Пока в Казани проходит беговой марафон, в Москве в центре внимания байкеры — по традиции в первые дни мая они проезжают колонной по городу под присмотром сотрудников МВД тоже само-собой на железных конях. В столице мероприятие проходит с размахом Пока в Казани проходит беговой марафон, в Москве в центре внимания байкеры — по традиции в первые дни мая они проезжают колонной по городу под присмотром сотрудников МВД тоже, само собой, на железных конях. В столице мероприятие проходит с размахом Фото: © Валерий Мельников, РИА «Новости»

«Байкерское движение было сродни ОПГ. Сообщество HOG с 1983 года пытается это изменить»

Пока в Казани проходит беговой марафон, в Москве в центре внимания байкеры — по традиции в первые дни мая они проезжают колонной по городу под присмотром сотрудников МВД тоже, само собой, на железных конях. В столице мероприятие проходит с размахом — для зрителей готовят экстремальную шоу-программу, перекрываются дороги, а в конце дня с концертной программой выступают аксакалы рок-музыки Вадим Самойлов из «Агаты Кристи» и Сергей Скачков из «Землян». Под рев двухколесных железных коней члены мотоклубов, мотосообществ и просто любители празднуют начало пяти месяцев кайфа. 

В Казани мотосезон официально откроют только 8 мая. Но уже сейчас между мотоклубами проводятся «внутряки» и обсуждение формата праздника с исполкомом Казани — по выбору площадок и шоу-программы. Организацией торжества в столице Татарстана занимается Григорий Корнилов из казанского объединения HOG — представителя самого большого клуба любителей дорогих и известных мотоциклов Harley-Davidson.

Организацией торжества в столице Татарстана занимается Григорий Корнилов из казанского объединения HOG — представителя самого большого клуба любителей дорогих и известных мотоциклов Harley-Davidson Организацией торжества в столице Татарстана занимается Григорий Корнилов из казанского объединения HOG — представителя самого большого клуба любителей дорогих и известных мотоциклов Harley-Davidson Фото: Евгений Жура

Корнилову 38 лет, он владелец транспортной компании ГТ, и у него в гараже несколько «Харлеев». Один из них настоящий эксклюзив — Harley-Davidson FLSTFI Fat Boy 100th Anniversary. Выпущен ограниченной серией к столетнему юбилею Harley-Davidson в 2003 году. В 2013-м Корнилов рассказывал «БИЗНЕС Online», как на нем исколесил всю Европу: Будапешт, Рим, Венецию, Люксембург, Амстердам, Берлин — 9 660 км за 36 дней.

В мире среди членов HOG (Harley Owners Group) насчитывается более 1,5 млн человек. В Казани их пока порядка 50–70. Чтобы вступить в мировой клуб, достаточно лишь купить мотоцикл марки Harley-Davidson. Выложить за него придется от 2 млн до 2,5 млн рублей. Так что клуб само собой получается элитарным. «Это круг интересов, в котором нам нравится общаться. Никакой „обязаловки“ тут нет», — говорит Корнилов.

При этом, по его словам, у клуба есть важная миссия: «HOG — самое большое сообщество любителей Harley-Davidson. Байкеры стараются изменить имидж мотоциклиста, чтобы он казался не бандитом, а человеком, который любит повеселиться. В Казани есть негативное отношение к мотоциклистам, которые шумят и мешают на дороге. В Америке байкерское движение было сродни ОПГ. Сообщество HOG с 1983 года пытается это изменить».

В мире число членов HOG (Harley Owners Group) насчитывается более 1,5 млн человек. В Казани их пока порядка 50-70 человек. Чтобы вступить в мировой клуб достаточно лишь купить мотоцикл марки Harley-Davidson В мире среди членов HOG (Harley Owners Group) насчитывается более 1,5 млн человек. В Казани их пока порядка 50-70. Чтобы вступить в мировой клуб, достаточно лишь купить мотоцикл марки Harley-Davidson Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

Байкерские сообщества, клубы и их секреты

Организованное мотодвижение делится на две категории — мотосообщества и мотоклубы. Сообщество — MotorCycles Community (МСС) — это просто объединение друзей по интересам. В данном случае у любителей мотоциклов есть общее увлечение, но они не обременены никакими обязательствами. В их числе отметим и казанский HOG. Несмотря на слово «клуб», полноценным мотоклубом его пока назвать нельзя.

А есть непосредственно клубы — так называемые Motorcycles Club (МС). Это некое подобие армии, где существует устав, много правил и ограничений. Устав клуба — закон, регламентирующий деятельность организации, который определяет, что можно делать, а что нельзя. Какие именно ограничения — «секрет фирмы». У клубных байкеров вообще много секретов, что характерно для любого закрытого сообщества, претендующего на некую элитарность. В частности, лидеры и члены мотоклубов иногда скрывают свои фамилии.

Законы чести
Человек, находящийся в такой организации, никак не должен запятнать свою честь и достоинство перед всеми остальными. Ни в каком направлении. 
Дмитрий лидер мотоклуба Freemen MC
Дмитрий лидер мотоклуба Freemen MC

В Казани сейчас всего три полноценных местных мотоклуба — с аббревиатурой MC в названии и жесткими правилами: Trespassers, Freemen и Support 81 KAZAN RUSSIA. 

Клубы довольно старые. Например, Freemen существует с 2003-го. Tresspassers получил «нашивку» MC только в этом году, но ранее он существовал под аббревиатурой MCB (Motorcycle Brotherhood). Это примерно тот же клуб, но нет строгой дисциплины.


Еще в столице РТ представлены «Ночные волки», которые являются местным подразделением  федеральных «волков». Это первый в России мотоклуб формата МС, в Казани «волки» тоже появились одними из первых. Пытались переформатироваться, но в итоге вернулись к форме «дочернего предприятия» «Ночных волков». Сейчас клубом в строгом смысле слова «волков» в Татарстане не называют.

Клубы довольно старые. Например, Freemen существует с 2003 года Клубы довольно старые. Например, Freemen существует с 2003 года Фото: Андрей Титов

Из полноценного клуба исключают, по словам лидера Freemen MC, за серьезные проступки. «Есть статьи, регламентируемые уставом, а есть проступки общечеловеческие. Вот был-был человек нормальный, а потом раз — и сорвался. Обманул близких, украл, с женой товарища случился у него „нюанс“. Здесь даже не разговариваем, сразу исключение», — говорит Дмитрий.

В мотоклубе есть иерархия, при этом все должности выборные. Номенклатура — это руководитель клуба, его заместители, есть даже своеобразный пресс-секретарь. Они получают зарплату — за счет клуба. Бюджет клуба формируется за счет ежемесячных взносов его членов. Размер взносов — большой секрет.

Виктор Свищев: «Катаюсь на нем по стране. Разгоняется как автомобиль, там агрегаты Toyota, коробка автомат. Мордашка мотоцикла как у дракона Беззубика из мультфильма про драконов» Виктор Свищев: «Катаюсь на нем по стране. Разгоняется, как автомобиль, там агрегаты Toyota, коробка-автомат. Мордашка мотоцикла — как у дракона Беззубика из мультфильма про драконов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Одним из самых первых в Татарстане, кстати, стал не казанский, а челнинский мотоклуб «Золотая Орда». Он знаменит в том числе тем, что в 2002 году стал первым и единственным обладателем кубка Европы Fim Ralli в Дании. До наших дней в изначальном формате этот клуб не дошел. Но клуб, как отметил в беседе с нашим корреспондентом его участник Виктор Свищев, еще существует. Правда, многие его члены уже в возрасте. Да и сам Свищев уже четыре года ездит на более безопасном трехколесном мотоцикле. Его три года собирал молодой человек с Дальнего Востока, и обошелся кастомный мотоцикл его обладателю в несколько миллионов рублей. «Катаюсь на нем по стране. Разгоняется, как автомобиль, там агрегаты Toyota, коробка-автомат», — говорит Свищев. У его мотоцикла, что вообще характерно для железных коней байкеров, есть имя — Белый дракон: «Мордашка мотоцикла — как у дракона Беззубика из мультфильма про драконов».

На дорогах Казани также часто можно увидеть спортбайки. Порой их называют «пластмассовыми» — из-за большого числа пластиковых деталей и обшивок. Или «торпедами». Любители таких мотоциклов с «железными» коллегами, мягко говоря, не состоят в дружеских отношениях, но и открытой войны между ними нет На дорогах Казани также часто можно увидеть спортбайки. Порой их называют «пластмассовыми» — из-за большого числа пластиковых деталей и обшивок. Или «торпедами». Любители таких мотоциклов с «железными» коллегами, мягко говоря, не состоят в дружеских отношениях, но и открытой войны между ними нет Фото: «БИЗНЕС Online»

«Торпеды» и «ракеты»: любители «пластмассовых» спортбайков

На дорогах Казани также часто можно увидеть спортбайки. Порой их называют «пластмассовыми» — из-за большого числа пластиковых деталей и обшивок. Или «торпедами». Любители таких мотоциклов с «железными» коллегами, мягко говоря, не состоят в дружеских отношениях, но и открытой войны между ними нет.  Однако шутить про «пластмассовых» байкеры любят. «Приезжает на заправку молодой человек на спортбайке, а голос из динамика говорит:„Мы в пластиковую тару не наливаем!“», — веселятся ветераны байкерского движения.

Жертвами аварий чаще всего становятся как раз любители спортивных «торпед» и «ракет». Они же годами снимали глушители и с грохотом гоняли по ночам, не давая спать обывателям. По словам представителей байкерских движений, именно «пластмассовые» коллеги довели руководство ГИБДД республики до сильного раздражения. Началась зачистка города от превышающих скорость и грохочущих мотоциклов. «При этом никто не разделял мотоциклистов. Если дана команда „фас“, то начали грести всех подряд. Мы собирались всей мотообщественностью Казани, чтобы разрешить ситуацию, найти компромисс», — вспоминает Дмитрий из Freemen.

С «ракетами» без глушителей компромисса найдено не было. Но их в Казани становится все меньше, т. к. мода уходит. «Они и много бьются, к сожалению. Инициаторы спортбайковской движухи повзрослели. Тусовка переместилась в цивилизованную плоскость» — говорит Дмитрий.

Как байкерам и ГИБДД найти общий язык?
Года три назад с ГИБДД города мы не находили общего языка, нас не слышали. Сейчас армия мотоциклистов растет, и не учитывать мнение байкеров никак не получится в рамках концепции организации дорожного движения. 
 6
Григорий Корнилов представитель мотодвижение HOG

В Татарстане, по данным ГИБДД МВД по РТ, на учете стоит более 12,6 тыс. мотоциклов. Казалось бы, много, но по сравнению с другими регионами и с учетом численности населения Татарстана это количество совсем небольшое.

«Популярные у байкеров маршруты в Татарстане — Свияжск, Болгар и Камское море. Путь в Свияжск, например, можно разделить паромной переправой», — рассказал «БИЗНЕС Online» один из основателей сообщества Mototarin Арсен Ганиев (на фото) «Популярные у байкеров маршруты в Татарстане — Свияжск, Болгар и Камское море. Путь в Свияжск, например, можно разделить паромной переправой», — рассказал «БИЗНЕС Online» один из основателей сообщества Mototarin Арсен Ганиев (на фото) Фото: Андрей Титов

Клабхаусы, популярные маршруты и  байкерские места Казани

«Популярные у байкеров маршруты в Татарстане — Свияжск, Болгар и Камское море. Путь в Свияжск, например, можно разделить паромной переправой», — рассказал «БИЗНЕС Online» один из основателей сообщества Mototarin Арсен Ганиев. Mototarin был организован в 2019 году. Его сооснователь —  бизнесмен Марат Салихов.

Mototarin был организован в 2019 году. Его сооснователь — бизнесмен и сын руководителя управления Судебного департамента РТ Зявдата Салихова — Марат Салихов (на фото) Mototarin был организован в 2019 году. Его сооснователь — бизнесмен и сын руководителя управления судебного департамента РТ Зявдата Салихова Марат Салихов (на фото слева) Фото предоставлено Арсеном Ганиевым

Раньше основным местом обитания байкеров была улица. Однако со временем клубы стали создавать свои базы — клабхаусы. Это, как правило, помещения с баром, диванами, столами, развлечениями. Клабхаусы — только для своих и для приезжих друзей, таких же байкеров. Из атрибутов — обязательно символика клуба или сообщества. Во многих можно остановиться с ночевкой, если тебя там ждут, конечно. Есть там и своего рода талисманы или что-то выделяющееся. Например, в клабхаусе Freemen живет кот Искандер, а «дом» Mototarin охраняет чучело медведя. В клабхаусах байкеры практически живут. Там же устраивают собрания.  

Клабхаусы — только для своих и для приезжих друзей, таких же байкеров. Из атрибутов — обязательно символика клуба или сообщества. Во многих можно остановиться с ночевкой, если тебя там ждут, конечно (на фото клабхаус Freemen ) Клабхаусы — только для своих и для приезжих друзей, таких же байкеров. Из атрибутов — обязательно символика клуба или сообщества. Во многих можно остановиться с ночевкой, если тебя там ждут, конечно (на фото клабхаус Freemen ) Фото: Андрей Титов

Очень популярны мотопутешествия на дальние расстояния. Байкеры ездят не только в соседние регионы, но и страны. Популярные направления: Греция, Португалия, Турция. Это обходится порядка 50 евро в день: проживание, ГСМ и прочее. Но и мотоцикл должен быть подготовлен. В среднем пройти ТО на Harley в сезон стоит 23–25 тыс. рублей. Замена масла у официального дилера — примерно столько же.

Культовых мотомест в Казани остается все меньше. Например, раньше центром притяжения была парковка у НКЦ «Казань». После ее масштабной перестройки тусовка оттуда исчезла. Пытались байкеры собираться у «Чаши», у «Ак Барс Арены», но возродить уличные сходки так и не удалось. Конечно, летом мотоциклисты приезжают на Баумана, к бару «Гадкий Койот», но это единицы.

Сколько стоит содержать байк и как на этом заработать?

Байкеры — настоящие кладези баек. Вот характерных пример от Корнилова: «Мы, когда ехали через Турцию, остановились в дорогом отеле, где номер за ночь стоил 800 евро. Надо понимать, что если ты попал под дождь в Турции, то ты весь в глине. И мы в этой глине в отель и приехали, где персидские ковры и так далее. Пошли по номерам в дождевиках, шлемах, поднялись наверх. Я посмотрел на себя, зашел в дождевике и шлеме в ванную под душ, потому что все надо смыть. Стою я в душе, в отеле, где 800 евро за ночь. Плитка там дорогущая, мозаика, фарфоровая ванна. Я внутри в сапогах, дождевике, грязный, стою и моюсь. Заходит горничная, приносит полотенце и видит это чудо: Дарта Вейдера, который стоит под душем и говорит „Заходи, заходи!“ Не знаю, что она подумала, но выбежала с криками. Прибежала полиция, ломилась в двери, пыталась понять, что это там такое стоит. Просто невообразимо. Мы очень долго смеялись»,  — вспоминает Корнилов.

Хороший шлем, кстати, обойдется тысяч в 20–30. Но есть и дороже — за 100 тысяч. По части экипировки все на вкус и цвет. Можно закупиться брендовым Harley, где ценник довольно высок. Куртка с защитой — несколько десятков тысяч рублей. Боты в среднем стоят порядка 10 тыс. рублей, мотоциклетная «черепаха» (мотозащита) примерно так же. Итого на экипировку минимум нужно потратить 50–70 тыс. рублей.

Но, для того чтобы стать байкером, в первую очередь нужен байк. Новый Harley, как мы уже говорили, ;обойдется в несколько миллионов рублей. Подержанный, даже 20-летний, — в 500 тысяч. Дорогие мотоциклы также у BMW и других американских и европейских марок. Кастомный (собранный вручную, единственный в своем роде) байк можно приобрести примерно за 400–600 тысяч. Дешево, потому что собран он, как правило, на базе сильно подержанного мотоцикла. В Казани кастомы не редкость. В гараже Freemen есть парочка таких. Особенно выделяется мотоцикл с именем Black Jack, собранный на базе «железной» Yamaha.

Кастомный (собранный вручную, единственный в своем роде) байк можно приобрести примерно за 400-600 тысяч. В гараже Freemen есть парочка таких. Особенно выделяется мотоцикл с именем Black Jack, собранный на базе «железной» «Ямахи» Кастомный (собранный вручную, единственный в своем роде) байк можно приобрести примерно за 400–600 тысяч. В гараже Freemen есть парочка таких. Особенно выделяется мотоцикл с именем Black Jack, собранный на базе «железной» Yamaha Фото: Андрей Титов

Японский сегмент очень популярен и относительно дешев. Подержанный Suzuki Bandit можно подыскать за несколько десятков тысяч рублей. Далеко он уедет? Не факт, но предложения, а значит, и спрос, на японские байки есть.

Что касается содержания железного коня, то в сезон надо делать минимум одно ТО, менять масла и прочие расходники. «Это не дороже, чем содержать автомобиль», — говорит владелец мотоцикла Harley-Davidson Арсен Ганиев.

Для мотоцикла нужно в идеале иметь место его содержания, особенно на зимовку. Это теплое сухое помещение. Многие хранят байки рядом с автомобилем на парковке, некоторые держат для байков отдельные гаражи. «Мы хотим в клабхаусе сделать место для зимовки мотоциклов. В любой день можно будет прийти, завести байк, он всегда будет рядом», — рассказывает один из наших собеседников.

Нередко байкеры открывают связанный с мотоциклами бизнес. К примеру, на базе клуба Freemen есть сервис, который знают все мотоциклисты в городе, и магазин с запчастями и экипировкой. По словам лидера клуба Дмитрия, в сезон это может принести более миллиона рублей. Зимой бизнес также не простаивает. Мастера принимают долгосрочные заказы, ремонтируют снегоходы и прочую мототехнику.

В Закамье развито увлечение именно спортивными  «железными» байками.  В Набережных Челнах с помпой в прошлом году открыли мототрассу «Наиком экстрим мотокросс» в поселке Азьмушкино В Закамье развито увлечение именно спортивными «железными» байками. В Набережных Челнах с помпой в прошлом году открыли мототрассу «Наиком экстрим мотокросс» в поселке Азьмушкино Фото: Олег Спиридонов

Трасса мирового уровня: где гоняет бизнес-элита Челнов

Мотоциклы — это еще и профессиональный спорт. В Закамье развито увлечение именно спортивными  «железными» байками. В Набережных Челнах с помпой в прошлом году открыли мототрассу «Наиком экстрим мотокросс» в поселке Азьмушкино. Ранее это площадка представляла из себя овраг, куда местные жители скидывали мусор. Сегодня это спортивный объект, который готов принять международные соревнования по мотокроссу. Проектом руководит главный мотоспортсмен Челнов, владелец сети АЗС «Наиком» Наиль Хуббатуллин. По его словам, это уникальный комплекс, аналогов которому в России больше нет. В июне прошлого года трасса в Азьмушкино получила сертификат соответствия от федерации мотоциклетного спорта России. Тогда же здесь прошли первые соревнования по мотокроссу.

Сегодня покататься на трассе может любой желающий. Аренда мотоцикла и экипировка обойдется в 1,2 тыс. рублей за полчаса, в 1,7 тыс. рублей за час Сегодня покататься на трассе может любой желающий. Аренда мотоцикла и экипировка обойдутся в 1,2 тыс. рублей за полчаса и в 1,7 тыс. рублей за час Фото: Олег Спиридонов

Сегодня покататься на трассе может любой желающий. Аренда мотоцикла и экипировка обойдутся в 1,2 тыс. рублей за полчаса и в 1,7 тыс. рублей за час. Посетителям доступны мотоциклы и квадроциклы, здесь есть даже мотоциклы для самых маленьких —  тренируются дети от пяти лет. Для прибывших издалека построили двухэтажный отель.

Хуббатуллин увлекался мотоциклами с детства, но, когда занялся бизнесом, оставил свое увлечение. Из-за сидячего образа жизни сильно прибавил в весе. Врачи предупредили, что сердце может не выдержать нагрузки. Тогда Хуббатуллин сел на диету, начал бегать и вновь занялся мотоспортом.

Проектом руководит главный мотоспортсмен Челнов, владелец сети АЗС «Наиком» Наиль Хуббатуллин. По его словам, это уникальный комплекс, аналогов которым в России больше нет. Проектом руководит главный мотоспортсмен Челнов, владелец сети АЗС «Наиком» Наиль Хуббатуллин. По его словам, это уникальный комплекс, аналогов которому в России больше нет Фото: Олег Спиридонов

Предприниматель купил несколько старых мотоциклов и объявил бесплатный набор детей в мотоклуб. Наш собеседник отмечает: занятия мотоспортом еще и дают хорошую мотивацию в жизни — многие его ученики стали бизнесменами: «Например, сегодняшний директор мотосалона „Фаворит“ Тимур Фатихов пришел в мой клуб в 9 лет, — вспоминает Хуббатуллин. — У него есть брат-близнец Тагир. И мать привела парней ко мне. Я предупредил, что это травматичный вид спорта. Тогда она мне ответила: „Вот этот 30 августа залез на дерево. Упал. Сломал руку. А на следующий день он снова залез на это же дерево, упал и сломал вторую руку. И вы пугаете меня травматизмом? Забирайте обоих!“ Ребята росли, разбирали и собирали мотоциклы. Это был 1998 год».

На сегодняшний день на территории комплекса находится несколько сотен железных коней, но из всех Хуббатуллин выделяет два экземпляра, на которых он, правда, уже не ездит. «Это самые крутые [чехословацкие] мотоциклы Čezeta. Им, наверное, лет по 40. В детстве я бы за такой мотик душу дьяволу продал, — с гордостью рассказал бизнесмен. — У нас в гостях были французы, которые многое повидали. Но с этим Čezeta они что только ни делали — фоткались, скакали вокруг него».

Владимир Путин несколько раз участвовал в мотопробегах политически близких Кремлю «Ночных волков» в Крыму, причем еще с тех пор, когда полуостров был украинским Владимир Путин несколько раз участвовал в мотопробегах политически близких Кремлю «Ночных волков» в Крыму, причем еще с тех пор, когда полуостров был украинским Фото: © Алексей Дружинин, РИА «Новости»

VIP-байкеры Татарстана

Байкеров много и среди элиты. Пристрастие к мотоциклам демонстрировал Владимир Путин, хотя он и говорил, что не катается на спортивных скоростных моделях. Зато президент России несколько раз участвовал в мотопробегах политически близких Кремлю «Ночных волков» в Крыму, причем еще с тех пор, когда полуостров был украинским. Путин предпочитает передвигаться на тяжелом «Урале» с коляской, украшенной принтами российского триколора и двуглавого орла. В 2019 году, например, покатал на этом мотоцикле губернаторов Крыма и Севастополя. Сергей Аксенов сидел в коляске, а Михаил Развозжаев — на заднем сиденье.

В Татарстане, в отличие от федерального уровня, увлечение мотоспортом очень широко распространено в рядах политической элиты. Президент республики Рустам Минниханов — заслуженный мастер спорта по автоспорту, двукратный бронзовый призер чемпионата Европы по автокроссу, но не меньше автомобилей любит погонять и на мотоциклах. Уже традиционно на День города и республики он возглавляет мотоколонну на своем зеленом «Урале».

Рустам Минниханов — заслуженный мастер спорта по автоспорту, двукратный бронзовый призер чемпионата Европы по автокроссу, но не меньше автомобилей любит погонять и на мотоциклах. Уже традиционно на День города и республики он возглавляет мотоколонну на своем зеленом «Урале»Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам наших собеседников, Минниханов увлекается мотоциклами достаточно давно. Поговаривают, что во времена, когда он был премьер-министром республики, владел спортивным BMW серии RR. «Нас приглашали в мини-пробег от Мамадыша до Казани. Рустам Нургалиевич был на BMW, быстро от нас уехал», — вспоминает наш источник. Другие наши собеседники отмечают, что на спортивном байке BMW президент РТ ездит до сих пор — его не раз видели приезжающим на мотоцикле на работу. Бывает он и на гоночной трассе Kazan Ring.

Родной брат президента Татарстана Раис Минниханов, глава Сабинского района, — тоже известный любитель гонок. Наши источники говорят, что он ездит на мотокроссовом байке KTM Enduro 300 2T.

Не может жить без мотоциклов и руководитель исполкома Казани Денис Калинкин. Судя по декларациям о доходах, в распоряжении Калинкина два мотоцикла — Triumph Speed Triple R AB (от 1 млн 370 тыс. рублей) и Harley-Davidson.

Среди неожиданных знаменитостей, кто сел за руль байка, — главный дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский. «Он очень долго учился, выбрал себе мотоцикл, но купил трехколесный Harley. Классический байк — все же опасный транспорт», — говорит представитель HOG Корнилов.

Сразу несколько источников подтверждают, что активно на мотоциклах ездит и заместитель премьер-министра РТ Роман Шайхутдинов — в его декларациях из года в год фигурирует мотоцикл марки Suzuki (от 679 тыс. до 1 млн 369 тыс.). Большую коллекцию мотоциклов в музее Ирека Миннахметова держит его отец Джаудат Миннахметов. «У него очень большая коллекция мотоциклов, есть несколько Harley-Davidson, и он участвовал в мотоколонне на День города», — рассказывает Корнилов.

Увлечен мотоциклами и второй его сын — генеральный директор АО «Ак Барс Арена» Радик Миннахметов. «Сейчас уже так часто не ездит, но вообще, да» Увлечен мотоциклами и второй его сын — генеральный директор АО «Ак Барс Арена» Радик Миннахметов. «Сейчас уже так часто не ездит, но вообще, да» Фото: «БИЗНЕС Online»

Увлечен мотоциклами и второй его сын — генеральный директор АО «Ак Барс Арена» Радик Миннахметов. «Сейчас уже так часто не ездит, но вообще, да, — говорят наши источники, — У него был „Харлей“, он его продал года два назад. Сейчас катает больше на кроссе — на итальянском стильном мопеде Vespa (от 250 тыс. до 350 тыс. рублей).

Среди любителей байкерского движения наши источники отмечают и главу «ТрансТехСервиса» Вячеслава Зубарева. У него есть несколько мотоциклов.

В адвокатском сообществе также нашелся один любитель мотоспорта — адвокат экс-проректора КНИТУ-КХТИ Александра Кочнева из казанской коллегии «Рыбак, Коган и партнеры» Данил Мишин В адвокатском сообществе также нашелся один любитель мотоспорта — адвокат экс-проректора КНИТУ-КХТИ Александра Кочнева из казанской коллегии «Рыбак, Коган и партнеры» Данил Мишин Фото предоставлено Данилом Мишиным

В адвокатском сообществе также нашелся один любитель мотоспорта — адвокат экс-проректора КНИТУ-КХТИ Александра Кочнева из казанской коллегии «Рыбак, Коган и партнеры» Данил Мишин. Он тренируется в спортивно-техническом клубе «Барсы» и даже участвует в соревнованиях. Например, в феврале он взял первое место на гонке «Внедорожный фестиваль 2.0» в Зеленодольском районе. В его гараже стоит два мотоцикла — KTM sxf 450 (около 1,1 млн рублей) и стритфайтер Kawasaki Z 1000 (более 800 тыс. рублей).

Свой мотоцикл был и у внука государственного советника Татарстана Минтимера Шаймиева — Тимура Шаймиева. «Он умеет и любит катать, но сейчас вроде продал. У него был Ducati», — говорит наш осведомленный источник. Новый байк Ducati может стоить от 600 тыс. до 2,2 млн рублей.

Немало любителей байков и среди тех, кто уже покинул Татарстан. Одним из заядлых мотоциклистов наши источники называют министра строительства РФ Ирека ФайзуллинаВ его гараже, судя по декларации, два мотоцикла — внедорожный BMW G310 R (от 360 тыс. рублей) и кроссовый Yamaha Serow 250 (около 400 тыс. рублей).

В Азьмушкино есть целый мотопарк, где стоят байки известных людей Закамья и не только. У членов мотоклуба есть свои подписанные места в общем гараже, а каждый байк оформлен в индивидуальном стиле. Там припаркованы, например, мотоциклы семьи лидера Партии Роста в Татарстане Олега Коробченко В Азьмушкино есть целый мотопарк, где стоят байки известных людей Закамья, и не только. У членов мотоклуба есть свои подписанные места в общем гараже, а каждый байк оформлен в индивидуальном стиле. Там припаркованы, например, мотоциклы семьи лидера Партии Роста в Татарстане Олега Коробченко Фото: Олег Спиридонов

«Можно смело сказать, что вся бизнес-элита Челнов здесь»

В Азьмушкино есть целый мотопарк, где стоят байки известных людей Закамья, и не только. У членов мотоклуба есть свои подписанные места в общем гараже, а каждый байк оформлен в индивидуальном стиле. Там припаркованы, например, мотоциклы семьи лидера Партии Роста в Татарстане Олега Коробченко. Байк главы семейства Husqvarna Enduro 4T предназначен для езды на бездорожье. Оформлен в сине-белых цветах, на панели красуется номер 630 и надпись «Кориб», а на переднем крыле — флаг и герб РФ. Стоящий рядом мотоцикл оформлен в зелено-розовом цвете и также имеет на крыле название компании Коробченко. Известно, что бизнесмен начал кататься в стиле эндуро четыре года назад, вместе с ним на трассу приезжают его дочери и сын. В последнее время Коробченко стал реже появляться на трассе из-за нехватки свободного времени.

На фото Олег Коробченко Известно, что бизнесмен (на фото — Олег Коробченко) начал кататься в стиле эндуро четыре года назад, вместе с ним на трассу приезжают его дочери и сын. В последнее время Коробченко стал реже появляться на трассе из-за нехватки свободного времени Фото предоставлено Олегом Коробченко

Недалеко красуется мотоцикл представителя бизнес-омбудсмена РТ в Челнах, гендиректора ПО «Промсвет» Андрея Балты. Его спортбайк Husqvarna 350 Enduro 4T оформлен в черно-синем цвете, на панели также красуется надпись «Промсвет» и номер 333. Обращают на себя внимание стоящие рядом мотоциклы семьи Алексея Шишкарева — владельца сети клиник «Центр эстетической стоматологии». На передней панели их мотоцикла марки Honda XR 250r (подержанный стоит от 160 тыс. рублей) — логотип стоматологии. Во время локдауна в прошлом году его супруга Александра Ситникова выступила волонтером и на мотоцикле развозила продукты и лекарства нуждающимся. Среди любителей кататься также можно выделить владельца торгового бренда «Колеса даром» Рустама Бадретдинова. В его арсенале два байка — KTM 350 4T six day (около 1,1 млн рублей) и KTM 450 4T cross (более 800 тыс. рублей).

Недалеко красуется мотоцикл представителя бизнес-омбудсмена РТ в Челнах, гендиректора ПО «Промсвет» Андрея Балты. Его спортбайк Husqvarna 350 Enduro 4T (около 1,1 млн рублей) оформлен в черно-синем цвете, на панели также красуются надпись «Промсвет» и номер 333 Недалеко красуется мотоцикл представителя бизнес-омбудсмена РТ в Челнах, гендиректора ПО «Промсвет» Андрея Балты. Его спортбайк Husqvarna 350 Enduro 4T (около 1,1 млн рублей) оформлен в черно-синем цвете, на панели также красуется надпись «Промсвет» и номер 333 Фото: Разим Сабиров

Мотоциклы самого основателя гоночной трассы Хуббатуллина оформлены в бело-оранжевом цвете. Владелец «Наикома» может похвастаться тремя мотоциклами, два из которых стояли в гараже клуба: первый для скоростной езды, второй для езды в стиле эндуро.

Перечисленные выше бизнесмены — это далеко не все предприниматели, которые катаются в мотоклубе «Наиком»: «Скорее это основной костяк. Их очень большое количество, — говорит Хуббатуллин. — Можно смело сказать, что вся бизнес-элита Челнов здесь — весь предпринимательский бомонд в полном составе. Все постоянно катаются в субботу и воскресенье».

Еще один известный байкер Челнов — генеральный директор ООО «Акульчев», президент ООО «Кондитерский комбинат А1» Сергей Акульчев. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он рассказал, что увлекся мотоциклами еще 10 лет назад: «Для меня это самая большая страсть. У меня сейчас два мотоцикла — BMW и KTM». В социальных сетях предпринимателя можно найти фотографии с его мотопутешествий, а также увидеть его железных коней. «Друг, Аватар, Серый, Ослик — у каждого моего мота были имена. Новый конь получил имя Экскалибур», — подписал он фотографию нового мотоцикла KTM.

Еще один известный байкер Челнов — генеральный директор ООО «Акульчев», президент ООО «Кондитерского комбината А1» Сергей Акульчев: «Для меня это самая большая страсть. У меня сейчас два мотоцикла — БМВ и KTM» Еще один известный байкер Челнов — генеральный директор ООО «Акульчев», президент ООО «Кондитерский комбинат А1» Сергей Акульчев: «Для меня это самая большая страсть. У меня сейчас два мотоцикла — BMW и KTM» Фото: соцсети

Акульчев проехал на мотоцикле практически все страны Европы, Кавказ, Казахстан, Киргизию, Узбекистан. Бизнесмен признается, что предпочитает быстрый темп езды, поэтому в основном путешествует один. Езда по дороге его расслабляет, а всякие посиделки в компаниях он не любит: «Я очень динамично путешествую». 

Катаются и депутаты горсовета Челнов. К мотолюбителям, например, можно отнести бизнесмена Раиля Минегалиева. В гараже бизнесмена также стоит два мотоцикла Yamaha и Honda. Как сообщают источники нашего издания, в основном Минегалиев катается за пределами города, но иногда он может проехаться и по челнинским проспектам. Но собеседники отмечают, что любители мотокросса не ограничиваются трассой в Азьмушкино: «Мы выезжаем и по Татарстану, и дальше — в Удмуртию, Чувашию. Сейчас ездим уже в Крым и Геленджик».

***

Наш обзор не претендует на исчерпывающую полноту — мир байкерского движения богат и многообразен, поэтому призываем читателей-мотоциклистов дополнить картину в комментариях.