Острая фаза конфликта между Киргизией и Таджикистаном началась накануне в районе водораспределительного пункта «Головной» в верховьях реки Исфара (на фото: гидротехническое сооружение на реке Исфара, архивное фото 1988 года) Острая фаза конфликта между Киргизией и Таджикистаном началась накануне в районе водораспределительного пункта «Головной» в верховьях реки Исфара (на фото: гидротехническое сооружение на реке Исфара, архивное фото 1988 года) Фото: © Всеволод Тарасевич, РИА «Новости»

Потасовка из-за воды вылилась в стрельбу и 13 жертв

Острая фаза конфликта между Киргизией и Таджикистаном началась накануне в районе водораспределительного пункта «Головной» в верховьях реки Исфара — недалеко от одноименного города. Оба государства считают эту территорию своей. В государственном комитете национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана заявляют, что объект всецело принадлежит стране и с 1968-го используется для орошения приграничных районов Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.

Таджикские эксперты берут за основу карты 1924–1939 годов, а киргизские — 1958–1959-х. Масла в огонь подливает вопрос водоснабжения, который всегда остро стоял в регионе. 

Спусковым крючком якобы стало решение таджикской стороны установить камеры наблюдения на столбах электрического освещения у «Головного». Таким образом планировалось следить за подачей воды — страна опасается, что соседи ограничат водоснабжение. Местные жители с двух сторон стали закидывать друг друга камнями. По версии таджикской стороны, накануне в 13:05 (11:05 мск) военнослужащие Киргизской Республики открыли огонь по пограничникам Таджикистана. В результате два человека получили огнестрельные ранения. 

Садыр Жапаров экстренно собрал Совет безопасности. Как сообщили в пресс-службе главы государства, обсуждались «меры для снижения уровня напряженности и деэскалации сложившейся ситуации» и безопасность мирного населения Садыр Жапаров экстренно собрал Совет безопасности. Как сообщили в пресс-службе главы государства, обсуждались «меры для снижения уровня напряженности и деэскалации сложившейся ситуации» и обеспечения безопасности мирного населения Фото: kremlin.ru

После начала стрельбы на границе президент Киргизии Садыр Жапаров экстренно собрал Совет безопасности. Как сообщили в пресс-службе главы государства, обсуждались «меры для снижения уровня напряженности и деэскалации сложившейся ситуации» и обеспечения безопасности мирного населения. Тем временем конфликт набирал обороты. Очевидцы стали публиковать в социальных сетях видео с приграничной территории, на которых видно прячущихся от пуль людей, движущиеся по улицам танки, слышны стрельба и разрывы снарядов. На одном из роликов военнослужащий, предположительно Киргизии, показывает пулеметный обстрел из БМП, поднимает вверх автомат Калашникова и кричит: «Красавчик, йеееа!».

К трем часам дня обе страны стянули к границе войсковые подразделения. «В местности Головной Баткенского района Баткенской области (Киргизия) ситуация обострилась. Таджикская сторона намеренно спровоцировала конфликт на киргизско-таджикском участке государственной границы и продолжает обострять обстановку. Началась перестрелка между войсковыми подразделениями сторон», — указали в пограничной службе Киргизии.

Ситуация начала развиваться стремительно. Как отмечает ТАСС, граждане Таджикистана заблокировали автодорогу, которая соединяет два района Киргизии, а киргизы перекрыли дорогу в таджикский анклав Ворух. Спецназ погранслужбы Киргизии захватил заставу в Таджикистане, объяснив данные действия обстрелом своих застав, после которого одна из них загорелась. «Если таджикская сторона пойдет на провокации, у нас хватит военных сил, чтобы ответить», — подчеркнул спикер парламента Киргизии Талант Мамытов и призвал «не усугублять обстановку призывами ехать в эпицентр конфликта».

Площадкой для переговоров двух стран стала Казанская ратуша, где в эти дни проходит заседание Евразийского межправительственного совета. (на фото: премьер-министр Киргизии Улукбек Марипов (справа) и премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзода) Площадкой для переговоров двух стран стала Казанская ратуша, где в эти дни проходит заседание евразийского межправительственного совета. (на фото: премьер-министр Киргизии Улукбек Марипов (справа) и премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзада) Фото: © Пресс-служба премьер-министра Киргизии, РИА «Новости»

Площадкой для переговоров двух стран стала Казанская ратуша, где в эти дни проходит заседание евразийского межправительственного совета. На отдельной встрече обострение обсудили премьеры Таджикистана и Киргизии. После переговоров глава правительства Таджикистана вылетел на родину.

В это же время ситуацию обсуждали министры иностранных дел двух государств. По итогам встречи договорились о прекращении огня и отводе военных сил на места дислокации с 20:00 по местному времени (17:00 мск) 29 апреля. Бишкек и Душанбе также условились наладить совместное патрулирование в приграничной зоне.

Утром 30 апреля киргизский лидер заявил о стабилизации ситуации: милиция установила блокпосты, с местным населением ведется разъяснительная работа, а силовики обеспечивают общественный порядок «в усиленном режиме». Однако президент страны, вероятно, поторопился. Замглавы Баткенской области Киргизии Маруфхан Тулаев сообщил агентству, что в пятницу таджикские силовики обстреляли село Кызыл-Бел в Баткенском районе из минометов. Вскоре СМИ со ссылкой на МВД Киргизии сообщили, что перестрелка на границе возобновилась. Появились и новые видео в соцсетях: на одной из записей танк ведет обстрел под крики военных.

По последним данным, за время конфликта только с киргизской стороны пострадали 134 человека, 13 погибли. В частности, убиты трое пограничников. В Душанбе заявляют о 9 пострадавших, двое из которых получили огнестрельные ранения. Киргизия начала досудебное расследование по факту произошедшего, власти обменялись обвинениями в провокации. Киргизия эвакуировала из зоны конфликта более 2,5 тыс. местных жителей — в основном женщин, детей и пожилых. Часть людей разместились у родных, остальные — в школах. Также Бишкек сообщал о нескольких сгоревших домах, которые якобы поджигали таджики.

Интересная деталь: 26–27 апреля Таджикистан посетил с рабочим визитом министр обороны РФ Сергей Шойгу Интересная деталь: 26–27 апреля Таджикистан посетил с рабочим визитом министр обороны РФ Сергей Шойгу Фото: kremlin.ru

На днях Шойгу посетил Душанбе

Протяженность границы Таджикистана и Киргизии составляет около 980 км, и после распада Советского Союза на ней остались десятки спорных участков. В настоящее время в процессе делимитации и демаркации границы описано уже около 580 км линии прохождения рубежа. Последнее заседание комиссии по демаркации состоялось в марте 2021 года. Время от времени на некоторых участках возникают конфликты между жителями приграничных районов.

По словам источника газеты «Коммерсантъ», занимающегося в том числе вопросами Центральной Азии, российская сторона оперативно связалась с партнерами и попросила их «вступить в прямой диалог». Собеседник издания отметил, что РФ и Казахстан, активно занимающиеся решением приграничных вопросов, готовы поделиться с Киргизией и Таджикистаном опытом решения спорных моментов.

В Москве с тревогой следили за конфликтом, заявила сегодня официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Призываем стороны путем дальнейших переговоров — в духе союзничества и добрососедства — выйти на устойчивые и долговременные договоренности, позволяющие нормализовать ситуацию, принять эффективные меры для недопущения повторения подобных инцидентов», — указала Захарова и заверила, что Россия «готова всемерно содействовать решению любых спорных вопросов политико-дипломатическими методами».

Интересная деталь: 26–27 апреля Таджикистан посетил с рабочим визитом министр обороны РФ Сергей Шойгу. В Душанбе он принял участие в заседании совета глав минобороны организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) и переговоры с министром обороны республики Шерали Мирзо. По словам военно-дипломатического источника «Интерфакса», визит был обусловлен прежде всего озабоченностями в связи с обстановкой, складывающейся в соседнем Афганистане на фоне вывода из страны американских войск. «В частности, речь шла о совершенствовании механизма принятия решений для оперативного реагирования на „афганские“ угрозы и вызовы», — пояснил собеседник агентства.

эксперты говорят, что даже если стороны договорятся о мире, проблемы нехватки ресурсов, которые подвели к обострению, от этого не исчезнут, а с каждым годом будут только обостряться Эксперты говорят, что даже если стороны договорятся о мире, проблемы нехватки ресурсов, которые подвели к обострению, от этого не исчезнут, а с каждым годом будут только усугубляться Фото: IGOR KOVALENKO/EPA/ТАСС

«Этот «нарыв» зрел три десятилетия, подобные столкновения наблюдались еще в период Российской империи»

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин указывает на то, что сегодняшние боевые действия не носят такого ожесточенного характера, как вчерашнее столкновение. «Я надеюсь, что стороны придут к взаимному урегулированию конфликта, как было уже не один раз, — рассказал Грозин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Этот „нарыв“ зрел три десятилетия, подобные столкновения наблюдались еще в период Российской империи. Причин много, но все связаны с ресурсами — нехваткой воды, земли, пастбищ, отсутствием доступа к дорогам на фоне резкого роста населения в последние годы».

Население двух стран действительно растет быстрыми темпами. В 1959 году в Киргизии проживали 2 млн человек, а в 2019-м — уже 6,3 миллиона. В 1959-м в Таджикистане насчитывалось 1,9 млн человек, а в 2015-м — 8,4 миллиона.

Однако такой размах, с использованием БМП и минометов, столкновения принимают впервые, говорит Грозин. «Нынешнее обострение не идет в сравнение с предыдущими, 13 погибших у киргизской стороны, я думаю, в Таджикистане не меньше» — полагает он. Масштабность боевых действий собеседник издания объясняет деградацией административных систем в обоих государствах, отсутствием контроля центра за тем, что происходит в регионе и разбалансированностью политической системы в Киргизии, которая еще не оправилась от прошлого государственного переворота. «В Таджикистане своя специфика, оба государства горные, находятся в одной категории по ресурсам и оборонному потенциалу, население быстро растет, водные ресурсы не увеличиваются, а, наоборот, сокращаются из-за климатических изменений, — перечислил Грозин. — Все это подталкивает страны к необдуманным действиям».

«Я думаю, России пока вмешиваться не стоит, острой необходимости в этом нет, стороны постреляют, потрясут саблями и придут к созданию согласительной комиссии, после чего конфликт будет отложен, — говорит специалист. — В Москве рассчитывают на такое развитие событий».

Но есть и другие сценарии их развития, не исключает собеседник издания. Даже если стороны договорятся о мире, проблемы нехватки ресурсов, которые подвели к обострению, от этого не исчезнут, а с каждым годом будут только усугубляться.

Могут ли воспользоваться данной ситуаций внешние силы? Нельзя подобное исключать, полагает руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. «Мы будем постоянно сталкиваться с возможностью внешнего влияния, но нынешнее обострение для России неприятно по другим причинам, — считает Грозин. — Оба государства — наши партнеры по ОДКБ (организация договора о коллективной безопасности). Тем более нехорошо, что все это происходит на фоне только что закончившегося визита министра обороны РФ в Таджикистан. Обе страны — наши клиенты по данной линии, проще говоря, все, что стреляет, ездит и надето на их военнослужащих — продукты российского оборонного комплекса. Мы тратим деньги на повышение боеспособности этих слабых армий с учетом южного фактора и границ с Афганистаном. Для нас важно, чтобы в случае чего указанные псевдоармии имели минимальный набор свойств, чтобы парировать угрозу. Поэтому действуют многолетние программы бесплатного или на льготных условиях предоставления вооружения и подготовки офицерских кадров. Эти армии — сателлиты Вооруженных сил РФ, и, когда они начинают друг в друга палить с помощью БМП и автоматических пушек, это неприятно и требует кардинального решения».

Грозин полагает, что, если конфликт на границах двух государств не остановится, России придется использовать опыт по урегулированию подобных конфликтов, который она получила в Нагорном Карабахе. «Если не сумеют договориться, придется вмешиваться, — добавил он. — У нас десятки договоренностей в рамках ОДКБ, ШОС, ЕАЭС. Даже если мы заходим самоустраниться, не сможем».


«В этом регионе вода намного важнее, чем нефть»

Константин Калачев — руководитель политической экспертной группы:

— Поводом для данного конфликта послужила советская навеса границы в Ферганской долине, где существуют анклавы, где в принципе необходим обмен территориями с тем, чтобы обойтись в дальнейшем без анклавов. Понятно, что в настоящее время Киргизия больше всего в этом заинтересована, потому что идет депопуляция на юге страны, у таджиков, напротив, высокая рождаемость, и они вполне могут ждать того момента, когда им медленно и постепенно удастся вернуть себе некоторые территории, ныне находящиеся под юрисдикцией Киргизии.

Ухудшение внутренней ситуации влияет и на вопросы приграничного регулирования. Тут абсолютно неизбежны бытовые конфликты, а они легко могут перерасти в столкновения. Как мне кажется, есть серьезная проблема в том, что как минимум одна из сторон не готова ни к каким компромиссам по вопросам приграничного территориального регулирования. Такая же история была с Сербией и Косово. Если пограничные вопросы с Узбекистаном у Киргизией решаются достаточно успешно, то с Таджикистаном нет. Может так получиться, что с отъездом киргизов таджики действительно займут те территории, которые сейчас под юрисдикцией Киргизии, и попытаются воссоединиться.

Проблема в том, что границы стояли в едином государстве и никогда большой роли не играли, а сейчас все становится предметом спора, тем более что Ферганская долина — самая плодородная земля, водные ресурсы там. Я думаю, то, что началось с того конфликта и переросло в вооруженное столкновение, станет активно использоваться политиками и в одной стране, и в другой для консолидации населения, потому что образ врага в бедных странах всегда полезен.

РФ придется быть посредником так или иначе в рамках ОДКБ, возможно, там понадобятся российские миротворцы, а куда деваться? Тем более если Россия как правопреемник СССР какую-то моральную ответственность за происходящее тоже несет, раз уж мы признаем себя правопреемниками. Вопрос только в том, нужно ли до подобного доводить? Конечно, российские миротворцы способны развести стороны, но это ведь очередные траты, риски. Понятно, что ситуация там нестабильна. РФ стоило бы пока выступить в роли посредника, а если речь пойдет о возможности реальных масштабных боевых действий, то, конечно, тогда придется вмешиваться активнее, в том числе через отправку сюда миротворцев. Насколько я понимаю, если что, и Таджикистан, и Киргизия воевать намерены российским оружием. Военно-политическое сотрудничество есть и с той, и с другой страной. Нужно решать конфликт в рамках ОДКБ, и было бы неплохо не просто погасить его ситуативно, но и способствовать переговорам с возможными компромиссами, которые уладили бы дальнейшие конфликты. Надо способствовать тому, чтобы решить проблему раз и навсегда, с тем чтобы избежать возможности для конфликта в будущем. Это, наверное, самое главное, потому что распад Советского Союза все еще продолжается, как ни странно. До тех пор пока есть друг к другу какие-то территориальные претензии, будет вероятность столкновений, нужно окончательно урегулировать вопросы границ.

С проводимым в столице РТ евразийским межправительственным советом связь здесь только в одном: сейчас на полях совета попытаться все вопросы решить и закрыть. В данном смысле хорошо, что все в Казани. Это создает дополнительный коридор возможности.


Алексей Филатов  подполковник ФСБ в отставке:

— В этом регионе вода намного важнее, чем нефть, и ценность ее, как мне кажется, высока не только для Киргизии и Таджикистана, там ведь Китай рядом, наверняка он каким-то образом влияет на указанный спор.

Проблема, как мне кажется, еще и в том, что нет четко обозначенных границ территорий. На самом деле это далеко не первый и не последний, я уверен, случай, когда из-за до конца не оформленных границ возникает разного рода непонимание. Такие же споры, например, происходят и в Европе между Турцией, Грецией и Кипром. К тому же вода — для экономики Киргизии и Таджикистана дорогой ресурс, а там, где деньги — там и политика, а где политика — там война.

Я очень надеюсь, что ситуация не усугубится до полномасштабного столкновения. Обе эти страны находятся не в той ситуации, когда стоит начинать военные действия. В то же время, учитывая их слабое экономическое положение, в особенности политическую неустойчивость и постоянную смену власти в Киргизии, возможно и такое развитие событий, как между Азербайджаном и Арменией в Карабахе. Дурной пример заразителен.

Настораживает еще, что если Киргизия делится информацией о том, что происходит, то Таджикистан хранит молчание. Возникают мысли: а нет ли у них далеко идущих планов? Не решили ли они воспользоваться нестабильной ситуацией у соседей, чтобы откусить кусок от их территории?

Стоит ли вмешиваться России? У нас хорошие отношения с Киргизией. Я так понимаю, что взамен американского присутствия там мы давали какие-то гарантии, и допускаю, что с нашей стороны может быть обозначена жесткая позиция. Вряд ли для РФ от этого будут какие-то последствия, все же уровни развития стран разные. Однако мы, как третейские судьи, могли бы охладить пыл конфликтующих.

Вероятно, если все же случится что-то сродни Карабаху, это не будет последним конфликтом и проблемы не решит. Проигравшие просто затаят обиду, и уже через 5–10–50 лет конфликт вспыхнет вновь. Лучше, не допуская больших жертв, добиться прекращения противостояния. Я думаю, Россия могла бы в этом помочь.