1. Близятся к своему логическому финалу работы над воссозданием Собора Казанской иконы Божией Матери.

  2. Вся основная роспись внутренних стен храма уже завершена. Остается буквально несколько штрихов на одной фреске, а это, по словам самих художников, вопрос пары-тройки недель.

  3. Когда впервые оказываешься внутри собора, в глаза сразу же бросается его уникальное богатое убранство.

  4. Позолоченные капители главных колонн.

  5. Розочки в кессонах арочных потолков.

  6. Разумеется, также украшенные позолотой.

  7. Радуют глаз трехмерные орнаменты на каждой из стен.

  8. Но особой гордостью Собора Казанской иконы Божией Матери стали, конечно же, его фрески, воссозданные по историческим документам. (На фото — сюжет «Моление о чаше».)

  9. Перед тем как нанести каждую из композиций, художники вели тщательную подготовительную работу. Изучали архивы, сохранившиеся фотографии внутреннего убранства столетней давности. Одно только составление проектов фресок продолжалось год. И все с одной целью — как можно точнее воссоздать былое величие храма.

  10. Расписывать собор начинали сверху вниз, по мере того как разбирались строительные леса. На внутренней части купола изобразили 7 архангелов.

  11. Под ними — четверо евангелистов. При этом, по словам художника Михаила Плотникова, и купол, и евангелисты — отчасти авторская разработка. Дело в том, что манера письма того времени была более условной, чем сегодня. Поэтому нынешние художники при соблюдении общей стилистики позволили себе сделать композицию, изображение фигур чуть более грамотными.

  12. Например, евангелистов, с точки зрения масштаба, сделали более близкими к смотрящему. Но при всем этом — все в точности, как было на сохранившихся фотографиях.

  13. Работали над росписью купола и евангелистов художники Плотников и Андрей Полухин.

  14. В западном люнете собора разместился сюжет «Царство славы» с изображением части Страшного суда. Это работа известного московского художника Виталия Жиганова.

  15. По бокам от «Царства славы», в малых люнетах, — «Успение Богородицы» (художники Евгений Кравцов и Александр Акопов).

  16. И «Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» (художники Плотников и Полухин).

  17. В северном люнете храма изобразили «Принесение Ковчега Завета» (художники Кравцов и Акопов).

  18. В малых люнетах — «Сошествие святого Духа».

  19. И «Воскресение Христово» (художники Полухин и Плотников).

  20. В южном большом люнете — «Вход Господень в Иерусалим» (художники Кравцов и Акопов).

  21. В малых люнетах — «Достойно есть» (художник Дмитрий Швецов).

  22. И «Преображение Господне» (также Швецов).

  23. На колоннах, сделанных, как слоеный пирог, из красного кирпича (между прочим, как и было исторически), расположились святые Александр Невский…

  24. …и князь Владимир.

  25. Та самая последняя фреска, над которой сейчас продолжают работать художники, размещается в алтарной части храма, в его восточной конхе. Это «Тайная вечеря» Собора Казанской иконы Божией Матери.

  26. Над ней как раз трудятся Плотников…

  27. …и Полухин.

  28. Как можно заметить, все главные фрески — работа мужчин. Женщины к такому не допускаются по ряду соображений. Храмовая роспись — очень тяжелая физически и эмоционально. По 10–12 часов художники проводят на работе, стоя, иногда изогнувшись буквой «зю» под арочными сводами.

  29. Девушки-художницы занимались только орнаментами на стенах. И сказать, что это менее значимая работа в воссоздаваемом соборе, было бы неправильным.

  30. «Тайная вечеря» будет недоступна взору обычных прихожан, т. к. она расположена внутри алтаря храма.

  31. Также вряд ли будут доступны обзору и сюжеты «Моление о чаше» и «Явление Христа Марии Магдалине» (на фото). Все они расположены над алтарем.

  32. Он сейчас как раз еще заставлен строительными лесами.

  33. Показательная деталь росписи — горы использованных тюбиков с краской.

  34. При росписи художники сохраняли традиции прошлого. Масляные краски, послойная живопись. Сложно сказать, что вошло в состав штукатурки и шпаклевки, но точно известно, что поверхность перед нанесением рисунка «армировалась» специальной вязью, тканью, как и в прошлом. Это нужно для того, чтобы при малейших движениях здания на изображении не возникали трещины. Не секрет, что с момента возведения собора прошло не так уж и много времени, здание еще до конца не осело.

  35. Масляная живопись пришлась как никогда кстати к белым стенам собора. Рисунок получается непережатым в тоне и цвете, смотрится довольно мягко.

  36. Особо стоит отметить, что каждый из художников работал над своими композициями, отталкиваясь от колорита друг друга. Дело в том, что росписью в принципе занимается одна столярно-художественная «Мастерская Пахомова» из Ставрополья, но для собора пригласили художников практически со всей страны. Говорят, что даже был очень большой конкурс среди них — так почетна работа над воссоздаваемой святыней. Стиль и цвет каждого живописца хочешь не хочешь отличается друг от друга. Но не на этот раз. Художники постарались максимально сохранить один общий тон. «Получилось как одной рукой», — признаются сами художники.

  37. Кажется, что в соборе все исторически выдержано. Как рассказал наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря отец Марк, даже паникадила изготавливали на заказ — их воссоздавали по историческим фотографиям.

  38. Также и чугунные плиты, которыми устилается пол. Рисунок на них также воссоздан по архивам.

  39. И чугунные винтовые лестницы, ведущие в хоровую.

  40. Истории не вполне соответствует одна из главных святынь собора — его иконостас. Но тому есть объяснение.

  41. Исторически иконостас в храме был деревянным, хотя и проектировался архитектором Иваном Старовым изначальном мраморным. Но в те далекие времена каменный иконостас считался привилегией только столичных соборов. Поэтому в Казани решились обойтись деревянным. «Когда покойный владыка Феофан узнал о том, что изначально планировался каменный иконостас, он решил справедливости ради его воссоздать в камне. Он уникален», — рассказал отец Марк. К слову, весь собор воссоздается на средства фонда «Возрождение». А вот иконостас — за счет Казанской епархии. Так договорился покойный митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

  42. Мрамор для иконостаса воссоздаваемого собора — российского и итальянского производства. Белый привезли из Италии, а текстурный россельвант — отечественный. Применялось следующее конструктивное решение: на монолитном железобетоне закрепили металлический каркас, обшили аквапанелями, на которые вмонтировали мрамор двух сортов (бордовый и белый) и все остальные декоративные элементы.

  43. Бронзовое литье в иконостасе и резьбу выполняет также студия Пахомова. Ее же команда занимается и созданием икон, которые разместят в иконостасе.

  44. По словам отца Марка, иконы уже написаны. Они ждут своего часа в мастерских, пока не завершились «грязные» работы внутри храма. Располагаться в иконостасе иконы будут точно так же, как и 100 лет назад, — те же самые воссозданные по фотографиям сюжеты. Киоты для них уже готовы.

  45. Чудотворный Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери, расположенный сейчас в Крестовоздвиженской церкви Казанско-Богородицкого монастыря, по словам отца Марка, также перенесут в воссоздаваемый собор. Икона будет храниться в правом приделе иконостаса.

  46. Сейчас в соборе завершается укладка чугунного пола, завершается вся живопись, золочение капителей. Уже установлены входные группы. Все буквально на финишной прямой. Остается только потом прибрать храм, установить иконы, по периметру вдоль стен и возле центральных колонн — напольные киоты, которые завезут в самый последний момент, чтобы не повредить.

  47. Две недели назад президент РТ Рустам Минниханов на личной встрече просил патриарха Московского и всея Руси Кирилла освятить воссозданный Собор 21 июля — в день явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани. И хотя четкого ответа так и не прозвучало, было бы странным, если бы не предстоятель РПЦ освящал храм. По крайней мере, таковым являлось одно из желаний покойного митрополита Феофана, без которого ничего бы и не было.