В Казани открылся X международный фестиваль современной музыки им. Губайдулиной Concordia, который основал художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский. О том, что думает о «татарстанских симфониках» приглашенный дирижер Владимир Альтшулер и мировая премьера какой симфонии прошла в ГБКЗ им. Сайдашева, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Казани открылся X международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia
Шостакович и Слонимский
Даже дождливый апрельский вечер не остановил казанских меломанов от путешествия в мир современной классической музыки — ближе к началу концерта – открытия X юбилейного международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia в ГБКЗ им. Сайдашева потоком лились зрители. Увы, в прошлом году пандемия помешала им насладиться звучанием авангардной и новейшей музыки от Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского, поэтому они торопились наверстать упущенное.
К юбилею фестиваля не грех вспомнить его историю. Он был основан маэстро Сладковским в 2010 году и имеет статус крупного международного форума современной музыки. Первая Concordia была приурочена к 80-летнему юбилею Софии Губайдулиной. Композитор с благодарностью приняла идею проведения в Казани форума современной музыки. В первых фестивалях приняли участие сама Губайдулина, Давид Герингас, Юрий Башмет, Гия Канчели, Андрей Эшпай, Ксения Башмет. Популяризация современной музыки и знакомство публики с произведениями композиторов различных стилей и жанров сегодня являются основным направлением развития ГСО РТ, поэтому в каждом сезоне на концертах фестиваля знакомят слушателей с лучшими образцами полотен XX и XXI веков, приглашая ярких интерпретаторов современной музыки, чтобы выступить с «татарстанскими симфониками» на одной сцене.
Для выступления на юбилейном фестивале Сладковский пригласил таких мастеров, как дирижеры Владимир Альтшулер, Гавриэль Гейне, Фабио Мастранджело, пианист Филипп Копачевский, скрипачи Алена Баева, Сергей Догадин, виолончелист Александр Рудин. В программу вошли произведения Шостаковича, Стравинского, Бартока, Пендерецкого, Слонимского и др.
Солистом выступил лауреат международных конкурсов, молодой пианист и солист Московской филармонии Филипп Копачевский
«Коллектив ГСО РТ делает все, что я показываю, прекрасно понимает, о чем я говорю»
В первом отделении на открытии прозвучал концерт для фортепиано с оркестром «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого — это было первое исполнение произведения в Казани. Ушедший из жизни год назад Пендерецкий — особый композитор для оркестра Сладковского. В 2017 году тогда еще 83-летний классик лично приехал в Казань на открытие фестиваля Concordia и даже занял на один вечер место за дирижерским пультом. «Я хочу сказать, что очень счастлив приехать сюда, потому что нашел превосходный оркестр: мы пообщались буквально 10 минут — и сразу произошел контакт, потому что они очень хорошо играют, они понимают мою музыку», — поделился тогда с журналистами Пендерецкий.
Спустя четыре года за дирижерским пультом на открытии Concordia оказался дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, заслуженный артист России Владимир Альтшулер. «Я очень много слушал оркестр Татарстана на YouTube. Он очень хорошо звучит, мобилен, что лишний раз подтвердилось в этой программе, — рассказал он. — Это была очень трудная программа как для дирижера, так и для оркестра». Солистом выступил лауреат международных конкурсов, молодой пианист и солист Московской филармонии Филипп Копачевский. Действительно, концерт Пендерецкого был достаточно сложен как технически, так и эмоционально. По словам самого композитора, «Воскресение» является «синтезом стилей и представлений о гармонии», которые были у него в разные годы, от авангардных увлечений молодости до дня сегодняшнего. Название «Воскресение» выбрано неслучайно — в этом концерте Пендерецкий рефлексирует на тему жизни и смерти, бесчеловечности и жестокости, но все же оставляет место для надежды и победы жизни. Оркестр Сладковского блестяще справился со всеми сложностями и вызовами этого произведения, показав не менее высококлассное взаимодействие с солистом и выйдя к свету через тьму и сомнения.
Спустя четыре года за дирижерским пультом на открытии Concordia оказался дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, заслуженный артист России Владимир Альтшулер (справа)
Во втором отделении концерта прозвучала мировая премьера Симфонии №23 Сергея Слонимского. Он тоже был в Казани на открытии Concordia, но уже в 2018-м. Таким образом, на нынешнем фестивале была отдана дань двум признанным классикам, которые в разные годы почтили Казань своим визитом. «Первоклассный Государственный симфонический оркестр Татарстана может выступать в любом лучшем концертном зале мира. Сладковский — редчайшая находка для коллектива. Это мастер высочайшего уровня. Сейчас Александр Витальевич — дирижер, входящий в первую десятку дирижеров Европы, Америки, России. Его можно пригласить с вашим оркестром в любую точку и западного, и восточного мира — как в Китай, так и в Америку, Европу», — настолько высоко тогда композитор Слонимский оценил главного дирижера ГСО РТ. Думается, что неслучайно и мировая премьера его симфонии произошла именно в Казани — ведь первоначально планировалось, что она пройдет в мае – июне 2020 года в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Альтшулера, но пандемия изменила эти планы. Тем не менее дирижировал мировой премьерой именно Альтшулер, которому и посвящена симфония.
«Меня потрясло, что у оркестра не было ни одной зацепки в симфонии Слонимского, которой я немножко опасался — там переменные ритмы, сложности. Мне очень понравилось работать, потому что коллектив делает все, что я показываю, прекрасно понимает, о чем я говорю, и без лишнего снобизма относится к современной музыке», — сказал дирижер.
Второй концерт юбилейного фестиваля Concordia состоится уже в эту субботу, 24 апреля, — на нем прозвучит увертюра к комедии Р. Шеридана «Школа злословия» Барбера, Концерт №1 для скрипки с оркестром и Симфония №15 Шостаковича. Солистом выступит победитель международных конкурсов Сергей Догадин, за дирижерским пультом — штатный дирижер Мариинского театра и музыкальный руководитель оперного фестиваля «Северное сияние» в Миннесоте (США) Гавриэль Гейне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.