В церквях людей было мало — заметно меньше, чем в это же время два и три года назад, хотя полностью храмы не пустовали В церквях людей было мало — заметно меньше, чем в это же время два и три года назад, хотя полностью храмы не пустовали

«Быть добрее, чище внутри и честнее к себе и к людям»

День накануне светлого праздника Пасхи в Казани начался с дождя. Сначала он казался мелким, несерьезным, но потом полностью оправдал предупреждение, заботливо разосланное по мобильным телефонам МЧС. Дождь накануне Пасхи в наших широтах не редкость, но обычно он тянется до конца дня, а тут ближе к вечеру выглянуло солнце и поманило на вымытые дождем улицы многочисленных туристов и отдыхающих.

Казанский Арбат — улица Баумана — оказался до предела заполнен гуляющими. И хоть народу было много, спокойствием эта толпа не отличалась. А красный закат еще больше добавлял во все происходящее элемента тревожности. В церквях людей было мало — заметно меньше, чем в это же время два и три года назад, хотя полностью храмы не пустовали. В Богоявленской церкви, что рядом с памятником Шаляпину, тоже находились люди. Часть из них просто ставили свечки и уходили, другие долго стояли перед иконами, то ли молясь, то ли думая о чем-то своем.

Ирина и Владимир приехали в наш город из Калуги. «Пасха — праздник хороший, добрый. Праздник веры и доброты», — говорит Ирина. Она, по собственным словам, не видит разницы между Пасхой нынешней и прошлогодней. А вот Владимир отмечает, что по неизвестной причине праздник в этом году какого-то особо светлого чувства ему не приносит.

Чуть лучше настроение у Алексея и Анны из Санкт-Петербурга. «С учетом того, что мы уже побывали в вашем Кремле, в Благовещенском соборе, настроение у нас праздничное», — говорит Алексей. А Анна считает, что этот праздник напоминает нам, что люди должны радоваться жизни и любить друг друга. «Тогда все будет хорошо», — считает она.

Людмилу из Орла праздник тоже не обошел стороной. «Да, коронавирус еще не закончился, но у меня светлое, радостное ощущение от этого дня. И, несмотря на то, что мы путешествуем, куличи, крашеные яйца — все это у нас с собой», — подчеркивает собеседница. Руслан из Башкортостана тоже отмечает, что Пасха для него радостный и возвышенный праздник. «И мое настроение сегодня соответствует празднику. Как, впрочем, и в прошлом году, как и раньше», — отмечает Руслан.

Из толп людей, проходящих по улице Баумана, к сожалению, мало кто заглядывал в церкви. Поэтому до всенощной службы Богоявленский и Никольский храмы стояли почти пустыми. А вот в храм Параскевы Пятницы под Кремлем ручеек людей тек не переставая.

Одна из них — Майя из Казани — повторяет слова наших предыдущих собеседников: Пасха в этом году для нее ничем не отличается от прошлогодних. «Это такой же светлый праздник, абсолютно ничем от других праздников не отличающийся», — считает собеседница. Впрочем, тут же добавляет, что даже накануне чувствует его приход. «Это такие личные ощущения, которыми мне не хочется делиться. Но они абсолютно светлые. Ощущения чего-то абсолютно чистого, непорочного, святого», — говорит она. Своим единоверцам в этот день наша собеседница желает быть добрее, чище внутри и честнее к себе и к людям. «И любви. Конечно, любви», — заключает Майя.

Ей вторит еще одна жительница Казани — Лидия, с которой мы поговорили в храме Казанской иконы Божией Матери. «Праздник Пасхи прекрасен. У меня от него большая радость и вдохновение. Радость и любовь переполняют мое сердце», — говорит женщина.

Был ли высокотехнологичный подход к освещению Пасхи на телевидении идеей митрополита Кирилла или постарались сами телевизионщики? Факт остается фактом — из-за обилия софитов и усилителей храм был прекрасно освещен, а каждое слово — прекрасно слышно Был ли высокотехнологичный подход к освещению Пасхи на телевидении идеей митрополита Кирилла или постарались сами телевизионщики? Факт остается фактом — из-за обилия софитов и усилителей храм был прекрасно освещен, а каждое слово прекрасно слышно

Ближе к 10 часам вечера на Казань уже окончательно опускается ночь и привычные черты города можно узнать только по цепочкам фонарей вдоль улиц, подсветке зданий да разноцветным, словно елочные игрушки, телевышке в Кировском районе, колесу обозрения под «Ривьерой» и светящимся, как Лас-Вегас, Верхним Услоном за Волгой.

В Благовещенском соборе, где праздничную службу должен провести митрополит Кирилл, дверь неожиданно оказывается закрытой. Увидев удостоверение, охранник пускает нас с фотографом, поясняя — двери до начала службы попросили закрыть телевизионщики, устанавливающие здесь свою аппаратуру.

Зайдя внутрь, понимаем, почему у техников так много работы. Многочисленные лампы, софиты, микрофоны, усилители, а уж видеокамер… Одна из них держится на редком штативе-балансире, похожем на шлагбаум, другие либо стоят на штативах разной степени «крутизны», либо скромно примостились на плечах видеооператоров. Чтобы согласовать эту технику между собой, да и просто правильно укрепить, требуется масса времени и напряжения, потому опустевшая церковь в тот момент напоминает концертный зал перед приездом популярной рок-группы: очень много суеты, а работники, монтирующие разное оборудование, даже не знакомы друг с другом. Был ли такой высокотехнологичный подход к освещению Пасхи на телевидении идеей митрополита Кирилла или постарались сами телевизионщики? Но факт остается фактом — из-за обилия софитов и усилителей храм был прекрасно освещен, а каждое слово прекрасно слышно.

Прямо у входа служки надевают на митрополита Кирилла белую мантию и владыка начинает вести службу Полунощница, которая ближе к полуночи закончится крестным ходом и двумя многократно повторенными фразами: «Христос воскресе!» — «Воистине воскресе!» Прямо у входа служки надевают на митрополита Кирилла белую мантию, и владыка начинает вести службу «Полунощница», которая ближе к полуночи закончится крестным ходом и двумя многократно повторенными фразами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

«Вот и радуйтесь сегодня! И вообще во все дни жизни!»

К началу службы народу в храме было немного: едва-едва набралось с два десятка человек. Наконец, прибывает митрополит Кирилл. Прямо у входа служки надевают на него белую мантию, и владыка начинает вести службу «Полунощница», которая ближе к полуночи закончится крестным ходом и двумя многократно повторенными фразами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

К этому моменту в храме уже не меньше 200 человек. Прихожан его высокопреосвященство поздравил довольно сдержанно, сказав им только: «С праздником!» А вот с журналистами, ожидавшими его прибытие в Казанский кремль, владыка, приехавший в Татарстан в декабре и с тех пор не так часто появляющийся на публике, пообщался намного более развернуто.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о роли этого праздника для православного Татарстана, митрополит сразу же сказал, что для любого верующего человека Пасха — это праздник жизни. «Праздник победы жизни над смертью! Это время избавления от греха и обращения к вечности. Потому для нас очень важно, что Пасха жива, что она живет, и это великое торжество, и мы сегодня вместе со всем православным миром совершаем такой „праздников праздник и торжество из торжеств“», — сказал Кирилл.

«Пока человек дышит, у него всегда есть возможность вернуться к богу. Поэтому для нас очень важно, что бог любит всех» «Пока человек дышит, у него всегда есть возможность вернуться к богу. Поэтому для нас очень важно, что бог любит всех»

Он особо подчеркивает, что идет сегодня в храм с самыми чистыми, светлыми и легкими чувствами и напоминает обращение святителя Иоанна Златоуста. «Там очень интересные слова есть: „И постившиеся и не постившиеся, все приходите в радость своего господа!“ Так что сегодня это праздник всех. Потому что Христос пришел в этот мир спасти все человечество. И пока человек дышит, у него всегда есть возможность вернуться к богу. Поэтому для нас очень важно, что бог любит всех», — подчеркивает митрополит Кирилл.

Бог, по его словам, не некое существо с дубинкой, которое всех порет и наказывает. «Бог — это всеобъемлющая любовь, которая ждет от каждого человека возвращения к себе. Потому что человек создан для вечности. Эту вечность он когда-то потерял из-за своего грехопадения, но пришедший на землю спаситель мира возвращает человека к себе. Это праздник всеобъемлющей жизни. Настоящего ее торжества. Потому что это победа, которую невозможно отнять из нашей жизни, из нашей души, из нашего сердца и из нашего бытия. Потому это самое большое торжество. Пасха — это вообще исход. Это память об избавлении еврейского народа из египетского плена. А для нас Пасха — это избавление от плена греха и возвращение к жизни вечной! Вот я вас с этим и поздравляю. Радуйтесь! Потому что Христос воскрес», — заключил владыка с улыбкой.

«Первое слово, которое Иисус Христос сказал по воскресении — радуйтесь. Вот и радуйтесь сегодня! И вообще, во все дни жизни. С праздником вас!» «Первое слово, которое Иисус Христос сказал по воскресении, — «радуйтесь». Вот и радуйтесь сегодня! И вообще во все дни жизни. С праздником вас!»

Владыка рассказал и о том, как лично он проведет этот праздник. По его словам, к нему в гости приехали несколько близких друзей, с которыми он будет разговляться после службы. «Хотя ночью есть вредно, но все равно попробуем немножко. Надо снять стресс», — рассказал митрополит. Потом у него в планах посещение разных приходов. «Будем христосоваться. Ходить в какие-то особые места, где люди нуждаются в этом. То есть будем радоваться жизни. Все-таки жизнь очень короткая, надо успевать радоваться. Грусти и злобы у нас предостаточно. А радость в жизни нужно уметь найти, беречь и сохранять. И вот эта радость, которую нам Господь дает сегодня, — это радость настоящая. Она из нашего сердца не должна никуда уходить», — заметил собеседник журналистов.

А тяжести, скорби, грехи и какие-то несовершенства, по его мнению, просто меркнут перед праздником светлого христова воскресения. «Поэтому радуйтесь! И первое слово, которое Иисус Христос сказал по воскресении, — „радуйтесь“. Вот и радуйтесь сегодня! И вообще во все дни жизни. С праздником вас!» — с широкой улыбкой произнес митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.