна, спасибо за интересный разговор.